Транспортная доска почёта: Список российских городов с хорошими транспортными системами

Не так давно один из комментариев в обсуждении на сайте «Городской электротранспорт» дал мне идею составить список российских городов с хорошими системами городского общественного транспорта. Сразу оговорюсь: хорошими именно по российским меркам, ибо систем, полностью соответствующих западным меркам общественного транспорта (предсказуемость, наличие расписаний, схем движения и понятной даже приезжему транспортной навигации на всех остальных, наличие приоритета у рельсового и шинного общественного транспорта перед личным в виде выделенных полос/обособленных полотен для движения с эффективным контролем незаезда на них личного транспорта), в России пока не существует. Но в условиях, когда в большинстве российских городов транспортные системы выглядят как-то так:


хорошей системой можно назвать систему, где отсутствуют или малочисленны маршрутки (либо они есть, но официализированы и подчиняются единым с муниципальным транспортом правилам пассажирских перевозок) и хорошо развита система автобусов большой вместимости и других видов муниципального транспорта (троллейбусы, трамваи), принимающих общие для всех муниципальных видов транспорта городские проездные билеты. Иными словами, в нынешних российских реалиях городами с хорошими транспортными системами можно назвать те города, которые не пали жертвой «маршруточных революций» 90-х и 2000-х годов.

Чтобы никому не было обидно, перечислим лучшие транспортные города страны по алфавиту.

01. Белгород

(c) transphoto.ru

Помимо отличной системы муниципальных автобусов и троллейбусов, среди которой особенно выделяются новейшие белорусские троллейбусы БКМ-420 «Витовт», Белгород известен как один из самых благоустроенных городов России. Этакий кусочек Европы на краю Центральной России.

02. Великий Новгород

А 300 + А 66 + А 46

(c) massimoling.ru

Могу только гордиться, что вот уже больше десяти лет живу в городе, где почти все городские пассажирские перевозки выполняют автобусы, а остающаяся небольшая часть перевозок приходится на немногочисленные маршрутки и, увы, также немногочисленные троллейбусы. Даже во времена расцвета маршруток в 2000-х они никогда не превосходили по своему количеству и частоте автобусы, а в нынешнем десятилетии были отстранены от работы все жёлтые Газели и из полутора десятков маршруточных маршрутов к настоящему времени осталось всего четыре. Правда, оставили не те маршруты, которые действительно были бы полезны, дополняя собой автобусные, а почему-то те, которые на 100% дублируют основные автобусные маршруты города. Ну да это тема отдельного поста. Здесь же стоит отметить, что хоть у нынешних новгородских гармошек ЛиАЗ-6212 салон весьма неудобный и для сидячих и для стоячих пассажиров, это всё же лучше, чем толпы маршруток, поскольку для перевозки (условно) тысячи человек достаточно десяти автобусов-гармошек вместимостью в полтораста человек, а сколько для этого нужно будет 13-Газелей или 30-местных Пазиков? То-то же. Более того, городские транспортные чиновники в открытую признавались, чтомаршрутки в городе «не выдержали борьбы за качество» и «у нашего населения так и не сформировалось положительного отношения к этой индустрии». Сколько ещё городов в России может похвастаться таким откровенно негативным отношением транспортных чиновников к маршруткам?

03. Владимир

(c) fotobus.msk.ru

Небольшой провинциальный областной центр в самом сердце Центральной России сумел сохранить в отличном состоянии и автобусную и троллейбусную сеть. Транспорт города на 95% состоит из ухоженных троллейбусов, значительная часть которых довольно новые и не менее ухоженных б/у автобусов из Европы. Бывавшие там люди пишут, что ездить по городу на автобусах и троллейбусах — одно удовольствие.

04. Вологда

(c) transport35.ru

Благодаря просветительскому посту Максима Каца о том, каким должен быть нормальный троллейбус, вся страна узнала, что Вологда — едва ли не единственный в России город с современными автоматическими троллейбусными стрелками, которые водитель троллейбуса переключает дистанционно из салона заранее и проходит стрелку со скоростью общего потока. После этого поста стало очень популярно видео о том, как вологодский троллейбус проходит стрелку не снижая скорости. Современные автоматические стрелки, которые бы превратили троллейбус в России из сверхмедленного транспорта в современный экологичный транспорт, ни в чём не уступающий автобусу и по многим параметрам его превосходящий, пока что не осилили даже в Москве. А вот в Вологде осилили — вероятно, благодаря усилиям компании местной компании «Транс-Альфа», являющейся одним из крупнейших в стране производителем троллейбусов (наиболее известная их модель — ВМЗ-5298.01 «Авангард»). Автобусы в Вологде тоже вполне на уровне, хотя и новейший подвижной состав типа МАЗов-206 там весьма причудливо перемешан со старыми Икарусами и еврохламом. Маршрутки вроде бы есть, но не превалируют.


05. Ижевск

(с) transphoto.ru

Если Владимир и Вологда вполне могут претендовать на звание троллейбусных столиц России, то Ижевск с тем же правом может претендовать на звание столицы трамвайной. Ижевск — единственный в России город наряду с Коломной, где трамвайная сеть обособлена от проезжей части почти на сто процентов и трамвай может реализовать одно из главных своих преимуществ — пробконезависимость. Трамваев в Ижевске реально очень много и ходят они с минимальными интервалами. А ещё — редкость для российской провинции! — здесь весьма хорошее состояние путей, поэтому трамваи не грохочут и не подпрыгивают при езде, отбивая всякое желание на них ездить. Подвижной состав трамваев и троллейбусов здесь старый, но поддерживаемый в хорошем состоянии; автобусы в большинстве своём новые низкопольные МАЗы и НефАЗы, причём все автобусы и троллейбусы в городе покрашены в единую цветовую схему. Маршрутки в городе есть, но их доля в пассажирских перевозках незначительна.

06. Казань

(с) transphoto.ru

Казань — пожалуй, самый богатый и успешный город страны после Москвы и Санкт-Петербурга. Наряду с Пермью столица Татарстана пошла по пути передачи городских автобусных перевозок многочисленным частным перевозчикам, обязанных при этом следовать единым правилам перевозок, устанавливаемым город: обслуживать маршруты только автобусами большой вместимости (а не Газелями или Пазиками), принимать единые проездные билеты и даже красить подвижной состав в единый для всего города красный цвет (из-за чего казанские автобусы получили прозвище «краснобусы»). Казань — город с одним из самых современных автобусных подвижных составов в стране; трамвайное движение здесь также развивается, как минимум один из маршрутов (№5) укомплектован новейшими белорусскими трёхсекционными двухголовыми трамваями БКМ-843. Кроме того, Казань — один из немногих городов в России, где не побоялись делать выделенные полосы для общественного транспорта на четырёхполосных улицах в центре города.

07. Коломна

IMG_0775

(с) massimoling.ru

Коломна — настоящая трамвайная столица России. Во-первых, вся трамвайная сеть здесь проходит отдельно от проезжей части, а значит, трамвай не стоит в пробках, а пассажиры трамвая не испытывают затруднений с посадкой и высадкой, характерные для трамвайных линий посередине проезжей части на совмещённом полотне (которые в России почти все лишены посадочных площадок у рельсов). Во-вторых, трамваи хоть и большей частью старые, но поддерживаются в удивительно хорошем состоянии; большинство трамваев покрашены в единую зелёную или бело-зелёную цветовую схему. В-третьих, трамвай здесь охватывает практически все части города; пожалуй, Коломна — единственный город, где тебе могут задать вопрос «А зачем вам автобус в городе? Везде же трамвай ходит!» Кстати, об автобусах. Автобусов и маршруток в городе примерно поровну, но маршрутки все официальные и принадлежат тому же перевозчику «Мострансавто», который занимается и муниципальными автобусными перевозками во всей Московской области. Кроме того, пригородные автобусы в городе идут со всеми остановками и по оплате и действию транспортных карт полностью приравнены к городским (как маршрут №101 в Великом Новгороде).

08. Краснодар

(с) transphoto.ru

В Краснодаре, как в любом южном городе, без маршруток не обходится, даже в кадр на фото одна попала. Почему же этот город попал в список городов с хорошими транспортными системами? Прежде всего потому, что Краснодар едва ли не активнее всех в российской провинции развивает именно муниципальный транспорт. Краснодар известен своей замечательной трамвайной системой, состоящей в основном из классических Татр Т3, но прошедших капитальный ремонт и находящихся в отличном состоянии. Кроме того, до 2017 года весь парк общественного транспорта в городе будет обновлён на 100%: будет закуплено 105 новых трамваев и 160 троллейбусов (один из них в кузове 100% низкопольного белорусского автобуса МАЗ-203 вы видите на фото), будет выполнен капитальный ремонт 110 трамвайных вагонов. Часть этих планов, кстати, уже выполняется. Кроме того — опять же беспрецедентный случай для России! — город собирается открывать (а не закрывать) новые линии троллейбуса и трамвая в районы города, которые пока что лишены электротранспорта. Для того, чтобы оперативно продлить уже существующие маршруты без строительства линий электропередачи и тяговых подстанций, в Краснодаре рассматривается возможность приобретения троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

09. Красноярск

(c) fotobus.msk.ru

В Красноярске нет маршруток. Вообще нет. Только автобусы, большая часть из которых привычные российским городам ЛиАЗы и МАЗы но есть ещё старые корейцы/немцы и ПАЗики (источник). При этом ПАЗики — тоже никакие не маршрутки, а обычные автобусы, принимающие к оплате проездной и транспортную карту (у нас в Великом Новгороде тоже так). Троллейбусы и трамвае в Красноярске старые, при этом некоторые ЗиУ-9, как и новгородские, проходили капитальный ремонт в Иваново.

10. Курск

(с) transphoto.ru

Общественный транспорт Курска мог бы взять себе слоган «Выбираем только самое лучшее». И действительно, Курск — один из немногих провинциальных российских областных центров, активно эксплуатирующих лучшую на данный момент автобусную модель отечественного производства — 100% низкопольные ЛиАЗ-5292. Муниципальные автобусы города покрашены в единую жёлто-зелёную цветовую схему, сочетающие сразу оба физически наиболее приятных глазу цвета. Не отстают и троллейбусы. Город активно эксплуатирует троллейбусы лучшей из доступных России в рамках Таможенного союза моделей — 100% низкопольные белорусские БКМ-321. Трамваи в городе, правда, старые, но тоже поддерживаются в неплохом состоянии.

11. Липецк

(с) fotobus.msk.ru

Липецк — ещё один пример города с большим количеством частных автобусных перевозчиков, подчиняющихся, однако, единым городским правилам перевозок. Частные перевозчики имеют бóльшую свободу выбора подвижного состава, чем муниципальные, поэтому в Липецке, как и во Владимире или Перми, перевозчики в своё время предпочли отечественным автобусам б/у немецкие, которые, несмотря на возраст и потрёпанность, по компоновке салона и уровню комфорта для пассажиров превосходят многие выпускаемые ныне модели отечественных автобусов (кроме новых моделей, которые для провинции, увы, слишком дороги). Муниципальные же автобусы и троллейбусы покрашены в единую приятную жёлто-зелёную цветовую схему. Кроме того, в Липецке действуют транспортные карты с возможностью внесения денежных средств через терминалы оплаты. При оплате проезда с транспортной карты через электронный валидатор в салоне разовый проезд стоит дешевле стоимости оплаты разового проезда наличными — 14 рублей против 17 в муниципальном транспорте и 15 рублей в коммерческих автобусах. Также есть возможность оформить транспортную карту в качестве безлимитного месячного проездного; в этом случае раз в месяц с карты списывается фиксированная сумма «абонентской платы» — стоимость проездного. Разумеется, она составляет меньше суммарной стоимости разовых оплат проезда, которые тратит среднестатистический горожанин ежемесячно из расчёта на 40-48 поездок в месяц (2 поездки в день х 5-6 дней в неделю х 4 недели в месяц).


12. Москва

IMG_1934
В Москве муниципальный наземный общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) по сути никогда не приходил в упадок, как в большинстве других российских городов. Однако в 90-е и 2000-е годы значительную часть пассажиров с него перетянули Газели-маршрутки, которые ездили быстрее и чаще. При этом многие маршрутки были нелегальные, часто попадали в ДТП и при езде постоянно подвергали опасности пассажиров. Ситуация изменилась с приходом команды Собянина и Ликсутова и кардинальных изменений в тарифной политике муниципального городского транспорта, в частности появлению электронных транспортных карт и гибкого билетного меню, где езда с пересадками и многопоездочные билеты выгоднее разового проезда без пересадок. Кроме того, был наведён порядок в сфере маршруточных перевозок, маршруток и маршруточных перевозчиков стало меньше, подвижной состав маршруток стал комфортнее и безопаснее. Однако сейчас большинство москвичей предпочитают ездить на муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях, а маршрутки толпами стоят на конечных и безуспешно ждут пассажиров пустыми. Ибо новая тарифная система муниципального московского транспорта настолько удобна, что на маршрутки никто не хочет садиться. К тому же в прошлом году на северо-западе Москвы появились современные польские трамваи Pesa, благодаря которым наконец-то стало возможно получить представление о том, что представляет собой современный трамвай для комфортного провоза большого количества пассажиров, не собирая стопицот документов и денег на шенгенскую визу и вообще не выезжая из России.


13. Пермь

2011 09 12 Пермь автобусы
В последние годы Пермь стала своеобразной Меккой транспортного планирования и организации движения. А всё потому, что этому уральскому городу несказанно повезло иметь у себя одного из немногих в стране профессиональных специалистов по транспортному планированию — Михаила Ростиславовича Якимова. Его заслуги в организации дорожного движения в городе Перми — отдельная тема, что же касается транспорта, то Пермь, как и часть упомянутых выше городов, пошла по пути передачи городских автобусных перевозок в частные руки. В результате значительная часть городских автобусов Перми — подержанные, но добротные немецкие автобусы (многие из них даже и не очень старые), плюс в последние годы стали появляться новые низкопольные или полунизкопольные модели производства России и ближнего зарубежья — МАЗ-103, ЛиАЗ-5293. Одна из транспортных «изюминок» Перми — весь электротранспорт покрашен оранжевый цвет. Большинство троллейбусов новые, трамваи есть и новые и старые. Состояние трамвайных путей в городе не очень хорошее, зато трамвай большей частью обособлен от проезжей части, а необособленные участки постепенно обособляют с организацией посадочных площадок у рельсов, как и должно быть в современном трамвайном городе. Ещё одна характерная черта Перми — единый городской дизайн остановок общественного транспорта и транспортной навигации, выполненный Студией Артемия Лебедева. При этом, в отличие от большинства других российских городов, новые остановочные павильоны представляют собой не крохотные стеклянные (или поликарбонатные, как в Великом Новгороде) будочки с крохотными скамеечками, а просторные длиннющие конструкции с деревянными скамейками на всю длину остановки, способные вместить большое количество пассажиров.

14. Псков

(c) fotobus.msk.ru

Город-близнец Великого Новгорода, похожий на него абсолютно во всём, в том числе и в транспортном плане. Так же, как и в Новгороде, в Пскове практически все городские пассажирские перевозки выполняют автобусы (только здесь основной автобусный перевозчик остался муниципальным) и совсем мало маршруток. Отличие от Великого Новгорода — в Пскове нет и никогда не было троллейбусов; до недавнего времени это был вообще единственный в стране областной центр без электротранспорта. Есть ещё несколько отличий от нашего города в лучшую сторону. Во-первых, Псков каким-то образом умудрился до сих пор сохранить очень комфортные для пассажиров (правда, в основном только для стоячих) белые турецкие автобусы-гармошки Мерседес О345G, которые раньше составляли основу автобусного парка и в Великом Новгороде, однако в 2011-2012 годах были все списаны и порезаны из-за невозможности достать в России запчасти для этих автобусов-иномарок. Благодаря этому Псков не впал в арендную кабалу к великому и ужасному ПитерАвто и не был вынужден массово перейти на неудобные во всех отношениях гармошки ЛиАЗ-6212. Ещё одно преимущество Пскова перед Новгородом — адекватная стоимость месячного проездного: разовый проезд в Пскове стоит 20 рублей, как и в Новгороде, а вот месячный проездной стоит 800 рублей, при том что в месяц на проезд туда-обратно среднестатистический горожанин тратит 800-960 рублей (2 поездки в день х 20 рублей за поездку х 5-6 дней в неделю х 4 недели в месяц). В Новгороде же месячный проездной стоит в два раза дороже реальных среднемесячных трат горожан на проезд — 1350 рублей!.. Видимо, во Пскове областная администрация не банкротит местное автотранспортное предприятие путём хронических невыплат выпадающих доходов за перевозку льготников, как кое-где. В целом же автобусная система Пскова — одна из лучших в России. К тому же Псков наряду с Великим Новгородом является одним из немногих в стране областных центров, где основу автобусного парка до сих пор составляют сочленённые автобусы-гармошки, которые в других даже транспортно благополучных городах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) превратились в вымирающий вид.

15. Тамбов

(c) fotobus.msk.ru

В транспортном отношении Тамбов интересен прежде всего как «заповедник Икарусов». В то время как большинство областных центров с развитыми транспортными системами за последние 5-10 лет окончательно избавились от автобусов этой самой известной на постсоветском пространстве марки (маршруточные города типа Рязани не в счёт), по Тамбову ещё продолжает ездить множество «Икарусов» 90-х годов выпуска — старых, но добротный и поддерживаемых в весьма хорошем состоянии. При этом в городе своевременно и активно обновляется подвижной состав троллейбусов; в городе много современных низкопольных троллейбусов «Авангард», «Оптима», «Мегаполис» (привет опять же Великому Новгороду, где городские депутаты уже дважды благополучно проср профукали возможность обновления троллейбусного подвижного состава на «Авангарды» в 2013 году и на МАЗы в 2014-м).

16. Тюмень

(c) untranssite.org

Когда в упомянутом в начале записи комментарии на сайте «Городской электротранспорт» Тюмень назвали одним из городов с хорошими транспортными системами, некоторые пользователи сайта поморщились. Как же так — ведь в Тюмени в 2009 году была полностью закрыта троллейбусная сеть! Однако Тюмень оказалась тем исключительным случаем, когда несмотря на закрытие троллейбуса, жители Тюмени получили одну из лучших транспортных систем в России за счёт активнейшего развития автобусного транспорта и массового обновления подвижного состава на новейшие низкопольные белорусские автобусы МАЗ различных моделей, от классических МАЗ-103 и 100% низкопольных МАЗ-203 до полунизкопольных автобусов средней вместимости (одноклассник ПАЗиков) МАЗ-206. Кроме того, Тюмень — единственный в России город, где есть 100% низкопольные белорусские автобусы-гармошки МАЗ-205.   Таким образом, обычные жители Тюмени (не фанаты электротранспорта) закрытия троллейбуса на фоне появления новейшего автобусного подвижного состава в целом особо и не заметили. Маршрутки в городе исчезли, а муниципальный транспорт фактически выдавил частников с городских маршрутов.

17. Череповец

(с) fotobus.msk.ru

Череповец — один из немногих городов в России (и даже из данного списка), в котором маршруток нет вообще-совсем. Зато автобусов там неимоверно много; местные даже рассказывают, что обычным делом в городе являются пробки из… автобусов. Основные модели автобусов в городе — крутые Scania OmniLink и сочленённые ГоЛАЗ-6226 (российская адаптация немецких Мерседесов О405G, выпускавшаяся в 90-х годах), города-эксплуатанты которого можно по пальцам пересчитать. Кстати, Череповец — ещё один провинциальный город наряду с Великим Новгородом и Псковом, где до сих пор живут и здравствуют в массовых количествах автобусы-гармошки. Трамваи в городе представлены старыми КТМ-5, однако пути находятся в хорошем состоянии и поэтому раздирающий уши грохот трамваев при езде череповчанам знаком так же мало, как и ижевчанам. Практически вся трамвайная сеть Череповца обособлена от проезжей части, что позволяет трамваям не стоять в пробках и максимально быстро доставлять пассажиров к месту назначения. Кстати, Череповец — один из немногих крупных городов России, в котором есть автобусы и трамваи, но нет троллейбусов. Местная «фишка» — трамвайные маршруты нумеруются в геометрической прогрессии: 2, 4, 8. (Разумеется, раньше были и другие маршруты, но в новейшее время их сократили).

Также в настоящее время активно стремятся навести порядок в своих транспортных системах и развивать муниципальный (или приравненный к таковому) транспорт следующие города:

01. Екатеринбург

(c) fotobus.msk.ru

В столице Урала достаточно много маршруток (причём это один из немногих российских городов, где в качестве маршруток эксплуатируются в том числе украинские автобусы Богдан А091/092). Однако и муниципальный транспорт в . Особенно это касается трамвайной системы, значительная часть которой обособлена от проезжей части (хотя проблемных совмещённых с проезжей частью участков тоже хватает) и подвижной состав которой, состоящий в основном из классических чешских трамваев Татра Т3, поддерживается в отличном состоянии. Впрочем, автобусами в городе тоже вполне можно пользоваться, если есть желание избегать маршруток. Кстати, бело-синяя цветовая схема екатеринбургских автобусов передаёт привет доставшейся в наследство от Тольятти новгородской ;) Екатеринбург, как и Тамбов, также можно назвать «заповедником Икарусов», но уже сочленённых, причём особой модели с крупногабаритным немецким двигателем, из-за которого среднюю дверь первой секции пришлось сдвинуть вперёд ближе к передней двери. Однако эпоха Икарусов в городе в скором времени будет постепенно уходить в прошлое, поскольку на смену почтенным венгерским старичкам в августе этого года в город стали приходить партии новейших белорусских 100% низкопольников МАЗ-203.

02.Самара

(c) transphoto.ru

Самара, как и Екатеринбург, славится своей отличной трамвайной системой, состоящих в основном из старых, но пребывающих в отличном состоянии Татр Т3 и новых екатеринбургских трамваев модели 71-407. Местная трамвайная фишка: у одного из городских трамвайных депо бортовые номера трамваев трёхзначные, у другого — четырёхзначные. Что касается шинного общественного транспорта, то Самара пока что, увы, остаётся городом убитых ПАЗиков-маршруток, однако в последнее время Самара стремится заменить маршрутки, заставляя частников покупать новые комфортные автобусы средней вместимости МАЗ-206 и принимать к оплате транспортные карты, как в муниципальном транспорте.

03.Санкт-Петербург


По сравнению с динамично развивающей свою городскую среду и транспорт Москвой Санкт-Петербург во многих отношениях находится в эпохе урбанистического и транспортного застоя. И это при том, что его «исходные данные» в плане архитектуры, географического положения и доставшегося от советского Ленинграда транспортного наследства значительно лучше, чем у Москвы, а неофициальный статус «самого европейского города России» недвусмысленно намекает на то, что именно Петербург должен бы иметь самые европейские в стране городскую среду и транспорт. На деле же все изменения в этих отношениях в Петербурге происходят с большим трудом, однако в последние годы всё же наметилась тенденция к движению вперёд. Так, в городе введена единая транспортная карта «Подорожник», которая по словам имеющих возможность сравнивать, превосходит даже московскую «Тройку». Подвижной состав городских автобусов и троллейбусов почти весь новый и низкопольный, причём по правилам городских пассажирских перевозок городские автобусы и маршрутки должны быть не старше 5-7 лет, по достижению этого возраста они подлежат замене или продаже в другие города. Интервалы движения на многих (не всех) автобусных и троллейбусных маршрутах минимальные. Тарифная политика на разные виды транспорта тоже правильная: разовый проезд в метро стоит дороже разового проезда в наземном общественном транспорте, а разовый проезд в маршрутках стоит ещё дороже. Однако у города есть две большие транспортные беды — маршрутки, которые во многих частях города откровенно преобладают над автобусами (хоть питерские маршрутки, состоящие в основном из автобусов ПАЗ-3204 и МАЗ-206, с полным правом могут считаться самыми комфортными маршрутками страны), и трамваи, бóльшая часть подвижного состава которых безнадёжно устарела, а значительная часть трамвайных путей находится в ужасающем состоянии. Тем не менее, и с данными видами транспорта город старается сделать что может; так, маршрутки с некоторых пор обязаны принимать к оплате электронную транспортную карту «Подорожник» наравне с муниципальными автобусами (хотя не все перевозчики и водители маршруток пока одинаково хорошо соблюдают это требование). Трамвайные пути города в последние годы стали активно ремонтироваться и заменяться на новые, появляются новые современные многосекционные вагоны, такие как эксплуатируемый только в Петербурге КТМ-31 и белорусский БКМ-843; в этом году появились четыре современнейших вагона испанского производства Alstom Citadis и новейший продукт отечественного трамваестроения — 71-931 «Витязь» производства Тверского вагоностроительного завода. Закупаются также и современные одиночные вагоны КТМ-23 для работы в двусторонних двухвагонных связках. При этом новые вагоны не размазываются по маршрутам вперемешку со старыми, а целенаправленно идут на укомплектацию целых маршрутов (№3, №39, №52, №56, №100), на которых пассажир может быть уверен, что сможет поехать в современном комфортном вагоне с облегчённой посадкой и высадкой благодаря отсутствию ступенек на входе. Один из участков трамвайной сети на востоке города будет передан в частные руки с обновлением путей, инфраструктуры и подвижного состава и строительством нового трамвайного парка за счёт инвестора.

04.Тула (условно)

(с) transphoto.ru

Когда я побывал в Туле в 2012 году, я застал её городом ужасного маршруточного хаоса на дорогах и раздолбанных в хлам трамваев (один из тульских трамваев даже снялся в фильме «Дурак» о российской безысходности); тогда в городе меня порадовала лишь хорошо работающая троллейбусная сеть. Однако с тех пор город кардинально обновил подвижной состав всех видов муниципального транспорта — автобусов, троллейбусов и трамваев на новые современные низкопольные машины. При этом весь новый подвижной состав муниципального транспорта города был покрашен в единую яркую приятную глазу бордовую цветовую схему. Особым шиком в Туле явились новые троллейбусы «Мегаполис» с большим запасом автономного хода, благодаря которым троллейбусные маршруты города были продлены в отдалённые районы и пригороды, в которых отсутствует контактная сеть для движения обычных троллейбусов. Правда, с троллейбусами первый блин вышел комом, поскольку ввод в эксплуатацию новых троллейбусов сопровождался массовым отстранением от эксплуатации старых, в результате чего общее количество линейных троллейбусов в городе значительно снизилось и на отдельных маршрутах интервалы между рейсами достигли поистине огромной величины. В результате троллейбусы на многих маршрутах стали перевозить лишь случайных пассажиров, которые случайно оказались в нужное время в нужном месте, поскольку целенаправленно ждать троллейбус 40-50 минут никто не будет, а сядет в маршрутку, которая придёт через 5 минут. В итоге троллейбус из основного вида муниципального городского транспорта в Туле превратился в аттракцион для транспортных фанатов, ибо только они способны специально ждать по часу, чтобы прокатиться с ветерком на 90 км/ч по загородной трассе на троллейбусе с автономным ходом. Поэтому Тулу в список «стремящихся» городов пока зачисляем лишь условно.

Может быть, я забыл включить в список какие-то города? Если да, пишите в комментариях; создадим транспортную доску почёта страны вместе.

Реклама

комментария 3 to “Транспортная доска почёта: Список российских городов с хорошими транспортными системами”

  1. Итоги второго заседания Общественного совета при Департаменте транспорта | Блог о языках и городах Says:

    […] автобусному сообщению. Таким может похвастаться всего около двух десятков городов во всей стране. Тем более новгородские маршрутки были […]

  2. Маршрутки в Великом Новгороде: зачем? | Блог о языках и городах Says:

    […] Итоги второго заседа… on Транспортная доска почёта: Спи… […]

  3. Кирилл Солодин Says:

    В Белгороде общественный транспорт переживает кризис, маршруты отдаются частникам.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: