Переносить или не переносить вокзал на Лужское шоссе?

Отправил в редакцию газеты «Новгород» отклик на статью о проекте переноса ж/д и авто вокзалов из центра города на окраину. Дублирую его здесь. Также рекомендую ознакомиться с мнением по этому вопросу известного новгородского блогера-путешественника Михаила Кривого.

Уважаемая редакция газеты «Новгород»!

В газете «Новгород» от 21 января 2016 года я прочитал статью «Вокзал — один на двоих. Или троих», в которой был представлен проект переноса железнодорожного и автобусного вокзалов из центра Великого Новгорода на его северную окраину, в район Лужского шоссе, выполненный выпускницей НовГУ Алиной Малышевой. В конце статьи читателям предлагалось присылать в редакцию свои мнения по поводу озвученной идеи переноса вокзалов.

Лично я категорически против переноса вокзалов из центра города по следующим причинам.

Прежде всего это соображения транспортного удобства. Вокзал, расположенный в деловом центре города, является наиболее транспортно обеспеченной точкой города, находящийся примерно на равном удалении от всех районов города (в пределах 3-4 км), кроме северного. Соответственно, жителям разных частей города примерно одинаково удобно и не особо далеко добираться до вокзала для совершения пригородных и междугородних поездок. Многочисленные приезжающие в Великий Новгород по делам жители района и области также имеют возможность быстро попасть в нужные им места и учреждения, расположенные обычно в центре города, а не на «спальных» окраинах.

В предлагаемом же проекте ситуация будет очень напоминать ситуацию с аэропортами в тех городах, в которые они есть, где пассажиры вынуждены будут совершать дополнительную весьма длительную поездку в центр города или в нужный им район. Однако аэропорты не могут быть расположены в центре города по соображениям безопасности полётов, в то время как одно из преимуществ железнодорожного и автобусного сообщений состоит именно в том, что пассажир имеет возможность попасть сразу в центр города и оттуда быстро и удобно уехать по городу в пункт назначения. Почему для сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом так популярны высокоскоростные поезда «Сапсан»? Не в последнюю очередь потому, что они позволяют попасть сразу в центр города (особенно при поездке в Петербург), в то время как время в пути из города в аэропорт прибытия и до города в аэропорт назначения делают поездку между двумя столицами на самолёте по общему времени пути примерно такой же, как и поездка из центра одной столицы в центр другой на «Сапсане». Также можно вспомнить московские междугородние автовокзалы, расположенные обычно на границе города у конечных станций метро с целью избежания дорожных пробок при перемещении по столице, в результате чего время в пути от и до автовокзала по городу становится максимально долгим, а пассажиры зачастую предпочитают пользоваться для поездок по Московской области и в соседние регионы железнодорожным транспортом, несмотря на зачастую значительно меньшую его комфортность – именно потому, что поезда и электрички имеют географически более удобные пункты отправления. В Великом Новгороде же скоростной внеуличный транспорт (метро, городская электричка) отсутствует и потому дорога «в город» от автовокзала, расположенного на краю города, будет в любом случае занимать максимум времени. Соответственно, значительно возрастёт поток и личного автотранспорта на северную окраину города, единственной дорогой в которую, как известно, является и без того перегруженная Большая Санкт-Петербургская улица; а значит, следует ожидать ещё бóльших дорожных заторов и ухудшения дорожной обстановки в этой части города. В настоящий момент к вокзалам, расположенным в центре города, транспорт стекается с многих разных направлений и такого эффекта не происходит. Кроме того, большое время пути до вокзалов будет ещё более стимулировать новгородцев совершать поездки личным транспортом при его наличии, а значит, у пригородного и междугороднего транспорта ещё больше упадёт пассажиропоток.

Сюда же можно отнести и соображения туристической привлекательности. Великий Новгород – туристический город, и значительная часть туристов попадает сюда через железнодорожный и автобусный вокзалы. В настоящий момент они, выйдя из вокзала, имеют возможность дойти до Кремля пешком и по дороге сразу же могут любоваться красотами города. Если вокзалы расположить на окраине, то первое впечатление от Великого Новгорода у туристов будет совсем другим – унылые промзоны и «спальники», через которые нужно будет как минимум полчаса ехать в город.

Также немалое значение имеют и соображения безопасности. В настоящее время железнодорожный вокзал Великого Новгорода – один из самых спокойных среди российских городов, что, конечно, обусловлено в том числе и его тупиковостью, но также и его расположенностью в одном из самых активных и людных мест города. Если его перевести за пределы деловой и жилой части города и расположить в пустынном месте, он рискует превратиться в как минимум неуютное для пребывания место, лишней поездки в которое захочется избежать, например, через использование личного автотранспорта или такси. Именно так в данный момент обстоит дело с железнодорожным вокзалом в Сольцах, который является наиболее географически близким для новгородцев пунктом, где можно сесть на поезда, идущие из Санкт-Петербурга в Беларусь и Украину, однако же крайне неудобно расположенным в транспортном отношении и находящимся в пустынном месте, где ожидать поезда как минимум неуютно. В результате этого часть пассажиров, включая автора, предпочитает для поездок в Витебском направлении сделать крюк через Санкт-Петербург.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что вокзалы необходимо оставить в центре города. Но, быть может, перенести на окраину только один малоиспользуемые железнодорожный вокзал, чтобы иметь возможность демонтировать разделяющую город железную дорогу? Однако, каким бы малоиспользуемым ни был железнодорожный вокзал, практически все новгородцы всё равно вынуждены им периодически пользоваться для поездок в Москву и Санкт-Петербург, поскольку из Великого Новгорода в Москву на общественном транспорте можно добраться только по железной дороге, а в Санкт-Петербург железнодорожное сообщение благодаря наличию комфортного скоростного поезда «Ласточка» является наиболее комфортным вариантом поездки из всех существующих, включая даже поездку на личном автомобиле. Перенос вокзала с большой вероятностью приведёт к падению пассажиропотока на «Ласточку», а поездку в Москву также сделает менее комфортной за счёт неудобности преодоления «первого километра».

Также позволю себе выразить сомнения и в финансовой целесообразности проекта, поскольку совсем не факт, что демонтаж железной дороги в черте Великого Новгорода и строительство нового здания вокзала обойдётся городу дешевле, чем строительство дополнительных выездов из Западного района через существующую железную дорогу (например, с проспекта Мира в конец Псковского микрорайона).
Вместе с тем я считаю целесообразным демонтировать железнодорожную ветку от вокзала в Панковку и организовать перегон железнодорожных локомотивов и составов между путями с северной стороны вокзала, а не через Нехинский переезд, чтобы исключить необходимость перекрытия последнего, поскольку хорошо известно, что перекрытие Нехинского переезда несколько раз в день создаёт на всех прилегающих улицах (Нехинская, Октябрьская, Белова) сильнейшие заторы. Впрочем, сомнительно, что владельцы организаций, расположенных в промзоне в Панковке, и Министерство обороны, у которого в Панковке расположена военная часть, откажутся от обслуживающей их железнодорожной ветки. Поэтому в качестве компромиссного варианта предлагаю хотя бы убрать контактную сеть с Нехинского переезда (организовав перегон между путями локомотивов на электрической тяге с другой стороны от вокзала), чтобы в перспективе можно было бы провести по Нехинской улице троллейбусную контактную сеть и закольцевать через неё 3 троллейбусный маршрут по маршруту Вокзал – улица Германа – Большая Санкт-Петербургская улица – проспект Мира – Нехинская улица – Вокзал. Данная мера усилит транспортные связи между проспектом Мира и районом вокзала, а также увеличит на 3 троллейбусном маршруте пассажиропоток и как следствие выручку и рентабельность маршрута.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s