Рейтинг новых автобусов Великого Новгорода за первый квартал 2016 года

Прошло первых три с половиной месяца 2016 года. За это время все три пассажирских перевозчика Великого Новгорода («Автобусный парк», «Городское ПАТП» и «АТП-3»/«Автопрокат») приобрели новый подвижной состав. Пришла пора посмотреть на обновления и оценить их.

ООО «Городское ПАТП» — 5 автобусов средней вместимости ПАЗ-32054

(с) fotobus.msk.ru

В январе 2016 года ООО «Городское ПАТП» (aka «круглый гараж») возобновило обслуживание маршруточных маршрутов 53, 54 и 58, которые ранее обслуживались как коммерческие маршруты жёлтыми Газелями ООО «Автоэкспресс» – дочерней компании небезызвестного петербургского транспортного холдинга «ПитерАвто». Однако в декабре 2015 года в один прекрасный день перевозчик благополучно слился из города. Казалось бы, теперь Великий Новгород будет одним из немногих российских городов без маршруток вообще, однако уже через месяц на маршрут вышли снятые с пригородных маршрутов ПАЗики ООО «МПАТП-1»/ООО «Городское ПАТП». Новый перевозчик некоторое время думал, закупить ли для обслуживания этих маршрутов в долгосрочную перспективу ПАЗики или набирающие сейчас популярность Газели-Next и в итоге выбрали первую проверенную десятилетиями модель. Было закуплено пять двухдверных автобусов ПАЗ-32054, которые с середины 2015 года выпускаются с новой непривычной передней и задней маской, однако в остальном ничем не отличаются от старых добрых ПАЗиков. Старые пригородные ПАЗики перевозчик вернул на пригородные маршруты, а на новые нанёс символику ООО «Городское ПАТП» и символические шашечки такси.

Как мы может оценить новое приобретение?.. Начнём с того, что ПАЗ-3205 – безнадёжно устаревшая модель, застрявшая в 80-90х годах прошлого века, которую надо было прекратить выпускать ещё лет семь назад, с распространением новой модели ПАЗ-3204. За последние 10-15 лет в исполнении салона также ничего не изменилось, Павловский автозавод по-прежнему ставит внутрь довольно жёсткие (при длительной поездке) диваны:

Салон дизельных автобусов ПАЗ-32054-07 ОАО «Автобусный парк» 2003 года выпуска

 

Салон газовых автобусов ПАЗ-32054 ООО «Городское ПАТП» 2015-2016 года выпуска

Проблема в том, что политика группы ГАЗ такова, что они продолжают выпускать устаревшие модели автобусов до тех пор, пока на них будет спрос. А на дешёвые ПАЗики в России спрос всегда есть и он очень большой – хотя по-хорошему ПАЗики хороши только для обслуживания пригородных перевозок и в городе им не место, модели 3205 точно. Высокопольный салон с крутыми ступеньками, узкие одностворчатые двери, отсутствие накопительных площадок в салоне – всё это делает перевозку пассажиров в салоне удобной в лучшем случае при заполнении только по сидячим местам и при отсутствии у пассажиров крупного багажа или коляски. Единственный плюс, который можно поставить этим автобусам – это то, что они работают на газовом топливе.

Отдельный интересный вопрос – сами обслуживаемые этими ПАЗиками маршруты. Изначально маршруты 53, 54, 58 задумывались как полные маршруточные дубли центральных автобусных маршрутов города, обслуживаемых «Автобусным парком» – 19, 20 и 6 соответственно. Однако парадокс ситуации в том, что «Городское ПАТП», восстановив эти изначально коммерческие маршруты, приравняло их к социальным!.. То есть на этих маршрутах теперь действуют все проездные и льготы. В результате получается парадоксальная ситуация, когда по одному и тому же маршруту два разных перевозчика гоняют автобусы под разными номерами маршрутов!.. Проще говоря: 53 = 19, 54 = 20, 58 = 6. Такая вот арифметика.

Причины введения «Городским ПАТП» маршрутов-дублей понятны: это желание перевозчика, которому весьма благоволят в областной администрации, забрать часть пассажиров и выручки у главного городского перевозчика – «Автобусного парка», который, наоборот, в последние годы всячески зажимали, в том числе и финансово. Казалось бы, ПАЗиков этих на улицах города не так много, всего по одной-двум машинам на маршрут, никто специально их ждать не будет, машин «Автобусного парка» на этих маршрутах в десяток раз больше и ПАЗики-конкуренты им не страшнее булавочных уколов – но ведь и булавочные уколы довольно неприятны. На февральском заседании Общественного совета при Департаменте транспорта новгородской области глава департамента Александр Тарасов озвучил информацию, что за первые полтора месяца работы новых ПАЗиков-псевдомаршруток «Автобусный парк» потерял около 250-300 тысяч рублей выручки в месяц. А ведь теперь, согласно вступившему в силу с 11 января 2016 году федеральному закону 220-ФЗ о пассажирских перевозках, назначение перевозчика на новый маршрут либо смена перевозчика на маршруте существующем осуществляется на основании открытого конкурса. Будет ли проведён хотя бы в будущем такой конкурс для маршрутов 53, 54, 58 – неизвестно. Впрочем, это уже вопрос не к подвижному составу.

В целом, обновление подвижного состава «Городского ПАТП» в первом квартале 2016 года заслуживает не больше тройки с минусом; ПАЗики – это самое примитивное обновление подвижного состава, хуже для городских перевозок могут быть только Газели. Особенно на фоне прошлого года, когда на предприятие из Ярославля поступило три подержанных, но находящихся в хорошем состоянии автобуса ЛиАЗ-5293 с низкопольной передней частью салона (бортномера 52, 311 и 312), приспособленных как для перевозки маломобильных пассажиров, так и для удобной перевозки большого количества стоячих пассажиров за счёт наличия огромной накопительной площадки в передней части салона. О модели ЛиАЗ-5293 и её достоинствах можно прочитать здесь.

ОАО «Автобусный парк» – 5 автобусов средней вместимости Yutong ZK6852HG

(с) fotobus.msk.ru

Основной городской перевозчик «Автобусный парк» в последние годы запомнился прежде всего скандалом с невыплатой ему областью выпадающих доходов за перевозку льготников с 2008 года на сумму почти 200 миллионов рублей. Область даже отжала себе «Автобусный парк» и в придачу Центральную диспетчерскую службу общественного транспорта (МУП ЦДС ОТ) и вместе с ней вéдение городским общественным транспортом в целом – по сути только чтобы не платить тот самый долг. Однако в 2016 году под давлением общественности в феврале 2016 года областными властями было принято решение постепенно, в течение пяти лет, выделять «Автобусному парку» средства на обновления подвижного состава в счёт того самого долга. В итоге впервые с 2013 года в «Автобусный парк» поступили новые китайские автобусы средней вместимости Yutong ZK6852HG. (По иронии судьбы, предыдущим поступившим перевозчику новым автобусом был точно такой же Yutong, с 2013 года обслуживавший маршрут №17а). Данные автобусы планировались на смену старым прогнившим дизельным ПАЗикам 2003 года выпуска на маршрутах с малым пассажиропотоком, таким как маршруты №1а, 13, 15ац, 27, 27а. По сравнению с ПАЗиками новые Ютуны (именно так передаётся на русский название данной марки по традиционной системе передачи китайских имён и названий в русском языке) имеют более комфортный салон городской (а не пригородной) компоновке, более широкую входную дверь и более низкий уровень пола. Также эти автобусы для работы используют дешёвое и экологичное газомоторное топливо. Казалось бы, вполне неплохой вариант для малонаполняемых маршрутов. Однако новые автобусы вызвали самые разные мнения и бурное обсуждение новгородской общественности.

Администратор новостного сайта Новгород.ру Михаил Кривый написал подробную статью «Автобусы Ютун (Yutong) – доступные и недоступные». Узнав о планируемой закупке автобусов данной модели, новгородские общественники из урбанистического движения «Новый город» обратились в областной департамент транспорта с просьбой не закупать данные автобусы из-за того, что они не являются низкопольными (а имеют две небольшие ступеньки на входе), и предложили закупить аналогичную белорусскую модель МАЗ-206, которая при сходном салоне имеет низкий пол на входе и просторную накопительную площадку для стоячих пассажиров, которая в Ютуне занята тремя дополнительными сиденьями. Таким образом, провоз, например, детской коляске в автобусе Yutong ZK6582HG очень проблематичен, да и в час пик в случае заполненности 22 сидячих мест стоячим пассажирам уже особо некуда встать.

Yutong vs. 206

Yutong vs. 206 2Примечательно, что одним из главных аргументов за Ютуны вместо МАЗов озвучивалась их значительно меньшая стоимость (3,6 млн против 4,5-5 млн), однако в итоге 12 Ютунов (из которых пока прибыло только пять) были взяты в лизинг за 58,9 млн рублей, т.е. по сумме 4,9 млн рублей за штуку, что примерно соответствует стоимости нового МАЗа-206 без лизинга. Не иначе брали у «своего» дилера.

Однако есть и ещё одна проблема, с самим подвижным составом напрямую не связанная. Дело в том, что автобусы средней вместимости предназначены только для работы на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. При приобретении Ютунов «Автобусный парк» пообещал использовать их только на малонаполняемых маршрутах (таких как №1 и №13) в межпик. Однако уже буквально через неделю от пассажиров стали поступать жалобы на появление этих маршрутов в час пик (!) на основных городских маршрутах с большим пассажиропотоком, таких как №12 и даже №19 (!).

 

 

Переполненный автобус Yutong ZK6852HG на 19 маршруте крупным планом. Фото: Георгий Филиппов

В качестве итоговой оценки за обновление можно поставить четвёрку с минусом: лучше, чем ничего или чем ПАЗики (как в предыдущем примере), но вариант далеко не идеальный, особенно при наличии аналогичной модели с лучшими характеристиками. За постановку Ютонга на центральный городской маршрут (на котором даже короткие большие автобусы не очень-то справляются с пассажиропотоком, т.е. там нужны только гармошки) хотелось бы поставить и тройку, но это всё-таки не к подвижному составу вопрос, а к тем, кто распределяет его на маршруты. Хотя безусловно очень хотелось бы видеть в этом году обновление и больших автобусов на современные низкопольные модели.

ООО «АТП-3»/ООО «Автопрокат» – 2 низкопольных автобуса особо большой вместимости («гармошки») ЛиАЗ-6213

(c) fotobus.msk.ru

На прошедшей неделе жители Великого Новгорода с удивлением заметили на 11 маршруте два необычных автобуса-гармошки. Ими оказались 100% низкопольные ЛиАЗ-6213.21, приобретённые перевозчиком ООО «АТП-3»/ООО «Автопрокат» (формально это два разных перевозчика, фактически один и тот же) у известного ярославского автобусного дилера «ЯрКамп» . Ранее это были два из 30 автобусов ЛиАЗ-6213, приобретённых в лизинг Вологдой в 2013 году и в течение полутора лет ездивших по вологодским городским маршрутам, однако затем вынужденно возвращённых ярославскому дилеру из-за чрезмерно больших лизинговых платежей (6,6 млн руб в месяц в общей сложности за 30 штук). По информации, полученной от ярославских любителей транспорта, сейчас эти автобусы стоят на продаже примерно по 8,5 млн рублей за штуку. Для сравнения: новенький ЛиАЗ-6213 стоит от 15 млн рублей, а 8,5 млн рублей – это примерно стоимость его короткого низкопольного аналога ЛиАЗ-5292.

Два из этих выставленных в Ярославле на продажу автобусов (всего 30 штук) уже ездят в Великом Новгороде. (с) fotobus.msk.ru

ЛиАЗ-6213 – одна из лучших на данный момент российских моделей автобуса особо большой вместимости («гармошки»). Данная модель имеет низкий пол без ступенек во все двери, что позволяет пользоваться автобусов маломобильным гражданам и значительно ускоряет посадку и высадку пассажиров в целом. Кроме того, в салоне используется компоновка сидений 2+2, что по сравнению с традиционной для новгородских высокопольных ЛиАЗов-6212 компоновкой 2+1 уменьшает количество лишнего пустого пространства в салоне и даёт возможность увеличить вместиомсть накопительной площадки в передней части салона; таким образом, стоячие пассажиры могут ехать с комфортом, а не стоять в проходе из-за чрезмерно маленького накопителя в предыдущих моделях.

Салон автобуса ЛиАЗ-6213, вид назад

Салон автобуса ЛиАЗ-6213, вид вперёд

 

Низкопольный вход в салон автобуса ЛиАЗ-6213. Высота пола — 32 сантиметра; с учётом средней высоты остановочного бордюра в 15 см при посадке остаётся небольшой перепад высоты в 15 см, позволяющий закатить в салон, например, детскую коляску.

Ощущения от поездки в новом автобусе просто непередаваемые. Салон светлый и уютный без лишнего «воздуха» и неиспользуемого пространства, расположенный в торце двигатель звучит тихо и плавно, не «рычит» и не создаёт вибрацию в салоне даже для пассажиров, сидячих непосредственно за шахтой двигателя (в отличие от многих экземпляров новгородских ЛиАЗ-6212 и МАЗ-105). Сзади за шахтой двигателя есть два приватных «места для поцелуев». Лично я много раз представлял в своих мечтах именно такие автобусы на центральных городских маршрутах, таких как обслуживаемые «Автобусным парком» маршруты №№4, 6, 16, 19, 20. Однако в своё время «Автобусный парк» отклонил возможность приобретения этих же ярославских автобусов, поскольку рассматривал вариант приобретения только коротких автобусов; что из этого получилось – мы могли видеть выше. «АТП-3» взял и никого не предупреждая преподнёс новгородцам подарок в виде двух современных автобусов. Кстати, за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода эти автобусы для маршрутных пассажирских перевозок используются лишь в паре городов в единичных экземплярах: по одной машине в Тюмени и Астане и две машины в Междуреченске. Ещё в нескольких городах они используются организациями для служебной развозки сотрудников. Поэтому Новгород может с полным правом гордиться таким приобретением, которое заслуживает твёрдой пятёрки, даже с плюсом.

Безусловно хотелось бы видеть в будущем ещё больше таких автобусов, но не перестараться и помнить опыт обжёгшейся на лизинговых платежах Вологды, решившей взять сразу 30 штук таких автобусов. Это тот случай, когда лучше меньше, да лучше — и чтобы автобусы гарантированно остались в городе насовсем.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: