Как сделать плацкарты удобнее для людей

Всю свою жизнь я регулярно езжу на поездах. Для меня, как и для большинства россиян, поезд дальнего следования в его плацкартном варианте — единственная возможность доехать куда-то далеко, ибо автобус для поездок длительностью более 8-10 часов слишком неудобен (хотя в Москву я бы с удовольствием ездил на автобусе, если бы он ходил туда из Новгорода в принципе), а самолёт слишком дóрог. Тем не менее, я терпеть не могу ездить в плацкартах из-за полного отсутствия там такого понятия, как «приватность». Недаром в одной из серий популярной онлайн-передачи «#Железнодорожное» плацкарт справедливо назвали «коммуналкой на колёсах».

Очевидно, что достаток среднестатистического россияна никогда ещё очень долго не будет позволять, как в загнивающих Штатах, всегда выкупать при поездке купе целиком (у нас это элитная услуга, называемая «спальный вагон (СВ)») или постоянно пользоваться высокоскоростными сидячими-only «Сапсанами», поэтому в обозримом будущем большинству из нас всё так же придётся ездить на дальние расстояния исключительно в плацкартных вагонах. Но на самом деле достаточно всего лишь нескольких совсем не затратных шагов, чтобы сделать плацкартные вагоны значительно более комфортными для пассажиров и не превращать каждую поездку в них в многочасовую или даже многодневную пытку.

Главный недостаток нынешних плацкартов — это, как уже было сказано выше, полное отсутствие приватности. Поездка для пассажира плацкарта превращается в участие в реалити-шоу «За стеклом», где каждое твоё движение неотрывно находится в поле зрение четырёх пар глаз соседей по купе и/или напротив. В основном купе добавляется необходимость так или иначе общаться с соседями, на боковых местах за вами особенно хорошо внимательно наблюдать всем четырём пассажирам основного купе. Да и поспать спокойно вряд ли удастся, ибо открыв глаза, вы первом делом увидите носки или голову соседа, смотря по тому в основном ли купе или на боковых местах вы находитесь. Вашим соседям, в свою очередь, также будет доставлять большое удовольствие наблюдать, как вы ворочаетесь во сне и встаёте сходить в туалет или глотнуть минералки.

Итак, что же можно сделать, чтобы у пассажиров появилась хоть какая-то приватность, при которой поездка в несколько десятков часов превратится в более-менее приятный отдых с лежанием на диване и сладостным ничегонеделанием?..

Во-первых, отгородить койки в основном купе от прохода перегородками. Знаете, почему я люблю места у туалета, которые принято считать «непопулярными»? Потому что в самой последней секции (как раз той, что расположена у туалета) койки основного купе хотя бы справа этими перегородками как раз отгорожены, в результате чего лежащим в основном купе и на боковых местах не видно друг друга. Даже китайцы додумались до массового применения таких перегородок:

скрин

В китайских поездах плацкартные секции — это фактически те же купе, только без дверей. Представьте себе то же самое, но с наличием боковых мест — именно таким мог бы быть плацкартный вагон «с человеческим лицом». Скрин из 10 серии онлайн-передачи «#Железнодорожное» на 6:34

Во-вторых, сделать для каждой койки ширму-занавеску. Сколько там стоит пошить по 54 занавески на каждый вагон? Не думаю, что супердорого. А ведь эта простая и недорогая мера сразу же превращает коммуналку на колёсах в совокупность индивидцальных личных пространств. Можно сесть или лечь, занавеситься — и читать, переодеваться, спать, есть и т.п. До этого додумались даже в Таиланде, чей уровень железнодорожного обслуживания, судя по отчётам бывалых путешественников, сопоставим с российским. Там же додумались делать на верхние полки нормальную лестницу, как на двухъярусные кровати в хостелах, а не какие-то непонятные конструкции по бокам, по которым непонятно как залезать наверх и всё равно приходится либо делать подтягивание на руках, либо становиться ногами на столик с угрозой обрушить его.

Четырёхместная секция в плацкартном вагоне (вагон второго класса, первый класс — купейный, третий — сидячий) в таиландском поезде Бангкок — Чианг Май. (с) ma6y.livejournal.com, отсюда

Для совсем уж удобства можно добавить по приватной лампочке на каждое место, как в купейных вагонах, чтобы можно было читать бумажную книгу или ридер без подсветки экрана. Не думаю, что почти двукратная разница в стоимости проезда в плацкартных и купейных вагонах обусловливается затратами на приватные лампочки в купе :) Но ладно, обойдёмся и без лампочек, лишь бы не глазеть на волосатые мужские ноги соседа или чересчур соблазнительные женские ноги соседки. И чтобы, в свою очередь, и за тобой каждое мгновение не следило сразу несколько пар глаз «Большого Брата».

Я полностью поддерживаю политику РЖД по переходу на новые вагоны с более комфортными полками и биотуалетами, которыми можно пользоваться в том числе и на остановках, а также по введению купейных двухэтажных вагонов, позволяющих увеличить пассажировместимость каждого вагона с 36 мест до 64 (а это, на минуточку, на целых 10 мест больше, чем в нынешних плацкартных вагонах). Но я совершенно не разделяю того факта, что РЖД тащит в новые вагоны старую суть. Нынешние электрички торжокского и демиховского производства — это по сути те же скотовозные по современным меркам ЭР2 1962 года запуска в серию, только с чуть более удобными сиденьями. Нынешние плацкартные вагоны — по сути такие же коммуналки на колёсах без какой-либо приватности, что и раньше, только с более удобными койками и биотуалетами. При этом самолёты и высокоскоростные поезда не становятся доступнее (ну ладно, первый вопрос не к РЖД), а традиционные поезда не становятся быстрее. Впрочем, может, авторы «#Железнодорожного» правы и альтернативой оным плацкартам станут двухэтажные купейные вагоны, в которых, по слухам, верхние полки на втором этаже стоят существенно меньше традиционных купейных мест на первом этаже?.. Так опять же — занавесок там нет, стало быть, общаться с соседями по купе всё равно придётся… Кстати, например, в больницах такие занавески у каждой койки, как в каком-нибудь Израиле (заметьте, за весь пост я не привёл в пример ни одну страну загнивающего Запада!), тоже ох как не помешали бы — ведь и там далеко не всегда хочется общаться с соседями и подавать повод для оного общения, будучи на виду. Впрочем, это уже совсем другая история. Или ещё та же?..

Реклама

Один ответ to “Как сделать плацкарты удобнее для людей”

  1. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] Как сделать плацкарты удобнее для людей […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: