Вторая прогулка по Западному району

Полгода назад я выкладывал отчёт о фотопрогулке по дальней части Западного района (Свободы, Кочетова, Коровникова). Вчера я совершил ещё одну фотопрогулку по тем же местам. На самом деле я всего лишь ехал посмотреть новоустановленный бюст генерала Ивана Коровникова в начале улицы, названной его именем, но по дороге туда и обратно нафотографировал ещё много интересного, чем и спешу поделиться с читателями.

Сейчас весна и поэтому на улицах нет такой ужасной влажной грязищи, как на рубеже осени и зимы (хотя сухая грязь и земля никуда не делась), пыльные бури начала весны тоже благополучно миновали до следующего года, уже не холодно и ещё не жарко, поэтому время для прогулок по городу самое что ни на есть благоприятное.

01. В начале прогулки меня ждал приятный сюрприз — к остановке подошёл автобус-гармошка МАЗ-105.

785

Я влюбился в автобусы МАЗ с первого взгляда, то бишь с первой поездки, сразу же после приезда в Новгород в 2004 году, и с тех пор это моя любимая с точки зрения пассажира модель из доступных в Новгороде и в областных городах России в целом. Жаль только, что автобусов этой замечательной белорусской марки в городе мало. Гармошки МАЗ-105 ездят почти исключительно на 11 маршруте, который мне бывает нужен крайне редко, а коротких белорусов в городе всего три штуки (раз, два, три), все они принадлежат перевозчику ООО «АТП-3» / ООО «Автопрокат» и работают на обслуживаемых им маршрутах №№8, 8А, 18. Если бы не подковёрные интриги областной администрации против городской, уже сейчас у основного перевозчика города — «Автобусного парка» могло бы быть 40 (!) новеньких МАЗ-103, которые позволили бы более рационально распределять подвижной состав по маршрутам в соответствии с вместимостью (а не гонять полупустые гармошки по всем подряд маршрутам), значительно повысить комфорт поездки для пассажиров и попытаться избавиться от ига аренды у«ПитерАвто» жутко неудобных ЛиАЗ-6212 (см. пост «Страсти по “Автобусному парку”»). Но — не будем о грустном.

02. Первая модель нынешней линейки автобусов МАЗ была запущена в производство на Минском автомобильном заводе в начале 90-х годов. За основу была взята немецкая модель автобуса Neoplan-N4014, на производство которой в Минске была получена соответствующая лицензия. В результате на территории бывшего СССР появился автобус с низким полом, поднимающимся на высоту одной ступеньки лишь в задней части салона, причём подъём пола в салоне плавный, не с перепадом в виде ступеньки, как на большинстве современных российских полунизкопольных моделей. И всё это задолго до того, как на постсоветском пространстве хоть кто-то слышал о низком поле и понимал, для чего он нужен. Европейские корни автобуса чувствуются и в комфортных сидениях и их компоновке, плавности хода, приятного тихого не раздражающего пассажиров звука двигателя. Благодаря этому автобусы МАЗ-103/105/107 остаются одними из лучших на постсоветском пространстве даже спустя более 20 лет с момента начала их производства и уж точно их ровесников по запуску в серию вроде пресловутого автобуса всея России ЛиАЗ-5256/6212, в котором о каком-либо удобстве для сидячих или стоячих пассажиров вообще не слышали.

IMG_0007
Безусловно, у МАЗов есть и свои недостатки, прежде всего очень малое количество мест для стояния (опять же чувствуются корни из Европы, где в автобусах вообще не принято стоять) и узкие проходы между слишком угловатыми подиумами без выемок для ног снизу. У сочленённой модели МАЗ-105 к этому ещё добавляется наличие одной ступеньки на входе во все двери (т.е. автобус не низкопольный) и наличие коробки с двигателем на месте передней накопительной площадки, что безусловно не может не радовать пассажиров, заходящий в среднюю дверь передней секции и сразу же утыкающихся в двигатель. Я в этот раз как раз испытал это на себе :) Удивительно, что даже в новейшей модели второго поколения МАЗ-215 этот баг так и не исправили (кому интересно, можете прочитать статью транспортного фана Владислава Булгакова «Самый ужасный сочленённый автобус»).

03. Но отвлечёмся от транспортных тем и посмотрим из окна автобуса на город. Вот интересно покрашенные балконы на фасаде одного из домов в самом конце улицы Кочетова.

IMG_0003
05. На остановках — замечательная транспортная навигация.

IMG_0004
06. «Доезжаете до остановки “Вкусно-дёшево-удобно”, там выхóдите и идёте прямо…»

IMG_0012
07.

IMG_0008
08. На проспекте Корсунова между улицей Кочетова и Григорово сделали «бордюры в ноль». Кустарно, с неправильным уклоном, но по крайней мере здесь хоть как-то можно провезти велосипед, детскую коляску или сумку на колёсах. На инвалидной коляске с сопровождающим заехать тоже не без труда и неудобств, но можно.

IMG_0009

09. Понятно, что сделано на отвяжись и о каких-то там стандартах и СНиПах здесь не слышали, но увы, в современной российской действительности пока приходится выбирать между «хоть что-то» и «вообще ничего», пока мы не придём к власти. Вот, например, «вообще ничего» на соседнем переходе:

IMG_0010
То есть формально-то понижение тут есть, но любое колесо об него споткнётся. Не говоря уже о том, что оно почему-то сделано по краю зебры, а не по всей её ширине или хотя бы посередине.

10. Ещё один кустарный вариант «бордюра в ноль». Такие решения подходят в качестве временных, но нормальные понижения со временем всё равно нужно делать. Однако у нас, скорее всего, скажут «вы хотели понижение, дак вот же оно есть» и оставят так насовсем.

IMG_0011
11.

IMG_0013

12. Вот мы и дошли до улицы Коровникова. В нашем городе есть традиция: каждый год в мае на пешеходных переходах рисуют краской зебры на ближайшие полгода. Потом они стираются под слоем снега, гряз и песка и на следующий год всё начинается заново, а полгода водители ездят вообще без разметки.

На Коровникова, судя по всему, ещё и положили новый асфальт. Но с зеброй, кажется, что-то пошло не так…

IMG_0014
13. Вот и главная цель нашей прогулки — сквер с бюстом генерала Коровникова, открытый перед Днём Победы. В ближайшее время в городе появятся бюсты ещё двух героев Великой Отечественной войны, жизнь которых была связана с Новгородчиной — Якова Павлова и Ивана Панкратова.

IMG_0015
14. Во время войны Иван Терентьевич Коровников был командующим войсками 59-й армии Волховского фронта, освободившей Новгород от немецко-фашистских захватчиков в январе 1944 года. Дата освобождения Новгорода — 20 января — увековечена в названии одной из улиц микрорайона Деревяницы.

IMG_0017
15. Ого!..

IMG_0018
16. Не совсем понял, к кому обращено это письмо. К самому Ивану Терентьевичу?..

IMG_0019
17. На пересечении мощёной дорожки в сквер и асфальтовой пешеходной дорожки понижение в ноль сделано правильно.

IMG_0021
18. Покинув сквер Коровникова, мы сразу же попадаем в ещё один скверик с мини-клумбой. Правда, здесь нет даже скамеек, чтобы посидеть.

IMG_0022
19. У меня была мысль уехать с Коровникова на 33 автобусе, пока его не отменили. Я, правда, не был уверен, ходит ли он по выходным, но я помнил с прошлогодней прогулки, что на остановках на Коровникова есть его расписания. Пойдём-ка посмотрим…

Эмм, это что за подход к остановке такой?!..

IMG_0023
20. Безбарьерная среда? Не, не слышали.

IMG_0024
21. Совсем не слышали.

IMG_0030
22. Зато здесь сама остановка приподнята над уровнем бордюра до уровня первой ступеньки пола автобуса (если бы у нас были в достаточном количестве низкопольные автобусы, было бы до уровня всего пола). А значит, пожилым и маломобильным, а также людям с колясками удобно заходить в автобус… было бы, если бы вход на остановку тоже был плавным (см. фото выше).

IMG_0027
23. Полгода назад остановочный павильон в этом месте стоял на наспех брошенной на землю бетонной плите. Прогресс.


24. Мимо промчался автобус (правда, не 33й, а 1й, ехавший пустым из Григорова в автопарк). Судя по уровню остановки в сравнении с уровнем его дверей, остановка получилась даже чуть повыше уровня первой ступеньки пола автобуса. Перестарались?.. Или сделали остановку из расчёта на доминирующие в городе высокопольные ЛиАЗы, чтобы пассажиры могли перешагнуть с остановки сразу же на вторую ступеньку?..

IMG_0028
25. Во многих странах Европы от Латвии до Франции автобусы и троллейбусы на каждой остановке наклоняются в сторону остановки, чтобы уровень пола совпал с уровнем остановки и маломобильные, люди с детскими и инвалидными колясками и т.п. могли без затруднений зайти в салон. Мне вот думается: не проще ли просто все остановки сделать на уровне пола, как это делается в той же Европе с трамвайными остановками, чем каждый раз наклонять автобус и создавать тем самым некоторый дискомфорт для пассажиров в накренившемся салоне?..

Рига, (c) gre4ark.livejournal.com

Разумеется, доступ с улицы к приподнятой остановке нужно обеспечивать строго плавный, без бордюров и перепадов.

26. Так, что-то мы здесь хотели посмотреть… Ах да, расписание. Где же оно тут?

IMG_0029
27. Оно же было полгода назад!.. (см. фото №23). Вот таким оно было:


Может, таблички с расписанием убрали из расчёта, что всё равно с 18 мая отменят 33 автобус и вместо него пустят по Коровникова 22-й и к этому времени повесят новые таблички с расписанием? Во всяком случае, на встрече рабочей группы департамента транспорта мне слёзно пообещали, что расписания нового маршрута на остановках на Коровникова точно будут.

28. Ну да ладно. Неизвестно, когда придёт автобус — пойдём пешком. Заодно посмотрим, как сейчас выглядит улица.

На Коровникова, в отличие от Корсунова, про понижения бордюров на пересечении тротуара с проезжей частью (включая выезды из дворов) не слышали вообще.

IMG_0031

У меня не было с собой рулетки, чтобы замерить высоту бордюра, но по опыту замеров во время прошлогодней прогулки «Доступный город» могу сказать, что тут высота бордюра сантиметров 25. Согласно актуализированной редакции СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан» (свод правил СП 59.13330.2012 пункт 4.1.8) перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 1,5 см.

29. Для сравнения: перепад высот на понижениях бордюра на Завокзальной, из-за которых я вынужден не покупать себе велосипед, составляет 10 см, я замерял.


30. Ещё один скверик. На этот раз с лавочками и даже урнами.

IMG_0032
31. Одна из двух платных автостоянок на улице Коровникова. Как видим, не пустует.

IMG_0037
32. Что, впрочем, не мешает остальным парковаться на газонах, разбивая их в грязь, искусственно создавая открытую землю, которая разнесётся оттуда первым же ветром и развезётся по всей улице первым же дождём, и развозя затем эту грязь колёсами по всему городу. От газонщиков не спасает даже ограждение со сторону дороги — видимо, заезжают прямо по тротуару.

IMG_0033
33. Тротуар, впрочем, тоже бывает запаркован.

IMG_0033
34. Идём дальше. Какая-то бетонная плита лежит…

IMG_0038
35. Я уже прошёл мимо этой бетонной плиты, как вдруг подумал: так, а здесь же где-то была вторая остановка на Коровникова? Дальше по улице вплоть до самых цветных панельных домов никакой остановки не было видно, а я с прошлого раза точно помнил, что остановка находится перед домами, если идти со стороны Корсунова. Где же остановка?..

Полгода назад остановка была здесь:


Стоп, так, получается, эта малозаметная бетонная плита и есть остановка?!.. Полгода назад её можно было идентифицировать как остановку хотя бы по жёлтой табличке с расписанием (хотя вообще-то на каждой остановке должен прежде всего стоять дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и/или троллейбуса»), сейчас расписание, как и на предыдущей остановке, убрали, остановочный павильон несмотря на все просьбы жителей панельных новостроек так и не поставили. Поэтому если не знать, что это остановка, ни в жизнь не догадаешься.

36. Если будете в районе панельных новостроек в середине улицы Коровникова, запомните: остановка — вот это. Когда там ездит автобус и какой — ещё 33-й или уже 22-й — не спрашивайте.

IMG_0043
37. Велосипедист

IMG_0040
38. Панельные новостройки на Коровникова

IMG_0044
39. Вот эти автомобили я так и не понял на чём стоят. На газоне или на специально расчищенном под парковку месте?.. Нарушают или не нарушают?

IMG_0045
40. А вот у дома №12 по улице Коровникова точно газон. Да такой, на который автомобили не заедут физически, поскольку он огорожен столбиками. Говорят, эти столбики поставили усилиями активного старшего по дому.

IMG_0046
Вообще огородить газон столбиками у своего дома — тот ещё геморрой, потому что придомовая территория является зоной ответственности не города, а самих жильцов и управляющей компании. Соответственно, если вам надоела парковка автомобилей на газоне у вашего дома и вы хотите оградить газон столбиками, полусферами или чем-нибудь ещё, нужно не только обратиться с этой идеей в управляющую компанию, но и созвать общее собрание дома и заручиться на нём большинством голосов жителей. Которым ещё надо объяснить, почему они должны поднять свою пятую точку с дивана и участвовать в каком-то таком собрании и почему вам больше всех оно надо. (Если что, я и сам такой, не люблю звонков в дверь и всяких опросов жильцов дома, сборов подписей и т.п., поэтому осуждать их не имею права, хоть кого-то активного и пробивного в доме себе в помощь ищи).

41. Поскольку было совершенно непонятно, когда придёт автобус на Коровникова, пошёл потихоньку на Кочетова. Там к остановке — о, чудо! — снова подошёл автобус МАЗ. На этот раз это был единственный в городе длинномерный трёхосный МАЗ-107. Транспортофану для счастья надо так мало :)

IMG_0063
Спасибо за внимание, до новых встреч в эфире.

Реклама

Один ответ to “Вторая прогулка по Западному району”

  1. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] (от «тележки» до вокзала) ● Волховский ● Деревяницы ● Улица Коровникова ●Большая Санкт-Петербургская, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: