Итоги первой встречи рабочей группы по оптимизации маршрутной сети

В среду 6 мая я в качестве общественника принял участие в первом заседании рабочей группы при департаменте транспорта Новгородской области по оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта Великого Новгорода. Осадок от встречи остался неприятный. Встреча представляла собой этакий местечковый вариант политических теледебатов с Владимиром Соловьёвым, где «правильная» точка зрения уже определена заранее, представители иных мнений приглашаются лишь для вида либо выставления в заведомо невыгодном свете, а обсуждение ведётся в стиле кухонной ругани, где сначала все пытаются перекричать друг друга, а затем ведущий (в данном случае — председатель заседания руководитель областного Дептранса Владимир Петров) резко прерывает спор «Всё, закончили, так до вечера будем обсуждать; пишем — решение принято». Вот как-то так пока областные чиновники видят интеграцию общественников в систему принятия решений.

Видимо, прав пензенско-московский урбанист Святослав Мурунов, который говорит: «Власть боится и не понимает мотивов городских активистов. Они думают, что гражданские активисты хотят быть чиновниками. Власть видит только конкурентов. Чиновнику даже помыслить тяжело, что эти люди хотят жить немножко в другом городе, хотят по-другому развиваться. И поэтому, как только у гражданских активистов начинает что-либо получаться, власть создает симулякр, который имитирует их деятельность, и пытается разными способами развалить сообщество».

Теперь предоставим слово представителям общественного движения «Новый город» Константину Хивричу и Анне Соколовой, также присутствовавшим на заседании в качестве представителей общественников.

Оригинал записи на novgorod.me >

Без фанатизма: итоги первой встречи рабочей группы по оптимизации маршрутной сети

В поисках компромисса

6 мая состоялась первая встреча рабочей группы по вопросу оптимизации маршрутной сети в городском округе Великий Новгород.

В группу вошли Владимир Петров (руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области), Иван Средняков (заместитель руководителя департамента транспорта), Алексей Алексеев (директор ГОУП «Центральная диспетчерская служба общественного транспорта»), Алла Алексеева (заместитель начальника управления транспорта, контрольно-правовой и кадровой работы департамента транспорта), Дмитрий Андреев (начальник ГОКУ «НовгородТрансАвиа», Олег Анисимов (директор ООО «Автопрокат»), Евгений Карпов (директор ООО «Городское ПАТП»), Виктор Михайлов (зам.директора ГОУП «Центральная диспетчерская служба общественного транспорта»), Иван Поступаленко (директор ОАО «Автобусный парк»). От общественности в рабочую группу пригласили координатора движения «Красивый Новгород» Максима Шарапова и организаторов «Нового города» Константина Хиврича и Анну Соколову.

Напомним, с 1 января этого года полномочия по транспортному обслуживанию населения были переданы правительству Новгородской области. В начале апреля в СМИ появилась информация о планируемой «оптимизации». В частности, речь идёт об отмене некоторых дублирующих маршрутов и сокращении числа рейсов.

В рамках оптимизации планируется уменьшить количество единиц подвижного состава и выходов на городских автобусных маршрутах №1, 1А, 2К, 8, 8А, 9, 9А, 11,12,13, 16, 18, 35, 35а и троллейбусном №1. Предлагается отменить автобусные маршруты №27 и 33 ввиду дублирования их другими маршрутами, а также троллейбусных маршрутов №4, 5 и 2.

Рабочая группа должна была обобщить поступившие предложения и принять решение о формировании оптимальной маршрутной сети в городе.

«Обобщить поступившие предложения»

В течение месяца от жителей принимались предложения, однако на первой встрече рабочей группы ни одного письма с предложениями озвучено не было. Было упомянуто, что в основном жители просили ничего не менять и оставить автобусное сообщение на Коровникова.

Поэтому сразу началось обсуждение той программы, которая была предложена ранее департаментом транспорта. Депутат городской Думы Константин Хиврич не поддержал такой подход: «Почему мы не отталкиваемся от цели? Что нас не устраивает, к чему мы хотим прийти? Может, стоит начать оптимизацию не с сокращения маршрутов и выходов? Сегодня мы знаем только количество проданных проездных, но мы не знаем как часто люди ими пользуются, на каких остановках заходят и выходят, пользуются ли пересадкой. Без этих данных нельзя эффективно что-то оптимизировать. Поэтому первым шагом должно стать введение электронного учета пассажиров».

Напомним, по словам вице-губернатора Новгородской области Юрия Маланина, работа по переходу на электронную систему должна была начаться с 1 января 2015 года, «последние три месяца 2015 года эта система будет тестироваться. С 2016 года все перевозчики, которые хотят получать компенсацию выпадающих доходов, будут обязаны иметь такую систему. В Вологде после введения электронной системы учета денежные суммы выручки увеличились до 20%».

Без фанатизма

Речь пошла об отмене троллейбусных маршрутов №4 и №5, автобусных маршрутов №27 и №33. Для сохранения автобусного сообщения на улице Коровникова предлагается продлить автобусный маршрут 22, закольцевав его с проспекта Мира через Корсунова → Коровникова → Зелинского с выездом на Мира в обратном направлении.

Анна Соколова обратила внимание на то, что №33 выполняет в 2 раза больше рейсов, чем №22 и попросила уточнить, будут ли пущены дополнительные автобусы, чтобы жители Коровникова не дожидались автобуса по полтора часа и имели стабильное автобусное сообщение. Однако в ответ никаких точных данных приведено не было, о дополнительных автобусах речи пока не идет.

22_33

Отметим, что в социальных сетях новгородцы уже начали бурно обсуждать нововведения:

— На 22-ом маршруте работают всего ДВА автобуса в часы пик и один в остальные часы с интервалом больше часа в настоящее время и ничего об увеличении количества рейсов в новости не сказано! На 33 маршруте работает сейчас 4-5 автобусов. Были отправлены и предложения и пожелания в департамент и в ЦДС ОТ и ни к чему никто не прислушался! Зачем спрашивается просили высказать и присылать?? Вместо 27 маршрута продлили хотя бы ту же 4-ку до «Магнита» на Державина, ведь туда ездит достаточно много пожилых людей, которым не легко пройти даже эти 300-400 метров от конечной остановки на Державина,пишет KONST в комментариях на Новгород.ру.

В целом по итогам совещания сложилось впечатление, что нет чёткого понимания цели оптимизации. Если цель — снизить издержки перевозчиков, то на какую сумму? Почему снижение расходов идёт именно за счёт предложенных мероприятий? А не за счёт возвратанакопленных областью долгов за перевозку льготников или за счёт субсидий из бюджета муниципального, как это делается в некоторых городах.

Не было представлено никаких экономических расчётов или хотя бы проекта документа, в котором чётко прописано ЧТО и КАК изменится. Только общие фразы типа «планируется уменьшить количество единиц подвижного состава и выходов на таких-то маршрутах» или «все пройдет без фанатизма». Всё обсуждалось на пальцах.

Нет уверенности, что мероприятия проводятся в рамках некой стратегии, общего понимания развития общественного транспорта в городе и области. Сиюминутные предложения ради того, чтобы «перестать возить воздух». Причём, как нам показалось, никто из чиновников сам не пользуется ежедневно общественным транспортом.

— На встрече остались незатронутыми многие вопросы. Например, о более рациональном распределении автобусов по вместимости. Вместо того, чтобы сокращать интервалы, лучше на малонаполняемых маршрутах пускать вместо длинных автобусов короткие. Предсказуемость. Что будет делаться для того, чтобы автобусы ходили по расписанию, будут ли в парках держаться наготове резервные автобусы для оперативной подачи их на линию вместо сломавшегося/сошедшего с линии/не вышедшего на линию автобуса. На встрече озвучивалось заполнение автобусов на 40-45%, мол, это слишком мало. Но! Оставили без внимания тот вопрос, что нынешние автобусы с их 180 местами и только 32 сидячими становятся неудобными для езды уже при заполнении более чем на 1/6, т.е. на 16%! А значит, нужно думать о закупке подвижного состава с большим количеством сидячих мест относительно номинальной вместимости, те же МАЗ-103/105 или низкопольные Лиаз-5292 в этом отношении гораздо лучше. Даже если нет возможности купить их прямо сейчас, нужно всё равно разрабатывать программу, нацеленную на это хотя бы в будущем, изыскивать средства и т.п. Ну это если мы хотим, чтобы автобусы не возили воздух и не стояли в пробках, создаваемых сбежавшими с них на личный транспорт людьми, отчего автобусы становятся ещё менее предсказуемыми и круг замыкается, — прокомментировал Максим Шарапов.

— Общий тон встречи мне показался таким: мы профессионалы и мы тут всё решили за вас, а предложения новгородцев и мнение депутатов и общественников — дилетантские. В то же время были затронуты две важные, на мой взгляд, темы: введение электронного учёта пассажиров (валидаторы) и постепенный отказ от кондукторов. К сожалению, на эти предложения была странная реакция: «Мы ещё не живём в цивилизованном обществе». Мол, люди будут ездить зайцем и на перевоспитание уйдут десятилетия, — отметил Константин Хиврич.

Для информации:

В городе насчитывается 37 автобусных и 5 троллейбусных маршрутов (не включая маршрутки). Ежедневно на линию для обслуживания пассажиров выходит 213 транспортных средств. По информации департамента транспорта Новгородской области, среднесуточная наполняемость транспортных средств по итогам 2014 года составила 33%. В часы «пик» (с 07.00 до 09.00 и с 17.00 до 19.00 час.) средняя наполняемость составляет 60% от предельной вместимости (места для сидения + 5 стоящих человек на 1 кв.м свободной площади салона). 5 человек на квадратный метр. Много это или мало?  «Комсомольская правда» приводит такие данные: «Европейские автодорожники подсчитали, что общественный транспорт теряет привлекательность при наполнении автобуса более 1,5 человека на 1 кв.м, а больше 3 человек на метре пола там вообще не бывает! В мегаполисах США пассажиры не должны стоять во время движения. Автобус считается полностью заполненным, если заняты все сидячие места».

План оптимизации 2015 года сориентирован на период 2008-2009 годов. По итогам 2014 года объем перевезенных пассажиров составил 61,4 миллиона человек, для сравнения: в 2008 году — 83,3 миллиона человек.

С 18 мая в тестовом режиме начнется сокращение маршрутов и рейсов. Свои предложения и замечания новгородцы могут направлять в департамент транспорта (телефон 77-60-40, stroydor@niac.ru), а также в ГУП «Центральная диспетчерская служба» (телефон 77-73-47, cdsotvn@mail.ru).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: