Железная дорога, которой нет

Выдержки из блога новгородского путешественника Михаила Кривого о двух железнодорожных ветках в Новгородской области, заброшенной и не очень.

Валдай — Крестцы (отсюда)

(с) mikhail.krivyy.com

Железная дорога Валдай — Крестцы была частью проекта Нарва — Луга — Новгород — Бронницы — Валдай, который строился во время Первой Мировой Войны, в том числе, и из стратегических соображений.

valdaj-krestcy

В то же время, в том же месте, реализовывался другой проект — железная дорога Петроград — Новгород — Бронницы — Соблаго — Смоленск — Орёл.

spb-orjol

Всем известные быки на Волхове должны были стать опорами железнодорожного моста этих двух проектов (участок Новгород — Бронница).

Оба проекта так и не были целиком реализованы. Есть версия что именно из-за новгородского культурного наследия. Проект наделал много шуму в тогдашних культурных кругах, поскольку железная дорога должна была пройти в непосредственной близости от Рюрикова Городища и церкви Спаса-на-Нередице и целиком изменить местный ландшафт.

Письма Николая Рериха по этому поводу: письмо 1, письмо 2.

По другой версии, строительство прекратилось из-за того что в 1918 году Советская Россия заключила в Бресте мирный договор с Германией. Из-за этого договора отпала необходимость в строительстве многих стратегических дорог.

Одно можно сказать точно, если бы эти две железные дороги были достроены, сегодня Новгород был бы городом совсем другого масштаба и значения. В Москву мы бы ездили через Валдай, а многие поезда из Санкт-Петербурга в Москву ходили бы через Новгород.

От первого проекта реализовали только участки Новгород — Батецкая — Луга и Валдай — Крестцы. Оба участка построены в 1916 году. От второго — Новгород (Предузловая-Павловская) — Новолисино (1914 — 1918 гг., 1918 — 1922 гг.). Помимо двух участков, от проекта осталась улица Орловская и насыпь от Мячинских озер до самого поселка Крестцы.

Официально, линию Валдай — Крестцы закрыли для движения в 2006 году. К моменту закрытия, движения по линии почти не было. Пассажирское движения было прекращено еще в 1992 году. Ретро-туры с использованием паровозов устраивались как минимум в 1996 году.

На сегодня, небольшой накат на рельсах есть. Правда он может быть сделан небольшими кустарными дрезинами, которые местные жители могут использовать для поездок за грибами и ягодами.

Павловск — Новгород (отсюда)

(с) mikhail.krivyy.com

Железная дорога Павловск — Новгород строилась в годы Первой Мировой войны (1914-1918) как часть крупной магистрали Санкт-Петербург — Новгород — Соблаго — Смоленск и далее на Орёл (на участке Смоленск — Орёл железная дорога уже была). Строительство производилось в стратегических целях, частично финансировалось союзником России — Францией.

Строительство началось весной 1916 года. В работах участвовали военнопленные Германии и её союзников. В 1917 году участок Павловск — Новгород находился в высокой степени готовности, на небольшом участке южнее Новгорода начались работы (в том числе строился мост через Волхов). Далее в сторону Смоленска, скорее всего, работы не начинались.

После завершения Гражданской войны (1918-1922) строительство железной дороги на участке Павловск — Новгород возобновилось. В 1926 году линия Павловск — Новгород была официально принята в эксплуатацию.

По состоянию на 1928 год, по линии курсировал один пассажирский поезд маршрута Ленинград — Новгород по вторникам, четвергам и субботам (обратно — по понедельникам, средам и пятницам). В обоих направлениях поезд следовал ночью.

В настоящее время по данной линии три раза в неделю курсирует пригородный поезд Великий Новгород — Новолисино (отправление в 12:54, прибытие в Новолисино в 16:30) и Санкт-Петербург — Великий Новгород (отправление с Витебского вокзала в 07:45, прибытие в 12:12).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: