Трамвай 71-931 «Витязь» в Санкт-Петербурге

(c) transphoto.ru

В прошлые выходные доехал-таки прокатиться в Петербурге на последней новинке отечественного трамваестроения — трёхсекционном трамвае 71-931 «Витязь» производства Тверского вагоностроительного завода, первом отечественном многосекционном трамвае со 100% низким уровнем пола. Сейчас в северной столице ездит три таких вагона на 100 маршруте на северной окраине города; к 2017 году будет приобретено ещё семь таких же вагонов стоимостью по 100 миллионов рублей каждый, тоже для «сотки». Бóльшая часть 100 маршрута проходит по проспекту Просвещения и соединяет северо-восточную и северо-западную оконечности города, а также станции метро «Проспект Просвещения» и «Гражданский проспект».

(с) pitertransport.com

Данный трамвай, несмотря на другого производителя, де-факто является продолжением популярной в Петербурге трёхсекционной модели КТМ-31 (почему именно — долгая история). Так получилось, что перед поездкой на «Витязе» я как раз проехался на КТМ-31 и потому невольно попытался сравнить эти два вагона. Тем более, когда входишь в «Витязь», ждёшь чего-то супер-пупер-современного навроде уже достаточно хорошо знакомых жителям двух российских столиц «Песы» или «Альстома», однако неожиданно видишь перед собой… почти клон салона КТМ-31. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Сразу скажу, что самому зафотографировать салон«Витязя» мне не удалось, поскольку на всём протяжении поездки между станциями метро «Гражданский проспект» и «Проспект Просвещения» салон был переполнен и сфотографировать в нём хоть что-либо, кроме сидящих и стоящих людей, не было никакой возможности. Поэтому используем фото с сайта «Городской электротранспорт» (aka transphoto.ru aka СТТС), благо фанаты городского транспорта выложили там немало качественных фото всех последних трамвайных новинок.

Итак, что понравилось в новом трамвае?

(с) transphoto.ru

+ Основное отличие  «Витязя» от предшественников — 100% низкий уровень пола; все предыдущие отечественные трамвайные вагоны, в том числе многосекционные (ЛВС-2005, ЛВС-2009, КТМ-31) были в лучшем случае с низким пола только в середине салона. Впрочем, в том же КТМ-31 высокий пол со ступенчатым переходом находится только на крайней передней и крайней задней площадках, где и сидений-то не так много и куда при желании можно и не забираться, ибо есть просторная средняя часть с большим количеством сидений и накопительными площадками для стояния без всяких ступенек на входе и в салоне.

+ Ещё одна заметная особенность нового тверского многосекционника — расположенные рядом друг с другом пары дверей в передней и задней секциях. Я до поездки скептически относился к этому решению, считая, что лишние двери забирают полезное пространство салона, но после поездке по перегруженному 100 маршруту понял, что с такими пассажиропотоками парные двери очень ускоряют посадку и высадку пассажиров.

+ Тележку трясёт значительно меньше, чем у КТМ-31, который, как и его односекционный собрат КТМ-23, славится своей сверхспособностью греметь и подпрыгивать на любой неровности рельсов, коих в Петербурге чуть больше чем дофига (хотя в последнюю пару лет за пути в Питере всё же взялись и стали ремонтировать их просто пачками, поэтому есть основания надеяться на увеличение комфорта поездок пассажиров трамваев уже в ближайшем будущем). Впрочем, это может быть непоказательный пример, поскольку трамвайные пути на проспекте Просвещения, где ездит «Витязь», одни из лучших в городе и там даже КТМ-31 бы скорее всего особо не прыгал.

+ По фотографиям салона 71-931 и его односекционного брата 71-911 мне казалось, что в их салоне должны очень сильно мешаться под ногами, сужать проход и создавать угрозу спотыкания выступающие вовнутрь выступы сбоку подиумов, на которых расположены сиденья. По словам специалистов, они конструктивно неизбежны в 100% низкопольных тележках. Однако в реальности эти выступы вдаются в проход не столь сильно и движению пассажиров по салону совсем не препятствуют.

+ Очень приятная цветовая гамма салона в мягких серо-синезелёных тонах. После КТМ-23/31 с их угнетающей «больничной» белизной салона это особенно ощущается. Разве что крашенные в яркий цвет поручни, как у КТМ-31, мне нравятся гораздо больше металлического цвета хромированных, как у «Витязя», но это уже дело вкуса, ибо сторонников у металлики тоже очень много.

Салон трамвая КТМ-31. (с) transphoto.ru

Что же не понравилось?

 «Витязь» унаследовал от КТМ-31 практически всю компоновку салона с её плюсами и минусами. Я был просто в шоке, когда увидел в задней части салона пары сидений, повёрнутые против хода! В двухголовых КТМ-31 (как на питерских 3-м или 39-м маршруте) это понятно, но в одноголовом трамвае, как «Витязь», это категорически неприемлемо! Сиденья должны быть максимально расположены по ходу движения, а против хода — только если никак по-другому не расположить сиденья между двумя другими «по-ходными» парами сидений.

Свисающие с горизонтальных поручней на лямках держалки для рук ужасны. Наиболее удобные для руки мягкие ремнеподобные держалки (как в автобусах МАЗ или даже во многих новгородских ЛиАЗах), а в «Витязе» вдруг зачем-то поставили жёсткие. Скорее всего, из соображений, что при резком разгоне/торможении жёсткая держалка обеспечивает бóльшую устойсивость стоящему пассажиру, но так или иначе, держаться за неё пальцам руки гораздо менее удобно и приятно, специально попробовал.

Впрочем, других минусов у нового трамвая найти не удалось :)

А теперь вопрос, которым я задавался всё время поездки и ради которого, собственно, и писал этот пост.

Так ли существенны плюсы у нового вагона, чтобы он стоил в полтора раза дороже, чем КТМ-31 (100 миллионов против 60?) Или всё же правы петербургские любители транспорта, которые пишут, что лучше бы на этот миллиард рублей вместо десяти вагонов, которыми всё равно вряд ли удастся закрыть все выходы очень частоходящего 100 маршрута, можно было бы закупить пару десятков КТМ-31 и укомплектовать ими весь 100 маршрут и ещё пару-тройку маршрутов?

Вот тут сложный вопрос, на который, пожалуй, ответить смогут только сами петербуржцы. С одной стороны, КТМ-31 нужно срочно делать нормальную устойчивую к неровностям тележку, чтобы его пассажиры перестали испытывать когнитивный диссонанс от поездки на вроде бы современном многосекционном трамвае. С другой — если даже второй по богатству за счёт всех остальных регионов город страны не смог себе позволить более десяти вагонов и выложил за них поистине жуткую цену, для кого и зачем вообще тогда производить современные вагоны, если почти ни один город не сможет себе их позволить? С одной стороны, в той же Польше современные многосекционники ездят и по очень даже периферии, но что-то мне подсказывает, что здесь не обходится без субсидий со стороны государства, и может быть, даже не одного. В России же даже весьма аскетичные для современных трамваев КТМ-31 ездят только в Петербурге, и вряд ли их стоит в обозримом будущем ожидать в Нижнем Новгороде или Челябинске, не говоря уже о менее крупных трамвайных городах. Потому что, как справделиво писал Антон Буслов, «по сути, федеральная власть самоустранилась от вопросов пассажирских перевозок в городах. Если во Франции новые трамвайные линии строят за федеральные деньги, и открывать их приезжает Президент, то у нас «вопрос транспортного обслуживания» отнесен к вопросам местного самоуправления».

Впрочем, это уже рассуждения, выходящие за рамки оценки отдельно взятого трамвая. Сам-то трамвай хороший. Теперь буду с нетерпением ждать возможности съездить в Тверь и оценить там его односекционный вариант 71-911 «Citystar», которые сам город-производитель закупил целых восемь штук и запустил на вновь открытом центральном маршруте города как символ возрождения вконец разваливавшейся тверской трамвайной системы.

Реклама

Один ответ to “Трамвай 71-931 «Витязь» в Санкт-Петербурге”

  1. Александр Says:

    Если убрать «откаты» ,может цена упадет лимонов на 15


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: