Интервью Михаила Якимова в Смоленске

Один из лучших транспортных экспертов в России Михаил Якимов посетил Смоленск и дал интервью с впечатлениями о транспортной системе города. Смоленск всего в полтора раза больше Великого Новгорода (330 тысяч человек), поэтому всё сказанное Михаилом Ростиславовичем о Смоленске актуально и для нас (кроме почти отсутствующих у нас маршруток и совсем отсутствующих трамваев). Надеемся когда-нибудь увидеть Вас и в Великом Новгороде, Михаил Ростиславович.

Оригинал статьи на сайте газеты «Рабочий путь» (Смоленск) >>

Эффективное управление избавит Смоленск от дорожных проблем

Профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета Михаил ЯКИМОВ, на прошлой неделе посетивший наш город-герой, в интервью «РП» высказал свое мнение о проблеме дублирования маршрутов муниципального и привлеченного транспорта, о целесообразности строительства четвертого моста через Днепр и возможности появления в Смоленске платных парковок.

- Михаил Ростиславович, вы являетесь ученым в области организации транспортных потоков крупных городов. Расскажите, насколько часто чиновники реагируют на ваши замечания?

- Моя специальность - транспортная система страны, ее регионов и городов. В России такую специальность имеют только четыре доктора наук, которые занимаются транспортом городов. Мы, используя инструменты транспортного планирования, стараемся с каждой единицы территории общего пользования «выжать» максимум эффективности. К сожалению, в России, в отличие от Запада, эта наука пока не воспринимается всерьез. В том числе и в Смоленске, где решения принимаются на основании некой «житейской мудрости», а не на основе транспортных моделей. Например, я спрашивал у ваших чиновников, какими операционными показателями они руководствуются при оценке эффективности структурных подразделений, а они не понимали моего вопроса и оперировали общими фразами. Как принимать управленческие решения, если у тебя нет никаких результатов?!

Я подарил представителям городской власти Смоленска три книги «Транспортное планирование городов». Может быть, они почитают и заинтересуются. Впрочем, судя по поездкам в другие регионы, чиновники настороженно относятся к таким инициативам. Приятно удивил Красноярск, где после публикации в СМИ моего интервью чиновники решили создать центр транспортного планирования.

- Вам удалось застать пробки в Смоленске?

- Нет, сомневаюсь, что вообще их увижу.

- Вот приехали бы вы пару месяцев назад, когда ремонтировали путепровод на улице Степана Разина, тогда пробки точно застали бы.

- Знаете, я вчера был в Москве и проезжал по Киевскому шоссе, где ремонтировали асфальтовое полотно на одной из полос движения. Вот это была пробка!

- В связи с этим есть надобность в строительстве четвертого моста через Днепр?

- Я не знаю, сколько точно жителей живет в Заднепровском районе. Чиновники говорят около 100 тысяч человек. У нас обмен между берегами Камы в разы больше, но четыре полосы коммунального моста и две полосы плотины Камской ГЭС с транспортным потоком справляются очень уверенно. Вряд ли очередной мост будет целесообразен.

- Эффективный способ упорядочить движение и снизить беспорядок на дорогах - использование дорожных знаков и разметки. Как у нас с ними обстоит дело?

- Знаков в городе визуально мало, их должно быть раза в три больше. Сегодня мы проехали ряд оживленных перекрестков, и на многих из них отсутствуют светофоры. Особенно удивил «вольный» поворот с улицы Дзержинского на улицу Нахимова. Разметка на дорогах практически полностью отсутствует. Потоки транспорта должны быть четко распределены по полосам. И главное, что ресурс в решении этой проблемы есть.

Я говорю о территории общего пользования. Во благо людей можно оборудовать тротуары, велодорожки, выделенные полосы для общественного транспорта.

- Существует ли в Перми проблема привлеченного транспорта, который в Смоленске дублирует муниципальные маршруты?

- Нет. Но начнем с того, что о термине «привлеченный транспорт» я узнал только в Смоленске. Муниципальных автобусов у нас нет. Только частники. Каждый перевозчик отвечает за конкретный маршрут. При этом муниципалитет через систему навигации и диспетчерские службы внимательно отслеживает выполнение муниципального задания каждым предприятием. Согласитесь, это гораздо удобнее, чем в Смоленске, когда в случае неоказания транспортной услуги непонятно, кому жаловаться: в комитет по транспорту, в Автоколонну-1308 или вообще маршрутчикам. Получается, виноватых нет.

В Перми используется так называемый либеральный путь, а какой взят в Смоленске – я пока не понял. Возможны два варианты пути: либо консолидация в органах местного самоуправления всего перевозочного процесса и использование исключительно муниципального транспорта, либо рыночный (либеральный) путь - передача в аренду всех транспортных парков.

Что касается дублирования муниципальных автобусов в Смоленске частным транспортом, ваши чиновники говорят, что первые - несут социальную нагрузку, а последние - нет. Поэтому у вас чаще всего можно встретить переполненные маршрутки и пустые автобусы.

Муниципальный транспорт становится дотационным. Если в Перми размер дотаций на покрытие выпадающих доходов частных перевозчиков – 100 млн. рублей в год, то в Смоленске, в городе с численностью населения в три раза меньше, - как мне сказали, 240 млн.

- Еще один вопрос, волнующий наших читателей, - отсутствие маршруток в темное время суток. После десяти вечера добраться из одного района Смоленска в другой практически невозможно.

- Гости Перми удивляются, почему у нас в центре города в полночь ходят трамваи. Но это правильно - город живет ночной жизнью. А маршруты, следующие в отдаленные уголки города, заканчивают работу раньше. Почему? Эффективная транспортная система определяется максимальным числом услуг (минимально затраченным временем) за минимальные деньги. В этом плане жителям глубинки идеально подходит автомобиль. Те, кто живет в центре, вполне могут обойтись и общественным транспортом, поскольку расширять или углублять улицы в исторической части города нельзя.

- Могут ли в Смоленске, по примеру Москвы, в центре города появиться платные парковки?

- Нет, федеральное законодательство разрешает использовать паркоматы только Москве и Санкт-Петербурге. Но по примеру Перми могу посоветовать другую федеральную норму — лимитировать время нахождения одного транспортного средства на парковке. 120 минут. Иначе говоря, более эффективно использовать территорию общего пользования. Автомобиль может «безболезненно» находиться на парковке ровно два часа. После этого видеокамеры зафиксируют нарушение скоростного режима.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: