Хороший автобус: Yutong ZK6852HG и МАЗ-206

Продолжаем рубрику «Хорошие автобусы» о тех автобусах, которые хотелось бы видеть в качестве массово закупаемого нового подвижного состава в Великом Новгороде взамен того физически и морально устаревшего хлама парка, который в основном возит нас по городу сейчас.

В прошлый раз мы поговорили о полунизкопольном автобусе большой вместимости ЛиАЗ-5293. Однако в любом городе, в том числе и в нашем, существуют маршруты, имеющие низкий пассажиропоток, однако востребованные (например, жителями плохо обеспеченных общественным транспортом районов вроде старой части Софийской стороны за Сенной площадью), которые нельзя отменять. Гонять по таким маршрутам полупустые автобусы большой вместимости неэкономично, поэтому на них используются автобусы средней вместимости. Классический пример автобуса средней вместимости — это всем нам хорошо знакомые ПАЗики. Великому Новгороду в своё время с ними повезло — в начале 2000-х годов в единственный тогда городской перевозчик МУП ПАТ-2 (ныне ОАО «Автобусный парк») поступила партия из 20 автобусов ПАЗ-3205 с дизельным двигателем, которые выгодно отличались от классических бензиновых большей мощностью двигателя и как следствие более лёгким и плавным ходом. Большинство этих автобусов обслуживает и сейчас городские маршруты с малым пассажиропотоком, такие как №№15ац, 17, 27а и частично маршрут №13.

А 508 + А 514

У нас их всего полтора десятка и они ездят на регулярных автобусных маршрутах, принимают общие проездные и т.п. А в других городах…

Однако годы делают своё, и за десять лет эксплуатации эти ПАЗики уже весьма изношены и снаружи, и внутри. в современном мире, как говорит классик, «чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать, а чтобы сдвинуться с места, надо бежать ещё быстрее», и то, что было хорошо десять лет назад, современным требованиям по комфорту поездки и удобству пользования пассажирами уже не соответствует. Супервысокопольные ПАЗики с узкой-преузкой входной дверью и тесным-претесным салоном, хотя и с большим количеством мягких удобных сидений, — это всё же не то, на чём должны ездить пассажиры середины второго десятилетия XXI века, которые стали тем более привередливые, что многие из них имеют возможность выбирать между общественным транспортом и личным автомобилем.

Однако не всё так плохо. В начале 2014 года у двух перевозчиков Великого Новгорода появилось в общей сложности пять новых комфортных автобусов малой вместимости, да ещё работающих на экологически чистом газомоторном топливе. Это автобусы китайского производства Yutong ZK6852HG. Четыре таких автобуса достались ООО «АТП-3»/ООО «Автопрокат» и обслуживают маршруты №№14 и 26а, ещё один Ютонг принадлежит ОАО «Автобусный парк» и обслуживает маршрут №17а.

Yutong-atp3

Особенность четырёх Ютонгов АТП-3 состоит в том, что они почему-то ездят без бортовых номеров. Единственный Ютонг «Автобусного парка» имеет бортовой номер 101.

Название марки yǔtōng (宇通) можно перевести с китайского примерно как «путь по миру»; 宇 [yǔ] = мир, Вселенная, 通 [tōng] = вести́́ (о дороге). Автобусики эти хорошо известны и жителям соседнего Петербурга, но уже как маршрутки:

Я же говорю, у нас автобусы малой вместимости — это именно автобусы, а в других городах… (с) busphoto.ru

Заглянем теперь внутрь автобуса.

(с) fotobus.msk.ru

Салон выполнен в традициях современных полунизкопольных автобусов средней вместимости. Передняя часть салона отдана преимущественно под стоячие места, задняя — только под сидячие, по два сиденья с каждой стороны. Это оптимальная компоновка салона, при которой и сидячим, и стоячим местам выделяется максимум пространства в «своей» части салона. Такая же компоновка выполнена и в полунизкопольном автобусе большой вместимости ЛиАЗ-5293 и его низкопольном преемнике ЛиАЗ-5292/6213, что делает их существенно лучше классического ЛиАЗ-5256/6212, ужасней которых по компоновке салона просто не придумаешь.

Сиденья пластиковые, но… при этом удивительно эргономичные и комфортные и на них удивительно приятно сидеть. Вообще после новгородских ЛиАЗов я терпеть не могу жёстких пластиковых сидений, но с другой стороны, если конкретные сиденья в конкретной модели плохи, то это не значит, что плох и весь класс таких сидений — что и демонстрирует нам Ютонг. При этом материалы и дизайн и у сидений, и у поручней максимально простые и недорогие, но при этом удобные для пассажиров и оставляют самое приятное впечатление. Отличный недорогой вариант для городских перевозок на малонаполняемых, но нужных маршрутах. Особенно если в газовой модификации, как у нас.

Недостатков в Ютонге я нашёл всего два:

● не низкопольный вход, на входе в обе двери есть одна ступенька, хотя и довольно пологая (примерно как на хорошо знакомым новгородцам белым турецким Мерседесам О345);
● при каждом торможении автобуса раздаётся просто ужасный скрип тормозов, который очень и очень режет ухо. Причём, судя по всему, это не значит какое-то плохое состояние тормозов, а просто одна из конструктивных черт автобуса.

В соседнем Петербурге и многих других российских городах сейчас стала популярна аналогичная модель производства ближнего зарубежья — МАЗ-206 производства Минского автозавода. Именно эти автобусы делают Петербург, пожалуй, единственным городом, где маршрутки бывают не менее комфортны, чем автобусы. Но мы-то знаем: что в других городах — маршрутка, то в Великом Новгороде будет обычным автобусом в лучшем смысле этого слова :)

IMG_0193
Салон — всё то же самое, что в Ютонге, только ещё лучше.

IMG_0194
Плюсы МАЗ-206 перед Ютонгом:

● полностью низкопольный вход в обе двери;
● мягкие сиденья с обивкой;
● более тихий и приятный звук двигателя и отсутствие ужасного ютонговского скрежета тормозов при каждой остановке.

Минус всего один: у МАЗ-206 отсутствует газовая модификация. Вообще, МАЗ при всех огромных преимуществах его автобусов перед российскими конкурентами значительно отстаёт от них по переводу своей техники на газомоторное топливо. У базовых автобусных моделей завода МАЗ-103 и МАЗ-203 газовые модификации появились лишь в этом году, у МАЗ-206 её так пока и нет.

Подведём итоги. Сейчас ОАО «Автобусный парк» активно ищет возможности обновления подвижного состава. В рамках этого следует задуматься не только об обновлении автобусов большой вместимости, но и о замене физически и морально устаревших ПАЗиков на современные автобусы средней вместимости. Такие автобусы должны быть закуплены в достаточном количестве, чтобы обслуживать существующие «пазиковые» маршруты №№15ац, 17, 17а, 27а, а также маршруты №№12 и 13, безусловно важные для связи разных частей города, однако имеющие сравнительно небольшой пассажиропоток. Сейчас, напомню, на 12 маршруте в основном ходят вот такие полупустые гармошки:

314 - 12 маршрут гармошка

Оптимальным вариантом таких автобусов средней вместимости будут МАЗ-206, но Ютонги дешевле, на газу и у предприятия уже есть опыт их технического обслуживания. С другой стороны, Ютонг в «Автобусном парке» пока всего один, поэтому вполне можно превратить в систему не его, а МАЗы-206. Выбор теперь за «Автобусным парком».

Реклама

комментария 2 to “Хороший автобус: Yutong ZK6852HG и МАЗ-206”

  1. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] Хороший автобус: Yutong ZK6852HG и МАЗ-206 […]

  2. Транспортная доска почёта: Список российских городов с хорошими транспортными системами | Блог о языках и городах Says:

    […] автобусов средней вместимости (одноклассник ПАЗиков) МАЗ-206. Кроме того, Тюмень — единственный в России город, где […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: