Ютонг… пардон, Ютун

«Новгород.ру» опубликовали статью о новых китайских автобусах Yutong для новгородского «Автобусного парка» и… внезапно передали название автобуса, которое все по-русски тупо транслитерируют с английского как «Ютонг», по общепринятой системе передачи китайских названий в русском языке (системе Палладия) – «Ютун». Хотя, казалось бы, писали статью не лингвисты :)

Захват-1
Автор статьи, новгородский блогер-путешественник Михаил Кривый (кстати, автор очень познавательно блога о Новгородской области и разных странах мира mikhail.krivyy.com), очень просто объясняет данное решение:

poslushatjКак поясняют китаисты, китайский слог, который в английском языке передаётся как -ong, на самом деле произносится именно как [-uŋ] (ŋ — носовой звук как в английском king). Соответственно, название другой популярной китайской автобусной марки Zhong Tong (буквально «китайский путь») по-русски следует передавать как «Чжун Тун». Аналогично нужно помнить о разнице в русской и английской традициях передачи звуков и для японских названий: что по-английски Mitsubishi (система Хэпбёрна), то по-русски Мицубиси (система Поливанова). Хотя в данном случае соответствующий японский слог читается ближе к английскому shi, чем к русскому си.

И да, если кому интересно, Yu-tong/Ю-тун буквально переводится с китайского как «путь вселенной» или «путь поднебесной».

Реклама

комментариев 5 to “Ютонг… пардон, Ютун”

  1. pozdeevvo Says:

    Коробит, когда говорят Мицубиши, но вот к Тошиба и суши как-то привык.

    • Massimo Says:

      Ого, а про Тошибу я никогда и не задумывался. Действительно, по Поливанову должна быть Тосиба.

      Суши многие японисты принципиально называют по-русски «суси» :)

      • pozdeevvo Says:

        Про суси/суши я впервые прочитал в книге Анатолия Иванкина «Последний камикадзе» в начале 1980-х. Там было написано именно «суси».

  2. pozdeevvo Says:

    Вот, кстати, увидел про эти автобусы «Сомнительная закупка общественного транспорта в Великом Новгороде» http://tatiana-region.livejournal.com/2256.html

    • Massimo Says:

      У нас общественники сразу же после известия о закупке стали сильно плеваться на их ненизкопольность и несоответствие доступной среде. МАЗ-206 как автобус средней вместимости был бы лучше — это фактически то же самое, только с низким полом и накопительной площадкой для стояния, которая у Ютонга занята сиденьями. При этом стоимость Ютонгов в лизинг составила примерно столько же (4,9 млн руб за штуку), сколько стоит МАЗ-206 без лизинга. Так что коррупция или как минимум «покупка у своих» в этом случае вполне вероятна.

      Хотя сами эти автобусы мне нравятся, у нас с 2013-2014 годов есть несколько таких и одно время регулярно на них попадал, вполне комфортные для маршрутов с малым пассажиропотоком (но детскую коляску там уже действительно поставить негде, хотя вкатить в принципе можно, ступеньки низкие). Ну МАЗ-206 был бы лучше, да. Правда, газовым он бы не был, потому что у МАЗ-206 нет газовой модификации. Вот администрация на газовость Ютонгов и напирает :)


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: