Кто кому что должен?

Налоговый кодекс и федеральный закон о распределении полномочий
составлены таким образом,
чтобы муниципалитеты отвечали за ремонт дорожного фонда,
но никогда чисто теоретически не имели денег на то,
чтобы провести такой ремонт качественно.

(с) Антон Буслов

Пришлось тут в Сети поучаствовать в обсуждении по следам вчерашней онлайн прямой линии с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевом насчёт того, почему город у нас нормально не ремонтируют дороги. В частности, мне там написали (текст nomina sunt odiosa):

Захват-1
Я вообще-то не планировал писать у себя в блоге пост на эту тему, но, видимо, всё же придётся высказать свои соображения.

О том, почему у нас почти везде, кроме двух столиц, плохие дороги, прекрасно написал Антон Буслов в своей статье с говорящим названием «Коррупция, говорите? РосЯма, говорите? Смотрите шире на вопрос дорог». Главный её тезис: на полный ремонт всего дорожного слоя (а не только укладки нового асфальта поверх старого) на 1 км дорожного полотна требуется не менее 1 (одного) миллиарда рублей в ценах 2013 года, когда писалась статья. А теперь, внимание, вопрос: сколько регионов страны при текущей государственной бюджетной политике могут найти эти средства в принципе?..

Представьте, что вы мэр города. Честный, не ворующий, с прекрасно подобранной командой в городской администрации, все как один честные и готовые служить на благо своего города. И вот перед вами задача: обеспечить социалку, ЖКХ, текущий ремонт, зарплаты бюджетникам… Ну и дороги, конечно, куда без них. А на всё про всё — лишь 15 (пятнадцать) процентов всех налогов, собираемых на территории города, потому что остальное забирает себе областной и федеральный бюджет. На что вы направите средства в первую очередь — на выплату зарплат-пенсий или на дороги, на которые по-хорошему нужно потратить чуть ли не весь городской бюджет, чтобы они прослужили верой и правдой ещё 10 лет?.. Или сделаем дороги и урежем до самого-самого края и без того мизерные зарплаты, пенсии и ЖКХ?.. Как вы думаете, скажут ли вам жители вашего города за это спасибо?..

Это пост не про дороги. Это пост про то, что какую бы местечковую проблему, требующую решения, мы ни взяли, всё равно её системное решение (а не починка данной конкретной улицы или ремонт данного конкретного исторического здания) упирается в государство. И дело не только в доставшейся от СССР системе, стремящейся каждым городом и каждой деревней управлять из Москвы (причём в советское-то время эта система вполне эффективно работала, вся страна строилась за счёт выделяемых средств из союзного центра!). Дело и в сверхцентрализованной бюджетной политике, в которой города не могут в полной мере распоряжаться собственными же средствами. Неудивительно, что все более-менее фундаментальные реновации отличных от Москвы городов за последние 20 лет случались только к каким-то важным мероприятиям вроде юбилея города (Великому Новгороду с этим в 2009 году тоже повезло), Олимпиады, Универсиады или саммита АТЭС. То есть только тогда, когда на город сыпался золотой дождь из федеральных денег. Если взять уровень регионов, то получаем то же самое: хорошие губернаторы — это те, кто умеет выпросить очередную подачку у Москвы, плохие — это те, кто не может или не заморачивается это делать…

На самом деле, децентрализация бюджетной политики не только решила бы половину проблем регионов(другая половина при этом бы осталась и её пути решения лежат уже в политическо-правовой плоскости, но something is better than nothing). Обеспечение финансовой самодостаточности регионов выгодно и самому центру! Представьте, чтó будет, если в регионах появятся достойно оплачиваемые рабочие места по самому широкому профилю специальностей, у местных будет меньше стимула уезжать в столицы и в жутко перенаселённых Москве и Петербурге будет жить, работать и ездить каждый день на работу эдак на 2-3 миллиона человек меньше. «В Америке нет стиляг В швейцарских городах пробок нет. Почему? Потому что жизнь в стране равномерно распределена по всем регионам. Социальные лифты работают одинаково в Берне, Женеве, Цюрихе и в отдалённых деревнях кантона Граубюнден», — передают из самой благополучной страны Европы. Как там говорил покойный генерал Лебедь? «Если вся кровь притекает к голове, что происходит? Инсульт!»

Завершить данную запись хотелось бы словами из ещё одной статьи Антона Буслова — человека, который имел весьма острый и порой даже злой язык, в том числе и в плане критике российской действительности, по при этом был очень хорошо знаком с системой муниципального управления и потому адекватно оценивал объективные возможности городских администраций:

Вы как мэр НИКОГДА не сможете починить дороги так, чтобы это заметили и оценили жители. У вас на это никак, чисто теоретически, даже если область вдруг станет доброй, не будет денег на это. Но вы в состоянии ежегодно ремонтировать значительные участки трамвайного пути, модернизировать контактную сеть троллейбусов и т.п. Никто вам не вспомнит дороги, вас скорее ими будут зарывать... Но город вспомнит вам трамвайные пути, потому что их и правда в ваших силах сделать. У вас транспорт работает по технологиям прошлого века, ОЧЕНЬ легко немного вложиться и сделать из него конфету, просто на контрасте того что было до вас, и стало при вас... Люди ездят на общественном транспорте каждый день, каждый божий день - эти изменения они увидят гарантировано. И эти изменения будут работать много лучше, чем любая пиар-компания.

Вот что мэрия может сделать хорошо и на системном уровне прямо сейчас:

развитие общественного транспорта (или хотя бы немешание ему развиваться), чтобы он был удобным для жителей города и мог составлять реальную альтернативу личному автомобилю для повседневных перемещений по городу — мэрия тут, увы, теперь бессильна, поскольку прогубернаторкая группа депутатов гордумы с 1 января передала городской транспорт в ведение области;

— эффективная, продуманная и своевременная уборка города зимой и весной, чтобы горожанам не приходилось всю зиму хлюпать по грязи и воде и всю весну дышать пылью из мелких фракций песка;

— своевременное обслуживание ливнёвой канализации и рекострукция газонов и тротуаров таким образом, чтобы на них не образовывались лужи (см. методический альбом Дмитрия Гусева «Делайте правильно!»), т.е. работа по принципу «ЛЮБАЯ лужа — результат брака в работе»;

— Меры по физическому предотвращению парковок автомобилей на газонах во дворах, чтобы они не превращали газоны в грязь и не развозили эту грязь на своих колёсах по всему городу. За выполнение данного и предыдущего пункта мэрии, кстати, скажут спасибо не в последнюю очередь и автомобилисты, у которых значительно снизятся затраты на мойку автомобилей, омыватель для лобового и заднего стекла и пр.;

— создание удобных и безопасных пешеходных переходов, сужение полос и другие меры по принудительному снижению скорости транспорта на городских улицах, т.е. работа по принципу«нулевой терпимости к несчастным случаям на дорогах».

Всё это вполне по силам мэрии и не требует многомиллиардных затрат. А жители города такие улучшения безусловно заметят, особенно на контрасте с тем, что было до данного мэра и его команды и что стало после.

P.S. И да, про транспортный налог и «мы платим налоги, а где же дороги?»: транспортный налог покрывает не более 30% от текущих нужд на ремонт дорог. Почитайте об этом, например, в статье автомобилиста со стажем Александра Шумского из Пробок.нет «О транспортном налоге и жизни». Более того, насколько я понимаю, у нас нет «целевых» налогов. Все виды налогов (точнее, то, что от них остаётся, когда уходит вверх их часть, предназначенная области и федеральному центру) собираются «в общий котёл», называемый городским бюджетом, и затем из него распределяются на все возможные цели. То есть автомобилисты своим транспортным налогом НЕ оплачивают напрямую ремонт дорог! Так же, как я, покупая хлеб в магазине, не оплачиваю напрямую замену отколовшихся плитки кафеля на полу магазина.

Реклама

комментария 3 to “Кто кому что должен?”

  1. Про 15% НДФЛ (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] уже писал о том, что невозможно думать о сколь-нибудь постоянном […]

  2. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] За что я не люблю вКонтакте ● Кто кому что должен? ● Мнение […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: