Европейская Москва

Урбанистическая Европа всё больше приходит в Россию, пусть даже пока только в Москву. На недавно реконструированных улицах столицы научились делать выступы тротуара в местах пешеходных переходов:

Москва, Большая Никитская улица, (с) gre4ark.livejournal.com

Не хуже, чем на загнивающем благополучном Западе.


Выступы тротуаров, вдающиеся в проезжую часть в местах пешеходных переходов, активно используются во всём мире, поскольку позволяют:

— сузить проезжую часть в месте пешеходного перехода, а значит, заставить водителей снизить скорость перед узким местом и быть более внимательными;
— физически исключить возможность парковки автомобилей на пешеходном переходе;

Если бы в данном месте был выступ тротуара, такая ситуация в принципе была бы исключена

Если бы в данном месте был выступ тротуара, такая ситуация в принципе была бы исключена

— даёт возможность водителям и пешеходам вовремя увидеть друг друга из-за легально припаркованных перед переходом автомобилей и таким образом избежать ДТП;

eaf3e-img_056511
— уменьшает время нахождения пешехода на пересекаемой проезжей части и даёт пешеходу возможность почувствовать свой приоритет на пешеходном переходе, в результате чего пешеход чувствует себя в бóльшей безопасности при пересечении проезжей части.

Но пешеходные выступы — это не единственное нововведение на московских реконструируемых улицах. На остановках общественного транспорта, расположенных на данных улицах, появились — о чудо! — остановочные антикарманы, т.е. по сути те же выступы, вдающиеся в проезжую часть. В то время как в остальной России активно делают заездные карманы для общественного транспорта, в результате чего автобусы и троллейбусы не могут подъехать вплотную к бордюру на остановке и потом не могут выехать с остановки из-за очень неохотно пропускающего их потока автомобилей (в некоторых городах к этому также добавляется проблема активной парковки автомобилей в остановочных карманах, в результате чего общественный транспорт вообще не может заехать в карман), в Москве успешно перенимают передовой европейский опыт по организации остановочных выступов.

Москва, Большая Никитская улица, (c) gre4ark.livejournal.com

Благодаря таким выступам:

— общественный транспорт не должен менять траекторию движения при подъезде к остановке, а значит, может подъехать вплотную к бордюру и пассажирам не нужно будет сначала ступать вниз на проезжую часть, потом забираться вверх в салон (в Москве, где общественный транспорт в центре города сплошь низкопольный, это особенно чувствуется). Да и детскую коляску или сумку на колёсиках можно вкатить в транспорт непосредственно с бордюра практически без перепада высот;
— физически исключается возможность нелегальной парковки автомобилей в местах остановки общественного транспорта;
и, last but not least,
Остановочные заездные карманы реализуют идею приоритета личного транспорта перед общественным. То есть устроителям заездных карманов важно, чтобы останавливающийся на остановке общественный транспорт не мешал непрерывно ехать личному автотранспорту по крайней правой полосе, а то, что общественный транспорт с 40-50 пассажирами потом не может отъехать от остановки, пока не проедет десяток личных автомобилей, в большинстве из которых будет ехать только один водитель или максимум водитель с пассажиром, — это уже дело десятое. В то же время остановочные выступы (антикарманы), напротив, реализуют идею приоритета общественного транспорта перед личным, так как уже личный транспорт, движущийся по крайней правой полосе, вынужден замедляться перед останавливающимся на остановке общественным транспортом или обгонять его слева. Ибо семеро, а тем более сорок человек в автобусе или троллейбусе, одного не ждут.

В Великом Новгороде такой остановочный выступ имело бы смысл организовать, например, на остановке на Людогощей улице сразу за Софийской площадью (aka «остановка у Телекома»):

telekom

Зачем вообще на односторонней улице с двумя полосами для езды, малоинтенсивным движением и с параллельной парковкой вдоль правого края проезжей части нужен заездной карман — загадка.

Но не оставлены без внимания и автомобилисты, ведь удобный для жизни и перемещения город должен быть удобный для всех, независимо от способа перемещения по городу. Где за пределами Москвы вы вообще найдёте полную вспомогательную разметку на перекрёстках?

(с) chistoprudov.livejournal.com, отсюда. В кадре также видна беспрецедентная для России разметка пересечений велодорожек с проезжей частью.

Ещё один важный момент — в центре Москвы теперь всегда понятно где можно парковаться, а где нельзя. Нет парковочного кармана вдоль улицы — парковаться нельзя, есть карман — можно. При этом всегда можно найти у места назначения хотя бы одно свободное парковочное место, ведь количество желающих приехать в центр города на машине очень эффективно сдерживается платностью парковки: хочешь оставить машину в центре — плати, чтобы и другим места остались.

(с) chistoprudov.livejournal.com

При этом в остальной Москве ситуация с парковками пока ещё полна абсурда и произвола, поскольку парковку вдоль проезжей части ограничивают не физически, а произвольно расставляемыми знаками «Остановка запрещена» и страшными зелёными крокодилами-эвакуаторами. Но хотя бы на реконструированных улицах в столице показали, что и в наших широтах в принципе возможно сделать иначе и у нас не какой-то неправильный климат и неправильные люди. Во всяком случае, не неправильнее, чем в Прибалтике, Польше или Венгрии, где за последние два десятилетия добились поразительных успехов в европеизации городской среды.

Разумеется, не всё гладко получилось и на московских реконструируемых улицах. Открытие каждой новой реконструированной улицы в центре Москвы (да-да, реконструкция улиц с расширением тротуаров, строительством велодорожек, а то и вовсе переводом улицы в статус полностьб пешеходной в столице стала нормой!) сопровождается немедленными выходами критических постов урбаноблогеров: вот тут плитку плохо положили, тут ливнестоки не сделали и вода в дождь будет выливаться прямо на тротуар (а зимой превращаться в наледь), тут бордюры забыли понизить, тут столб посреди тротуара не убрали… И это совершенно нормально, ведь двигателем прогресса человечества всегда было недовольство существующим положением вещей. Иначе бы мы до сих пор, пожалуй, жили в пещерах родово-общинным строем, охотились каменными топорами и возделывали землю деревянными мотыгами. Здоровая критика всегда нужна, чтобы двигаться вперёд и не повторять прошлых ошибок. Но считать, что из-за того, что у нас по-прежнему что-то где-то всегда недоделывают, не надо делать ничего вообще — большая ошибка. Предоставляем слово одному из главных критиков российской городской действительности Илье Варламову:

Плиточная реформа, как и любая другая, столкнулась с несправедливой критикой со стороны вечно недовольных москвичей. Видите ли им не нравится плитка. Видите ли плохо и некачественно ее кладут! Ну и что? С первого раза хорошо плитку и не положить. Человек, который хоть однажды делал ремонт или что-то строил, знает, как тяжело работать со строителями. Практически все строители - криволапые, ленивые, вороватые мудаки. Это факт. Когда я делал ремонт в квартире, я сменил 4 бригады строителей, и все они работали плохо. Найти людей, кто хорошо положит плитку в ванной - большая проблема, а что вы хотите в масштабах города? Скорее всего через несколько лет плитку придется перекладывать, и это тоже нормально. И второй раз плитку уложат плохо - ничего страшного! Зато к третьему-четвертому разу уже будет опыт. Сейчас город накапливает этот опыт.
(отсюда)

В любом случае, на настоящий момент можно константировать: рыба с головы не только гниёт, но и возрождается. И если упадок российской городской среды начался в 90-х годах именно с Москвы, когда там стал появляться безвкусный кричащий рекламный визуальный мусор, парковочный беспредел, пробки, расширения дорог и никудышная работа городского общественного транспорта, а потом всё перечисленное перекинулось на остальные города нашей великой страны, то с Москвы же началась и европеизация городской среды и той же системы городского транспорта. Пока что ещё очень многое не сделано, в том числе и по сравнению с тем, что можно было сделать за последние пять лет, но в то же время положа руку на сердце нужно признать: в Москве в плане городской среды и транспорта в последние годы сделано в десятки раз больше, чем почти во всех остальных городах страны вместе взятых. И тут уже «кто нам мешает, тот нам поможет», как говорил киноклассик. Тенденция всех городов страны смотреть на Москву снизу вверх сама по себе, мягко говоря, не заслуживает одобрения, поскольку среди всего прочего оно ведёт к безвозвратному оттоку людских и финансовых ресурсов со всей огромной страны в один-единственный город. Однако в данном случае, возможно, как раз и другие города захотят сделать хотя бы по нескольку своих улиц «как в Москве» и сделают пусть даже чуточку хуже, но намного лучше, чем было. В любом случае, Москва нам показывает, что #мы — можем! Ну а что не без ошибок и не без недоделок, так Москва не сразу строилась. Да и Rome wasn’t built in a day.

Реклама

Один ответ to “Европейская Москва”


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: