Билетное меню общественного транспорта Вологды и размышления о стоимости проезда в ОТ на Северо-Западе

(с) e-vologda.com

Недавно на сайте «Городской электротранспорт» уточнял в личке у местных цены на проездные билеты в различных городах Северо-Запада для того, чтобы составить их сравнительную таблицу. На мой запрос один из пользователей из Вологды написал мне довольно подробный расклад не только по стоимости, но и по видам проездных. Оказалось, что у наших соседей прогресс в плане видов билетов заметно ушёл вперёд по сравнению с Великим Новгородом с его бумажными билетиками и проездными — хотя до уровня Москвы и Европы вологодцам вологжанам, конечно, ещё далеко. Вот такой расклад мне расписали:

Более менее подробно о тарифах и картах http://e-vologda.com/tarify.html
Если говорить про безлимит:
- 1650 для граждан (разовый проезд 25 рублей, самый дорогой на Северо-Западе не считая Петербурга). Покупаешь пластиковую карточку один раз - пополняешь ее раз в месяц пунктах пополнения за 1650. Бумажных проездных для граждан нет.
- 550 для льготных категорий граждан (пенсионеры). Пока еще есть бумажные проездные - покупают по паспорту в пунктах пополнения. И электронные (в итоге на них хотят перейти) - оформляют пластиковую карту с фотографией в социальном центре, позже пополняют карту раз в месяц в пунктах пополнения.

Карточки на 15, 30 поездок - бумажные (как в московском метро).

Кондуктора есть но их примерно 30-40 процентов от общего количества выходов. Обычно кондуктора на самых загруженных маршрутах.

Примерная картина такая:

По троллейбусам:
С кондуктором - 1,2 маршруты
Без кондуктора - 4,5 маршруты

По автобусам:
С кондуктором 6, 15, 19, 37
Без кондуктора 1, 2, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 32, 35, 36, 37э, 40, 42

Периодически кондукторов выпускают на маршруты "без кондуктора" и наоборот, на маршруте "с кондукторами" иногда ходят машины без кондукторов.
Во всем подвижном составе стоят валидаторы 2-3 шт. При оплате проезда картой - терминал выдает бумажный билет. При оплате наличными в автобусе без кондуктора, деньги водителю, тот в свою очередь нажимает кнопку, и из первого терминала (у кабины) выдается бумажный билет. Кондуктора работают по старинке, деньги - отрывной билет.

Конечно, в каком-нибудь сравнимом по размерам с Великим Новгородом или Вологдой городке какой-нибудь Латвии, Польши или Венгрии не изобретали бы велосипед и тупо скопировали бы целиком и билетное меню и систему оплату проезда с городов и стран, где она уже давно и успешно работает. Но радует уже то, что хотя бы таким «методом особого пути» отдельные города переходят на электронную систему оплаты проезда, позволяющую: а) точно учитывать льготников; б) делать гибкие тарифы на многопоездочные карты, как безлимитные, так и с лимитом по числу поездок — так, чтобы многопоездочные карты были дешевле, чем если платить за каждую поездку отдельно; и в) в перспективе ввести бесплатную пересадку в ходе поездки (подробно рассуждения о необходимости такой пересадки применительно к Великому Новгороду можно прочитать вот в этой свежей статье некоего новгородского блогера Atreides aka Platypus).

Правда, пока что вологжане впереди всего Северо-Запада и почти всей России, увы, в другом — в стоимости разового проезда (25 рублей, как в подмосковной Коломне в прошлом году!) и нельготного месячного проездного (1650 рублей). В последнем Вологду не догонит даже наш Великий Новгород даже после повышения стоимости месячного проездного с 1350 до 1600 рублей с октября.

Отдельный интересный вопрос — почему именно на Северо-Западе один из самых дорогих в стране разовых проездов в общественном транспорте. В городах Центральной России, Урало-Поволжья, Сибири стоимость разового проезда обычно выражается двузначным числом с единичкой в начале: Орёл — 12 рублей, Брянск — 12 рублей, Иркутск — 12 рублей, Тверь — 14 рублей, Смоленск — 14 рублей, Иваново — 16 рублей в автобусе и 12 (!!) рублей в троллейбусе, Оренбург — 17 рублей… Можно говорить о том, что за низкую стоимость разового проезда приходится платить заметно худшим состоянием общественного транспорта и невозможностью удобно пользоваться месячными проездными билетами, ибо во всех перечисленных городах основной вид транспорта — маршрутки. Однако и в совсем не маршруточной и очень транспортно продвинутой Перми разовый проезд составляет 16 рублей (а в прошлом году был и вовсе 13!). И это в городе-миллионнике! А теперь посмотрим, как обстоит дело у нас на Северо-Западе:

Вологда — 25 рублей,
Мурманск — 22 рубля,
Архангельск – 21 рубль,
Псков – 20 рублей.

Также высокая стоимость проезда в не входящем в Северо-Запад, но географически близком к нему Ярославле — 23 рубля.

Однако лично с моей точки зрения, высокая стоимость разового проезда — это не так страшно. В той же Европе и в пошедшей по её пути Москве разовый билет вообще стоит запредельно дорого (в Москве 40-50 рублей) — именно чтобы жители покупали проездные и многопоездочные билеты. Но! проездной при этом должен быть дешевле чем 40-48 поездок в месяц разовыми оплатами. 2 поездки на работу и обратно в день х 5-6 дней в неделю х 4 недели в месяц. Как в Пскове, где разовый проезд тоже 20 рублей, но мало кто об этрм переживает, т.к. месячный проездной там стоит 850 рублей (т.е. как раз идеальные 42,5 поездок в месяц)!, ибо там область не кидала перевозчиков невыплатами 200 млн выпадающих доходов со льготников, накопившихся аж с 2008 года.

Т.е. имхо нужно стремиться не к разовому проезду в 10 рублей, а именно к проездному в 800 рублей. Ведь выгодный проездной стимулирует людей для пользования общественным транспортом покупать именно проездные. А уже _выгодно_ предоплатив поездки на месяц вперёд, человек с большой вероятностью постарается совершать их только общественным транспортом (а не на автомобиле, пешком или на велосипеде). А значит, у общественного транспорта появляется больше постоянных клиентов, что приводит к уменьшению пробок на дорогах и росту денежной выгоды самого общественного транспорта. Антон Буслов обо всём этом очень подробно и доступно писал в статье «Принципиальные соображения по системе оплаты проезда и сбора выручки на транспорте».

Как-то так.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: