Новые ПАЗики-маршрутки

А 107

Сегодня наконец проехался на одной из новых маршруток ПАЗ-3205. На самом деле, маршрутки для Великого Новгорода не новы, равно как и маршруточные маршруты 53, 54, 58 и 62 (дублируют автобусы 19, 20, 6 и 9А соответственно), однако теперь их обслуживает другой перевозчик — местное ООО «Городское ПАТП» (aka «круглый гараж») вместо пришлой дочки небезызвестного холдинга «ПитерАвто» ООО «Авто-Экспресс», в одночасье прекратившей свою работу в Великом Новгороде в декабре 2015 года. Соответственно, другим стал и подвижной состав: вместо убитых в хлам бывших петербургских микроавтобусов Volkswagen LT на «новые старые» маршруточные маршруты вышли газовые автобусы ПАЗ-32054 начала 2010х годов выпуска, ранее работавшие на пригородных маршрутах.

Новые маршрутки фактически приравнены к полноценным автобусам, поскольку принимают общегражданские и льготные проездные билеты. Да, общегражданские проездные сейчас в городе почти никто не покупает из-за их в два раза завышенной стоимости (1600 рублей в месяц), но если уж он есть, то платить отдельно будет не нужно :) 

66
В результате получается парадоксальная ситуация, когда по одному и тому же маршруту ходят абсолютно равноправные с точки зрения системы оплаты проезда маршруты под разными номерами. Ясно, что главная цель такого нововведения — дать возможность «Городскому ПАТП» (директор которого Евгений Карпов имеет большое влиение в областной администрации) забрать часть выручки с маршрутов «Автобусного парка» (который областная администрация, наоборот, уже несколько лет как всячески гнобит). Хотя нынешние маршрутки ходят гораздо реже прежних микроавтобусных, примерно раз в 30-40 минут, так что о сколь-нибудь существенной борьбе за выручку от пассажиров на данный момент вряд ли может идти речь. Я по долгу своих транспортных интересов несколько раз с момента их запуска пытался их специально дождаться, но так и не дожидался, проехал случайно только сегодня :)

Теперь о впечатлениях от поездки с точки зрения пассажира. Скажу честно — модель ПАЗ-3205 я не люблю и считаю, что во втором десятилетии XXI века ей не место, в виде нововыпускаемых автобусов точно. Однако поездка в ПАЗике-маршрутке мне на удивление понравилась. Поскольку бóльшую часть пассажиров забирают автобусы-гармошки, людей в салоне ПАЗика едет сравнительно немного, да и сам салон на удивление мягкий, чистый, ухоженный и приятный, ибо автобус сравнительно новый, выпущен (судя по маркировке на боковом стекле) в 2011 году. С убитыми-ободранными-проржавевшими салонами дизельных ПАЗиков «Автобусного парка», поступивших в далёком 2003 году — небо и земля. К сожалению, салон не удалось сфотографировать, поскольку всё время находился в поле зрения кондуктора, поэтому придётся приложить фотку аналогичного салона из Сети:


И да, в салоне сидит и обилечивает кондуктор, как в обычном автобусе. Вообще в ПАЗике, где входят в основном через переднюю дверь, на кондукторе можно было бы и сэкономить (и передавать оплаты водителю в обмен на билеты), но экономить на кондукторах у нас не принято, хотя в среде транспортных экспертов известно, что кондуктор — это очень дорогой способ сбора выручки, поскольку определённый процент собранной выручки уходит на оплату труда самого же кондуктора, единственной работой которого является сбор выручки (замкнутый круг). Одно время в ПАЗиках «Автобусного парка», ходивших по маршруту 27А, кондукторов не было и оплату принимал водитель — затем, однако, туда снова посадили кондуктора, хотя в автобусы этого маршрута на каждой остановки входят от силы два-три человека, а то и вовсе ни одного, и практически все входят через переднюю дверь. Но традиции наши сильны, да и не оставлять же уже набранных кондукторов без работы.

Ещё один момент, который мне понравился в ПАЗике «Городского ПАТП» — там очень тепло, даже жарко, печка работает вовсю! После довольно промозглой погоды на улице как раз хорошо в салоне отогреться. Греет в салоне не хуже, чем в ЛиАЗах, и намного лучше, чем в старых ПАЗиках «Автобусного парка».

Также в салоне прочитал табличку вместимости автобуса — 23 сидячих мест при общей вместимости в 42 человека. Внимание: в ПАЗике ровно те же 23 сидячих места, что и в коротких ЛиАЗах-5256!!!.. А мы помним, что транспорт должен быть сидячим, а не скотовозным, особенно сейчас, когда эпоха массовых давок в общественном транспорте ушла в прошлое (по этому поводу рекомендую ознакомиться со статьёй Пробок.нет «Как превратить скотовозки в общественный транспорт»). Напомним, что ПАЗ-3205 — это автобус средней вместимости, а ЛиАЗ-5256 — автобус большой вместимости, одноклассник троллейбусов ЗиУ-682 (26 сидений) и Škoda 14Tr (29 сидений). Про украинские короткие троллейбусы с их 34 сидениями и немецкие короткие автобусы с их ~40 сиденьями мы здесь даже говорить не будем. То есть ПАЗ рассчитан на то, что бóльшая часть пассажиров поедет сидя, а ЛиАЗ — на то, что бóльшая часть пассажиров поедет стоя, а сидеть будут разве что пенсионеры. Длинные ЛиАЗы немногим лучше — при номинальной вместимости в 178 человек сидячих мест «целых» 32. Стóит ли удивляться, что, увидев сегодня на полной народу остановке, как вслед за ЛиАЗом-«гармошкой» по моему же маршруту едет ПАЗик, я уверенно пошёл в него, ибо там почти наверняка поедешь сидя, а в «гармошке» — почти наверняка стоя?..

В целом же, «новые старые» маршрутки как вспомогательный транспорт могут оказаться вполне кстати, чтобы не так долго ждать автобуса. По крайней мере при нынешней транспортной системе, когда время ожидания автобусов непредсказуемо, расписаний на остановках нет, а в самих автобусах сидячих и удобных стоячих мест кот наплакал. Известно ведь, что маршрутки паразитируют на недостатках транспортной системы, и чем больше этих недостатков, тем больше маршруток, а в идеально упорядоченных транспортных системах маршрутки отсутствуют как класс или полностью приравнены к автобусам. Поэтому когда в Великом Новгороде транспортная система из хорошей превратится в отличную, пассажиры будут голосовать рублём и проездным за автобусы и потребность в маршрутках отпадёт сама собой.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: