Хороший автобус: ЛиАЗ-5293

Вроде бы полунизкопольная модель ЛиАЗ-5293 для меня не нова, да и о наличии нескольких таких автобусов в Великом Новгороде я вполне знаю. Даже сколько-то раз приходилось на них попадать. Но обычно садился в заднюю часть салона и особо не оглядывал оный. А тут случайно снова попал на такой автобус, и мне повезло сесть перед самой границей низкопольной и высокопольной части салона. Кроме того, автобус был полупустой и была возможность салон не только в деталях рассмотреть, но и пофотографировать. И оказалось, что это очень даже неплохой вариант для города, у которого нет денег на полноценные низкопольники.

Внешне ЛиАЗ-5293 не отличаются от классических высокопольных ЛиАЗ-5256 вообще ничем.

А 359 полунизкопол

Да, это полунизкопольник


Определить, что перед тобой полунизкопольник, можно только когда автобус откроет двери:

А 373 полунизкопол

Впрочем, один опознавательный знак«опознавательный знак» у автобусов этой модели всё же есть — маленький значок с изображением инвалида-колясочника на двери.

А 362

На самом деле низкий пол на входе нужен далеко не только инвалидам-колясочникам и в настоящее время даже не столько им, пока они не имеют даже возможности даже выехать самостоятельно из подъезда, где площадку первого этажа от входной двери всегда отделяет 5-7 крутых ступенек. Зато в автобусах постоянно ездят пожилые, родители с колясками, а также люди с туристическими сумками на колёсиках или с тележками для сумок. Да что тут говорить, если даже моя мама, совсем не разбирающаяся в автобусах, заметила этот низкопольный вход и вспомнила, как тяжело ей приходилось забираться в с травмированной после аварии ногой по ступенькам на входе в обычные городские автобусы. В общем, что удобно самым незащищённым частям населения, то удобно и всем остальным. И да, чуть не забыл ещё одно важное преимущество низкопольных автобусов: в них гораздо быстрее происходит посадка-высадка пассажиров, поэтому автобус меньше задерживается на остановках и быстрее довозит пассажиров до места назначения.

Вот так выглядит низкопольный вход в среднюю дверь изнутри.

А 957 низкопольная средняя дверь

Но не только низким полом хорош ЛиАЗ-5293. Ох, не только. Особенно это чувствуется после классических «бело-синих» ЛиАЗ-5256/6212.

Вот салон обычного высокопольного ЛиАЗа:

452 - Лиаз-5256, 18.30 авт.27

Одному мне кажется, что в салоне слишком много лишнего свободного пространства? Впрочем, оно и неудивительно, если внимательно присмотреться к накопительной площадке для стояния. Я специально взял фото из салона более новой модификации 5256 из серии, пришедшей в Новгород в 2014 году; там в целом чувствуешь себя комфортнее, чем в бело-синих, исчезли ужасно неудобные пластиковые сиденья, но площадка для стояния такая же маленькая.

425 - Салон ЛиАЗ-5256 авт.9

Я много раз считал и всегда получался один и тот же результат: на накопительной площадке для стояния может уместиться в ряд (т.е. комфортно держась за горизонтальный поручень на уровне пояса) ровно три человека. Все остальные, кому не хватило 20 сидячих мест, вынуждены стоять в проходе, повиснув на верхнем горизонтальном поручне. Иначе говоря, ЛиАЗ-5256 не предназначен ни для удобного сидения (негде), ни для удобного стояния (тоже негде).

А теперь посмотрим на салон его полунизкопольного собрата модели 5293.

А 957 салон

Сразу обращает на себя внимание просторная накопительная площадка — прямо как у «преемника» данной модели — полностью низкопольного ЛиАЗ-5292.

А 957 салон

Знаю, не все разделяют мою любовь к сидению и сидячим местам в городских автобусах; многие предпочитают ехать стоя, мол, «у нас такой маленький город, что на три остановки нет смысла садиться». Так а я разве против? Я сам с удовольствием ездил стоя в прежних белых Мерседесах О345, на которых сидячих мест было так же мало или даже ещё меньше, чем в ЛиАЗах, но зато были поистине огромные накопительные площадки для стояния: стой — не хочу. Сейчас эти автобусы большей частью списаны, но несколько коротких Мерседесов этой серии всё ещё бегают по Новгороду, так что ещё есть возможность почувствовать, что такое по-настоящему удобный для стояния автобус:

330 - Салон Мерседеса О345

Пространство в салоне поделено очень грамотно, как у всех полунизкопольников, будь то шведская Scania Omni Link, белорусский МАЗ-206 или китайский Yutong ZK6852HG: передняя часть преимущественно для комфортного (подчёркиваю — комфортного!) стояния с просторной накопительной площадкой (есть даже спинка для опоры инвалидной коляски), задняя высокопольная часть — исключительно для сидения, плотно упакованная сидячими местами, по два с каждой стороны.

Сидячих мест в ЛиАЗе-5293 тех же 20, что и в ЛиАЗе-5256, но они при этом значительно лучше скомпонованы, будучи сконцентрированы в одной части салона, а стоячие — в другом. Минусом являются разве что ступеньки между высокопольной и низкопольной частью салона, в этом ЛиАЗ-5293 безусловно проигрывает белорусскому полунизкопольнику МАЗ-103. Зато у МАЗа меньше передняя накопительная площадка для стояния; как любой уважающий себя автобус с европейскими корнями (см. Википедию), он предназначен для комфортного сидения, но не для стояния. Для российских условий артериальной (а не капиллярной) сети общественного транспорта, где по сути все пользующиеся общественным транспортом жители города вынуждены сосредотачиваться на одних и тех же остановках и маршрутах на ограниченном числе основных улиц города и потому заполняемость автобусов значительно выше европейской, ЛиАЗ всё же подходит лучше.

В целом, можно резюмировать: модель ЛиАЗ-5293 — хороший вариант для городов, у которых нет денег на массовую закупку полноценных низкопольных автобусов вроде очень дорогого ЛиАЗ-5292, который в газовой версии (.70) стоит около 10 млн рублей, в дизельной (.60, Евро-4) — около 7 миллионов рублей. Неудивительно, что даже города-миллионники, такие как Нижний Новгород или Пермь, не брезгуют в настоящее время закупать ЛиАЗы-5293. Нам этим брезговать тем более не пристало. Тем более несколько таких автобусов в городе уже есть: пять дизельных (.53) и два газовых (.70) у ПАТП-1 (обычно ходят на маршрутах №№1 и 9, иногда на 35 и 35а) и два газовых (.70) у АТП-3 (обычно ходят на маршрутах №№8 и 8а). Начало положено.

Реклама

комментария 2 to “Хороший автобус: ЛиАЗ-5293”

  1. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] №3 (Санкт-Петербург) ● Трамвай №16 (Санкт-Петербург) ● Хороший автобус: ЛиАЗ-5293 ● Хороший автобус: Yutong ZK6852HG […]

  2. Хороший автобус: Yutong ZK6852HG и МАЗ-206 | Блог о языках и городах Says:

    […] о полунизкопольном автобусе большой вместимости ЛиАЗ-5293. Однако в любом городе, в том числе и в нашем, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: