Ответ чиновника: Об автоматической системе оплаты проезда

Наконец-то опубликован официальный ответ, почему в городском общественном транспорте Великого Новгорода так и не была введена автоматическая система оплаты проезда с электронными билетами и валидаторами, которую областные власти планировали ввести в обязательном порядке для всех городских перевозчиков с 1 января 2016 года. Вот какой ответ был дан по этому поводу представителем Центральной диспетчерской службы общественного транспорта (ЦДС ОТ) Новгородской области в блоге губернатора Сергея Митина:

Вопрос внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) рассматривался перевозчиками Великого Новгорода в 2015 году. Предполагалось, что АСОП поможет при учете поездок для выплаты компенсации из бюджетов всех уровней выпадающих доходов перевозчиков от перевозки пассажиров, имеющих право на использование Единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) при проезде.
С апреля 2015 года в соответствии с Законом Новгородской области от 26 февраля 2015 г. N 719-ОЗ приостановлено действие ЕСПБ.
В связи с этим внедрение АСОП было отложено перевозчиками на неопределенный срок.

С уважением,
Центральная диспетчерская служба общественного транспорта
Новгородской области

Данное заявление — лишнее подтверждение того, что у транспортников нет цели сделать общественный транспорт удобным для горожан. На самом деле автоматизированная система оплаты проезда — это далеко не только способ срубить бабла с области/города за перевозку льготников, а прежде всего возможность сделать гибкое билетное меню, включающее в себя:

— билеты повременного действия (например, 60 или 90 минут) с возможностью бесплатной пересадки
— выгодные многопоездочные билеты или безлимитные проездные на разные периоды времени (1 день, 3 дня, 15 дней, 30 дней), которые будут выгодно стоить за счёт того, что все пассажиры и в том числе льготники будут посчитаны и не нужно будет задирать цену проездного билета до заоблачных высот, чтобы выбить из области дотации за перевозку непонятно какого числа льготников в месяц.

Транспортные предприятия в конечном счёте тоже получают выгоду, поскольку более выгодные условия поездки на общественном транспорте привлекают в него больше пассажиров и делают более лояльными к ОТ пассажиров существующих. Иными словами, при выгодном билетном меню человек, имеющий выбор поехать на общественном транспорте или передвигаться по городу каким-либо другим образом (пешком, на велосипеде, самокате, автомобиле, такси), с большой вероятностью выберет именно общественный транспорт. А значит, возрастёт количество пассажиров и возрастёт выручка и прибыльность перевозчиков.

В настоящий же момент в Великом Новгороде действуют максимально невыгодные для пассажиров условия проезда в городском общественном транспорте. Если мы хотим отнять у общественного транспорта как можно большее число пассажиров и пересадить их на автомобили (а тех, у кого нет автомобиля, — на велосипеды, самокаты или просто на свои две ноги), нужно делать именно так, как делается в Новгороде — делать и разовый проезд дорогим, и проездной абсолютно невыгодным для приобретения. В итоге автобусы превращаются де-факто в (особо) большие маршрутки, в которых за каждую поездку приходится платить наличкой, а поездка с пересадкой с точки зрения оплаты воспринимается как две поездки, а не как одна.

risovach.ruРазумеется, при таком раскладе пассажиры стараются избегать и пересадок, и лишних поездок на общественном транспорте в целом, а при поездке в салоне каждый раз принимать решение: платить или надеяться, что кондуктор пройдёт мимо не заметив (что действительно часто бывает) и сэкономить в этот день 22 рубля. В итоге транспортные предприятия теряют выручку и как следствие прибыль. По данным статистической отчётности автотранспортных предприятий (форма №65-автотранс), общественный транспорт Великого Новгорода ежегодно теряет пассажиров: в 2009 году по городу было перевезено 76,9 млн пассажиров, в 2012 году — 68,4 млн, в 2013 году — 6,6 млн, в 2014 году — 61,4 млн.

Введение же автоматической системы проезда, помимо привлечения пассажиров к поездкам на общественном транспорте путём удобного и выгодного билетного меню, позволило бы провести вожделенную для перевозчиков оптимизацию маршрутной сети, т.е. сократить дублирующие маршруты и усилить пересадочные. Например, при наличии выгодного проездного или разового билета с бесплатной пересадкой можно смело отменить автобус 1А (который обслуживается всего тремя машинами и имеет средний интервал 20 минут), поскольку с Торговой стороны на Псковскую и обратно намного быстрее и удобнее добраться с пересадкой гораздо более частоходящими маршрутами 4/19/20 + 2/11. А освободившиеся машины можно направить на усиление упомянутых основных городских маршрутов (кроме 11, который обслуживается другим перевозчиком).

Ещё пример из личного опыта. огда-то я нашёл интересное предложение работы в конце Московской улицы, однако в итоге от него отказался именно из соображений того, что туда пришлось бы ездить с пересадкой и тратить каждый день на проезд аж 88 рублей. Можно купить проездной за 1600 рублей и он даже будет оправдываться, но — тоже очень уж дорого. Для сравнения: в Вологде такой путь с пересадкой по электронной карте стоил бы 20 рублей (при разовом проезде в 25 рублей), что включало бы и бесплатную пересадку; туда-обратно — 40 рублей против новгородских 88.

При наличии выгодных проездных или электронных билетов с бесплатной пересадкой можно было бы малой кровью решить вопрос транспортной тупиковости улицы Ломоносова. Сейчас, чтобы уехать с улицы Ломоносова в центральную часть Большой Санкт-Петербургской улицы, нужно или идти пешком на проспект Мира и беспересадочно ехать оттуда, или же сначала ехать на 4 автобусе до конечной остановки в начале улицы Ломоносова, а затем проходить пешком 200 метров до остановки на проспекте Корсунова у ТЦ «Панорама» и делать пересадку там (и платить за пересадку ещё 22 рубля!).

lomonosova-bspb
Раньше с Ломоносова на Большую Санкт-Петербургскую в одну сторону можно было уехать на 27 автобусе, но он пал жертвой майской оптимизации как слишком дублирующий 4 и 6 автобусы. А ведь можно было бы не плодить сущностей и продлить 4 автобус от его нынешней конечной в начале улицы Ломоносова вправо по проспекту Корсунова всего на две остановки с разворотом под виадуком, чтобы организовать жителям Ломоносова удобную пересадку в сторону Большой Санкт-Петербургской и Северного района. Такая «четвёрка» могла бы также подвозить студентов — жителей улицы Ломоносова к Политеху (главному корпусу НовГУ), находящемуся в удобной пешей доступности от её новой конечной у магазина «Боровичи-Мебель» на пересечении с улицей Менделеева. Там же автобус мог бы отстаиваться, затем сажать пассажиров (тех же студентов, клиентов магазинов «Боровичи-Мебель» и «Библион», жителей домов в начале улиц Менделеева и Космонавтов) и с разворотом под виадуком везти их на Ломоносова, попутно подобрав на остановке «ТЦ Славянская ярмарка» пассажиров, следующих на Ломоносова с Большой Санкт-Петербургской.
avtobus-4-projekt
Разумеется, при этом очень желательно, чтобы пересадки для пассажиров стали бесплатными, неважно — через разовые повременные билеты или через выгодные безлимитные месячные проездные.

На январском заседании Общественного совета при Департаменте транспорта Новгородской области мы рассматривали основные итоги 2015 года в сфере общественного транспорта с целью дать рекомендации областному Департаменту транспорта на текущий год. В частности, было предложено рекомендовать Дептрансу провести исследования городских пассажиропотоков и снизить стоимость общегражданских месячных проездных. Однако когда мы перешли к вопросу введения автоматической системы оплаты проезда, оказалось, что её введение способно решить обе вышупомянутые проблемы. Количество перевезённых пассажиров будет постоянно учитываться через учёт количества валидаций электронных билетов — а, значит, не придётся тратиться отдельно на обследования пассажиропотоков (оптимизация!), то выпадающие доходы за перевозку льготников будет понятно в каком количестве компенсировать и не нужно будет задирать для этого стоимость общегражданского проездного, т.е. можно будет делать проездные выгодными для горожан, по стоимости не более 45-50 месячных поездок (а лучше 40 или меньше). Поэтому по итогам заседания мы вынесли областному Департаменту транспорта всего одну рекомендацию — снова рассмотреть вопрос о введении автоматической системы оплаты проезда. Потому что её введение позволит решить и остальные наиболее актуальные транспортные проблемы и сделать транспортную систему города более удобной и привлекательной для пассажиров.

Реклама

Один ответ to “Ответ чиновника: Об автоматической системе оплаты проезда”

  1. Николай Велицкий Says:

    Очень надеюсь, что все же смогут реализовать эту идею, или у нас просто перестанет существовать общественный транспорт. Да, и надо заставить всех перевозчиков поставить спутниковую систему слежения на автобусы и сделать в городе единую систему мониторинга транспорта.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: