История «ПитерАвто» в городском транспорте Великого Новгорода

Почти три года назад, весной 2013 года, информационный блог про общественный транспорт Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Питертранспорт» опубликовал серию статей о транспортной экспансии крупнейшего и мутнейшего петербургского транспортного холдинга «ПитерАвто» за пределы Санкт-Петербурга в Ленинградскую область и соседние регионы Северо-Запада, прежде всего в Петрозаводск и Вологду. В этой серии вышла и статья, посвящённая попытке «ПитерАвто» обосноваться в Великом Новгороде. На её основе попробуем составить хронологию пребывания«ПитерАвто» в Великом Новгороде и связанных с этим транспортных событий, а затем дополнить её событиями 2013-2016 годов, не вошедших в статью.

1 марта 2009 — «ПитерАвто» приобретает новгородского маршруточного перевозчика ООО «Авто-Экспресс». На тот момент в городе существовало полтора десятка коммерческих маршрутов, обслуживаемых стандартными жёлтыми Газелями.

Классическая пассажирская ГАЗель на коммерческом маршруте №58, апрель 2009 года. (с) fotobus.msk.ru

июнь 2009 — «ПитерАвто» поставляет в Великий Новгород пять автобусов КавЗ-4235 (в народе — «ПАЗ-Аврора») для использования на коммерческих маршрутах. В разгар празднования Ганзейских дней в июне и 1150-летия Великого Новгорода в сентябре эти автобусы ходили, в частности, на популярных коммерческих маршрутах 53, 54, 61, дублировавших социальные автобусные маршруты 19, 20, 4 соответственно. Осенью 2009 года «Авроры» благополучно исчезают из города, тем самым в первый раз упускается возможность хотя бы частично перевести новгородские коммерческие маршруты на автобусы средней вместимости.

Автобус КавЗ-4235 в Великом Новгороде на коммерческом маршруте №61, август 2009 года. (с) ttransport.ru

июль 2009 — в Великий Новгород приходит «Петербургская транспортная компания» (ПТК), аффилированная с хорошо известной новгородцам «Петербургской топливной компанией» (ПТК), и открывает коммерческие маршруты 62 и 73. Последний, кстати, был весьма любим жителями Парковой улицы и студентами Гуманитарного института НовГУ (Антоново), поскольку был единственным транспортом, шедшим по Парковой в обе стороны (а не в одну, как автобус 8А) и соединяющий Парковую улицу с центром и Большой Санкт-Петербургской улицей (после выезда на Большую Московскую улицу дублировал 6 автобус и 58 маршрутку «АвтоЭкспресса»).

Микроавтобус Volkswagen LT46 «Петербургской транспортной компании» на коммерческом маршруте №62, январь 2011 года. (с) fotobus.msk.ru

январь 2012 — перевозчик ПТК покидает город, а вместе с ним исчезает и обслуживавшийся им коммерческий маршрут 73. В городе остаётся всего один маршруточный перевозчик — «АвтоЭкспресс», который начинает обслуживать в том числе и бывший ПТКшный маршрут 62. В городе остаются всего четыре коммерческих маршрута 53, 54, 58 и 62, все из которых на 100% дублируют основные социальные автобусные маршруты (19, 20, 6 и 9А соответственно). При этом исчезают коммерческие маршруты, создававшие ничем не дублируемые весьма полезные транспортные связки для пассажиров, такие как 61 маршрутка, соединявшая беспересадочно Деревяницы с центром города и вокзалом (хотя и дублировавший на бóльшей своей части 4 автобус).

декабрь 2011 — июнь 2012
— основной муниципальный перевозчик города «МУП ПАТ-2» массово списывает свои окончательно выработавшие свой ресурс короткие и длинные Икарусы и Мерседесы, составляющие почти весь подвижной состав перевозчика, и вынужденно заключает с «ПитерАвто» договор аренды 92 мало-б/у газовых автобусов ЛиАЗ 2006-2007 г.в. (79 длинных ЛиАЗ-6212.70 и 13 коротких ЛиАЗ-5256.57. Аренда происходит на крайне невыгодных условиях без возможности последующего выкупа автобусов, в отличие от двух других городских перевозчиков ООО ПАТП-1/ООО «Городское ПАТП» и ООО АТП-3 /№ ООО «Автопрокат», которые примерно в то же время взяли аналогичные машины у ярославского холдинга «ЯрКамп» на условиях аренды с последующим выкупом. При этом, однако, удаётся сохранить гармошки на городских маршрутах и перевести бóльшую часть автобусных перевозок города на экологически чистое газомоторное топливо.

Автобусы ЛиАЗ-6212.70, сентябрь 2012 года. (с) fotkidepo.ru, оригинал

середина 2012 — «ПитерАвто»/«АвтоЭкспресс» заменяет привычные жёлтые Газели на коммерческих маршрутах на б/у пассажирские микроавтобусы Фольксваген из Петербурга — сильно ушатанные, но для пассажиров всё же удобнее Газелей.

Микроавтобус Volkswagen LT64 на коммерческом маршруте №54, сентябрь 2013 года. (с) fotobus.msk.ru


январь — апрель 2013
— вторая попытка пришествия автобусов средней вместимости на коммерческие маршруты города: из Питера в качестве маршруток приходят автобусики Otoyol, однако работают всего пару месяцев и благополучно уезжают обратно в Питер.

Автобус Otoyol M29 City II на коммерческом маршруте №53, январь 2013 года. (с) fotobus.msk.ru

ноябрь 2014 — депутаты Думы Великого Новгорода большинством голосов принимают решение о безвозмездной передаче ОАО «Автобусный парк» и МУП «Центральная диспетчерская служба общественного транспорта» (МУП ЦДС ОТ) из городской собственности в областную с 1 января 2015 года. По неофициальной версии, делается это с подачи областных властей, которые задолжали «Автобусному парку» компенсацию выпадающих доходов за перевозку льготников аж с 2008 года в размере около 200 миллионов рублей и для которых присвоение себе «Автобусного парка» и ведения городским транспортом в целом — возможность не платить, а в дальнейшем продать обанкроченное предприятие всё тому же «ПитерАвто». К тому же близок срок истечения действия договора по аренде у «ПитерАвто» тех самых газовых автобусов, составляющих бóльшую часть подвижного состава предприятия, и с 1 января 2016 года значительной части городских маршрутов грозит остаться почти без подвижного состава. Рассматривается возможность закупки в Минске 40 новых МАЗ-103 на случай потери в следующем году 79 гармошек и 13 коротких автобусов (цифры приведены намеренно). Закупка так и не была осуществлена.

ноябрь 2014 — из-за тяжёлого финансового положения городские перевозчики вынуждены пойти на непопулярные меры и с 1 декабря повышают стоимость общегражданского месячного проездного билета с 1100 до 1500 рублей, после возмущения горожан откатывают чуть назад и устанавливают стоимость в 1350 рублей. Однако большинству новгородцев исходя из стоимости разового проезда в 20 рублей и не более 40-48 поездок на общественном транспорте в месяц и по такой цене невыгодно покупать проездной. Можно сказать, что с этого момента новгородские автобусы с точки зрения пассажиров становятся своего рода «маршрутками особо большой вместимости», поскольку практически все платящие пассажиры-нельготники начинают оплачивать каждую поездку наличными и избегать пересадок, чтобы не платить отдельно за лишнюю поездку.

январь 2015 — однако власти Великого Новгорода успевают продлить договор аренды с «Автобусным парком» ещё на три года, т.е. аж до 2018 года. Угроза обвала количества подвижного состава на большинстве городских маршрутов миновала.

апрель-май 2015 — областные власти — новые хозяева городского транспорта областного центра — проводят «оптимизацию маршрутной сети городского пассажирского транспорта», представляющую собой по сути отмену части дублирующих автобусных и троллейбусных маршрутов и сокращение рейсов всех остальных. Особенно больно эта оптимизация ударила по городским троллейбусам, у которых осталось всего три маршрута, два из которых из-за своей редкости и дублируемости частоходящими автобусными маршрутами (принадлежащими в основном конкурентам «Автобусного парка») по сути стали возить случайных пассажиров.

декабрь 2015 — депутаты Думы Великого Новгорода голосуют за решение обратиться в областную администрацию с просьбой передать «Автобусный парк» в собственность города.

декабрь 2015 — из города внезапно исчезают немогочисленные оставшиеся маршрутки, связаться с компанией-перевозчиком ООО «АвтоЭкспресс» (той самой дочкой «ПитерАвто») областному департаменту транспорта не удаётся. Теперь «ПитерАвто» с Великим Новгородом связывают только те самые арендуемые «Автобусным парком» ЛиАЗы.

январь 2016 — в суде рассматривается инициированный «Автобусным парком» вопрос о признании сделки по аренде автобусов недействительной. Как «Автобусный парк» при этом собирается компенсировать сдачу 92 городских автобусов приобретением другого подвижного состава — пока неизвестно; известно только, что в течение 2015 года «Автобусный парк» рассматривал различные возможности закупки б/у подвижного состава в ряде российских городов, причём рассматривал возможность закупки только коротких автобусов. Чтобы понять значимость последней фразы, можем предложить дождаться на 4, 19 или 20 маршруте короткого автобуса (редко, но всё же такие попадаются) и проехаться на них и вспомнить давно ушедшую в прошлое эпоху давок десятилетней давности. Проблему можно решить закупкой в полтора-два раза большего количества коротких автобусов с учащением их интервалов, как это делают частные перевозчики, например, в Перми или Казани, однако это повлечёт за собой значительные дополнительные расходы на найм и зарплату дополнительных водителей, обслуживание бóльшего количества подвижного состава, при том что «Автобусный парк» только в декабре 2015 года наконец выбрался из финансовой ямы и вышел на безубыточность, в том числе в результате оптимизации (читай: сокращения) «лишних» рейсов. В планы областных властей, судя по всему, учащение рейсов на маршрутах, обслуживаемых «Автобусным парком», тоже не входит. Возможно, что-то изменится, если «Автобусный парк» будет передан обратно в городскую собственность, однако этот вопрос пока остаётся открытым. В любом случае, продолжение следует…

 

Реклама

Один ответ to “История «ПитерАвто» в городском транспорте Великого Новгорода”

  1. Маршрутки в Великом Новгороде: зачем? | Блог о языках и городах Says:

    […] История «ПитерАвто» в городском транспорте Великого&nb… […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: