Оптимизация ОТ в Великом Новгороде

В этом году произошла странная вещь: ведение городским транспортом Великого Новгорода передали от городских властей областным. Я до сих пор так и не понял, как и почему (злые языки говорят, что губернаторская группа влияния в городской Думе взяла и подарила городской транспорт области), но сейчас не об этом.

Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области опубликовал программу сокращения рейсов городского общественного транспорта с целью снизить его убыточность, поскольку транспорт даже в часы пик заполняется не более чем на 60%, а среднесуточная наполняемость и вовсе составляет 33% (источник); иными словами, в межпиковое время значительная часть автобусов и троллейбусов банально возит воздух. Вот что предлагают сделать областные транспортники с целью оптимизации системы городского транспорта Великого Новгорода:

Уважаемые жители Великого Новгорода!

В целях сохранения доступности общественного транспорта, оптимизации деятельности перевозчиков на городских маршрутах регулярных перевозок с целью приведения их расходов в соответствие с получаемыми доходами Департамент транспорта и дорожного хозяйства предлагает для обсуждения и предложений изменения в маршрутную сеть городских перевозок городского округа Великий Новгород.

1. Уменьшить в целях снижения загруженности маршрутной сети и в связи со снижением востребованности количество единиц подвижного состава (выходов) на городских маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах: автобусных маршрутов №№ 1, 1А, 2К, 8, 8А, 9, 9А, 11,12,13, 16, 18, 35, 35а, троллейбусном № 1.

Изменение позволит установить интервал движения на основных автобусных маршрутах №№ 1,4,6,9,11,16,19,20 , троллейбусном маршруте № 1 в час «пик» - не менее 10 минут, на остальных маршрутах – корректировать в соответствии с пассажиропотоком

2. Прекратить ввиду дублирования маршрутов № 4 и № 6 обслуживание автобусного маршрута № 27, для оптимизации провозных возможностей на направлении добавить на маршруте № 4 дополнительно 2 выхода, на маршруте № 6 – 1 выход.

3. Прекратить ввиду дублирования маршрутов №№ 8А , 9, 101 обслуживание маршрута № 33.

4. Прекратить ввиду низкой востребованности обслуживание троллейбусных маршрутов №№ 4 и 5.

Для обслуживания указанных маршрутов используется только один троллейбус, на маршруте № 4 тр выполняется. – 8 рейсов в день, на троллейбусном маршруте № 5тр. – 16 рейсов в день (тогда как на троллейбусном маршруте № 1тр. Выполняется – 222 рейса в день).

Вывоз пассажиров из п. Григорово будет осуществляться автобусами маршрутов №№ 1 и 11.

5. Прекратить ввиду низкой востребованности обслуживание троллейбусного маршрута № 2 (2 выхода, 48 рейсов), для перевозок на направлении использовать троллейбусы маршрута № 3 при их выходе и уходе с линии ( «вокзал – троллейбусное депо, 34 рейса в день).

Для проезда по ул. Германа использовать троллейбусный маршрут № 3 и автобусный маршрут № 14.

6. Изменить путь следования автобусного маршрута № 1А, продлив все рейсы от ул. Державина до п. Волховец с выполнением отдельных рейсов до ЛК «Айсберг».

7. В связи с продлением автобусного маршрута № 1А до п. Волховец прекратить заезды в Волховец автобусов маршрута № 18, установив путь следования «Сырково – Колмово».

8. Кроме того предлагается перевести маршрутные такси №№ 53, 54, 58, 62 и 72 в категорию регулярных маршрутов с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах с определением фиксированного расписания.

Ваши предложения и замечания Вы можете направить в департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области или в ГУП «Центральная диспетчерская служба».

(с) visitnovgorod.ru

Попробуем разобрать предложения областного департамента по пунктам.

1. Уменьшить в целях снижения загруженности маршрутной сети и в связи со снижением востребованности количество единиц подвижного состава (выходов) на городских маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах: автобусных маршрутов №№ 1, 1А, 2К, 8, 8А, 9, 9А, 11, 12, 13, 16, 18, 35, 35а, троллейбусном № 1.

(с) fotobus.msk.ru

Легко заметить, что в список сокращаемых попала бóльшая часть городских маршрутов, в том числе и большинство основных маршрутов города (1, 9, 11, 16, троллейбус 1). В межпиковое время городские маршруты действительно в большинстве своём возят воздух, но это вопрос не интервалов, которые и так оставляют желать лучшего, а нерационального выбора подвижного состава.

Наши перевозчики с 2011-2012 годов вынуждены пользоваться в основном не-своим арендованным у «ПитерАвто» подвижным составом, который почти полностью состоит из гармошек ЛиАЗ-6212; есть у перевозчиков сколько-то собственных и арендованных коротких ЛиАЗ-5256, но их мало. Поэтому в межпиковое время, когда пассажиропоток мал, но он есть (студентов и пенсионеров никто никуда не девал, да и не советские сейчас времена, чтобы все строго в одно время работали), оптимальным решением было бы пускать короткие автобусы, не снижая при этом интервалов, но у перевозчиков просто нет такой возможности, поэтому приходится весь день гонять одни и те же гармошки. Причём гармошки приходится ставить даже на те маршруты, где и короткие-то автобусы полностью не заполняются, такие как 12 и 13. Разумеется, это ведёт к перерасходу топлива и более быстрому износу подвижного состава, но самостоятельно перевозчики из этой ситуации выйти, увы, не могут по нескольким причинам.

Во-первых, область (та самая область, которая хочет сейчас сократить автобусные рейсы, да-да!) никак не может выплатить перевозчикам по решению суда ставшие уже притчей во языцех 197 миллионов рублей компенсации выпадающих доходов за льготников. На эти деньги можно было бы закупить в достаточном количестве собственные автобусы, увеличив долю коротких автобусов в парке и выйдя наконец из-под арендной кабалы «ПитерАвто». Но эти деньги не только не выплачиваются, но и область каким-то образом ещё и получает в подарок от города ведение городским транспортом (улыбнитесь, вы в России).

Во-вторых, в прошлом году городские власти как раз озвучивали планы по закупке целых 40 штук отличнейших белорусских коротких автобусов МАЗ-103, но в итоге мэр продлил срок аренды нынешних неудобных во всех отношениях ЛиАЗов ещё на три года (а это, на минуточку, аж до 2018 года!), а область так и не ответила по поводу своих планов обновления подвижного состава ОТ.

Вместо этого областные чиновники решили пойти по самому лёгкому пути и тупо сократить количество «убыточных» рейсов. Очевидно, что это снизит привлекательность и без того малопредсказуемого городского общественного транспорта (под предсказуемостью понимается очевидность времени ожидания автобуса, доступность расписания движения для пассажиров и неукоснительное их соблюдение водителями) и одних его пассажиров заставить пополнить и без того чрезмерное количество автомобилистов на дорогах, для других (особенно пенсионеров и маломобильных) перемещение по городу превратит в постоянный унизительный квест только потому, что у них нет возможности купить машину. Но из-за тонированных стёкол чиновничьих автомобилей премиум-класса проблемы общественного транспорта, безусловно, виднее. Так же, как, например, мне, никогда не летающему самолётами, безусловно виднее, чем другим, нужен ли прямой авиарейс из Петербурга в Рейкьявик или нет.

Из основных городских маршрутов в список сокращаемых рейсов не попали 4, 6, 19, 20, интервалы которых, несмотря на их важность, зачастую оставляют желать лучшего, и на том спасибо :)

2. Прекратить ввиду дублирования маршрутов № 4 и № 6 обслуживание автобусного маршрута № 27, для оптимизации провозных возможностей на направлении добавить на маршруте № 4 дополнительно 2 выхода, на маршруте № 6 – 1 выход.

(c) fotobus.msk.ru

Вообще-то, кольцевой 27 маршрут действительно бесполезен чуть менее чем полностью, ибо до Славянской ярмарки он полностью дублирует 4-ку, после неё — 6-ку. Но! Сейчас лично я пользуюсь 27 с удовольствием, потому что ту же 4-ку бывает долго ждать, а 27 иногда приходит быстрее. Поэтому сказав А, надо говорить и Б, и отменяя маршрут, нужно его рейсы переместить в расписание 4 и 6 автобусов соответственно, чтобы пассажиры не ощутили каких либо неудобств от его отмены. И добавить нужно явно больше, чем 2 выхода для 4-ки и 1 выход для 6-ки. Но это если думать об удобстве пассажиров, а не об оптимизации расходов на услугу, которая по определению не может быть доходной, как и поставки воды и электричества в квартиры, например.

3. Прекратить ввиду дублирования маршрутов №№ 8А , 9, 101 обслуживание маршрута № 33.

(с) fotobus.msk.ru

Всё бы это ничего, да вот беда: 33 маршрут является единственным проходящим по улице Коровникова, в середине которой до других ближайших остановок общественного транспорта, расположенных на Кочетова и Корсунова, идти нужно более 500 метров (предел комфортной пешеходной доступности). Прибавим к этому, что в многочисленных высотных домах в середине Коровникова живут далеко не только молодые и сильные и что дорога к обеим ближайшим остановкам проходит по довольно пустынной местности, где возвращаться домой поздно вечером может быть неуютно и небезопасно — и мы поймём, что убрав 33 автобус мы превратим Коровникова в медвежий угол, в котором нормально жить можно только имея машину и совершая 100% своих поездок на ней. При этом 33 маршрут совсем не является панацеей для жителей Коровникова хотя бы потому, что он односторонний: с Коровникова на нём можно уехать только в сторону центра, а на Коровникова приехать только с Корсунова. Но двусторонний маршрут по узкой улице Коровникова, увы, запустить можно с трудом. Хотя подумать об этом всё же можно, тем более решение этого вопроса можно совместить с решением транспортных нужд жителей соседнего Григорова (об этом ниже).

Кроме того, к 33 маршруту применимо то же, что и ранее сказанное о 27-м: он сам по себе на бóльшей части своего маршрута, может, и не особо нужен, но он хорошо дополняет ужасные интервалы основных маршрутов данных улиц. Вы давно пытались уехать с Кочетова в центр днём?.. Единственного в этом направлении автобуса 8А можно прождать минут 20 (причём, придя на остановку, вы не будете знать, только ушёл он или сейчас придёт), а 33-й может прийти, скажем, через 10.

4. Прекратить ввиду низкой востребованности обслуживание троллейбусных маршрутов №№ 4 и 5.

Для обслуживания указанных маршрутов используется только один троллейбус, на маршруте № 4 тр выполняется. – 8 рейсов в день, на троллейбусном маршруте № 5тр. – 16 рейсов в день (тогда как на троллейбусном маршруте № 1тр. Выполняется – 222 рейса в день).

(c) transit.parovoz.com

Троллейбусные маршруты №№4 и 5 действительно по сути не нужны, поскольку сколь-нибудь сильного потока из Григорова в Северный район нет, а 5 маршрут на большей своей части дублируется автобусами 1 и 11, на интервалы которых поистине грех жаловаться. Но! В настоящий момент жители Григорова могут выбраться только на Большую Санкт-Петербургскую, а в глубь Западного района — на Мира, Кочетова — не могут. А ведь когда-то существовал автобус №29, который ехал из Григорова через Кочетова и Нехинскую на вокзал. Его можно обслуживать всего парой автобусов малой вместимости (ПАЗиков или Ютонгов), но при этом он будет давать возможность жителям Григорова попасть в Западный район, а заодно и жителям Кочетова будет дополнительный транспорт в сторону центра.

Для проезда по ул. Германа использовать троллейбусный маршрут № 3 и автобусный маршрут № 14.

(c) fotobus.msk.ru

Да пожалуйста, да сколько угодно. Только повесьте на всех остановках по улице Германа расписание того и другого маршрута, чтобы люди знали, сколько им ждать ближайшего троллейбуса/автобуса, а в идеале — в какое время им выходить под свой маршрут.

6. Изменить путь следования автобусного маршрута № 1А, продлив все рейсы от ул. Державина до п. Волховец с выполнением отдельных рейсов до ЛК «Айсберг».

(c) fotobus.msk.ru

Вот 1А — маршрут, который ввиду своей редкости можно было бы и отменить совсем, если ввести билеты с бесплатной пересадкой. Но об этом ниже. А до Волховца пустить 4 автобус (об этом было выше). Да, и простите мне моё невежество, но что такое ЛК «Айсберг»? А вот к новому загородному коттеджному посёлку Нанино от Волховца общественный транспорт продлить необходимо. Понятно, что без автомобиля люди туда не заселялись в принципе, но если машина в семье одна, то потребность в общественном транспорте таки тоже иногда возникает. Ну и не должно быть ситуации, когда все равны, но некоторые равнее.

7. В связи с продлением автобусного маршрута № 1А до п. Волховец прекратить заезды в Волховец автобусов маршрута № 18, установив путь следования «Сырково – Колмово».

(с) fotobus.msk.ru

Подвозной маршрут Сырково-Колмово уже когда-то существовал под номером 14; в принципе, идея «довезите нас до города, а там мы как-нибудь сами» вполне здравая, но — только если пересадка будет бесплатной или проездной дешёвым; пока что в городе, увы, нет ни того, ни этого.

8. Кроме того предлагается перевести маршрутные такси №№ 53, 54, 58, 62 и 72 в категорию регулярных маршрутов с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах с определением фиксированного расписания.

(с) fotobus.msk.ru

Маршрутки — это отдельная тема, о них будет отдельный пост. Если совсем вкратце: в идеале их в городе быть не должно совсем, но чрезмерно большие интервалы дублируемых ими автобусов не позволяют пока этого сделать без ущерба для пассажиров. Кстати, снова простите мне моё невежество, но что это за маршрутка 72 такая?

Теперь конструктивно о том, что можно было бы предложить областным властям в качестве альтернативы планируемой ими оптимизации.

Первое и самое простое. Повесить расписания движения автобусов на остановках, где интервалы движения маршрутов составляют более 20 минут. Такие расписания уже есть на улице Коровникова (маршрут 33), на конечной остановке у ж/д вокзала (маршруты 7, 101), а должны быть везде.

Автобусная остановка на улице Коровникова

raspisanie-101-7

Конечная остановка у ж/д вокзала

В частности, на остановках, расположенных в следующих местах:

— на улицах Мерецкова-Волосова, Каберова-Власьевской, Большой Власьевской, Орловской, Прусской, Троицкой (маршруты 7, 7А, 10, 17, 17а, 26). Для жителей данных улиц наличие доступного расписания критично в плане ощущения обеспеченности общественным транспортом и удобством его использования.
— на улицах Студенческая и Парковая («студенческие» маршруты 5, 8А);
— на улице Германа (автобусный маршрут 14, троллейбусные маршруты 2, 3, 5);
— на улице Зелинского (остановка напротив дома №53, маршрут 33);
— на улицах Химиков и Менделеева (маршрут 35А);
— в микрорайоне Кречевицы (маршрут 101).

Если установка информационных табло с временем до прибытия ближайших рейсов автобусов очень дорога и при нынешнем материальном состоянии перевозчиков, увы, непозволительна, то расписания можно и нужно распечатать на принтере и развесить по остановкам хоть завтра; сам бы это сделал, да полномочий таких у меня нет :(

Второе Ничего пока не отменять, а в скорейшие сроки ввести автоматизированную систему оплаты проезда с электронными валидаторами. Да, нет на это денег. Да, дорого. Но это тот случай, когда скупой платит дважды, а вложившись один раз, в дальнейшем будешь здорово экономить — об этом ниже.

(с) tverigrad.ru

Третье, вытекающее из второго, и самое главное. Введя автоматизированную систему оплаты проезда, ввести билеты, действующие не строго одну поездку, а определённое время с момента первой активации. В Москве это 90 минут, в Великом Новгороде вполне хватит 60. Зачем это нужно? Именно для того, чтобы осуществить столь желаемую властями у нас и успешно применяемую во всём мире возможность выгодной езды с пересадками, когда, купив билет в автобусе, пересадку на другой автобус можно сделать бесплатно по тому же билету. Это будет настоящий революционный шаг в развитии общественного транспорта, ибо позволит без ущерба для пассажиров отменить те самые нерентабельные рейсы, идущие через весь город (1А, 27 и т.п.), поскольку они попросту станут никому не нужны. Какой смысл полчаса ждать 1А, чтобы уехать с Торговой стороны на Псковскую, если можно ровно за те же деньги уехать туда с пересадками на основных городских маршрутах — сначала на 4 или 19 до Софийской площади, а оттуда на 2 или 11?.. Когда такие билеты вводились в Москве, руководитель «Пробок.Нет» Александр Шумский очень хорошо об этом написал:

Если я еду из Бирюлёво в центр, то я совершаю всего одну поездку. Еще раз повторяю, поездка одна, хотя мне и требуется использовать два вида транспорта: сначала проехать на автобусе, а потом в метро. Дептранс же полагает, что я совершил две поездки и за каждую берет с меня деньги.

Московский билет на 90 минут с неограниченным числом пересадок

Может показаться, что не собирая деньги за каждую поездку на каждом виде транспорта, перевозчики будут недополучать деньги. А вот и нет. Во-первых, выгодные пересадки будут стимулировать большее количество людей пользоваться общественным транспортом и использовать его регулярнее (не заменяя его передвижениями пешком, на велосипеде или на автомобиле), а значит, выручка как раз вырастет. Во-вторых, автоматизированная система оплата проезда позволит получить выгоду и в долгосрочной перспективе, поскольку позволит учитывать всех перевезённых пассажиров, в том числе льготных, и исключит возможность ситуации, подобной нынешней, когда непонятно за сколько перевезённых льготников надо компенсировать выпадающие доходы и потому администрация (в данном случае областная) всеми правдами и неправдами старается за них не платить, загоняя перевозчиков в финансовую яму.

Четвёртое. После выполнения первых двух пунктов отменить маршруты, которые при пересадочной системе потеряют актуальность, прежде всего 1А и 27 (а нынешнему маршруту 27а «Вокзал — Новая Деревня» вернуть его исторический номер 27). За счёт высвобождения подвижного состава с этих маршрутов сделать более частые интервалы на дублирующих их основных городских маршрутах, прежде всего 4, 19 и 20. После этого, обеспечив «державинской тройке» и автобусу 6 интервалы не более 10 минут в часы пик, отменить маршрутки 53, 54 и 58 как проигрывающие автобусам по комфорту и безопасности при полном дублировании их маршрутов. Сократить маршрут 18 автобуса до «Сырково — Колмово» и в качестве компенсации продлить автобус №4 до Волховца с заездом к гипермаркету «Магнит» (а мы помним, что заезжающие сейчас туда автобусы 1А и 27 к тому времени будут отменены). Отдельные рейсы 4-ки пускать до Нанино, можно помечать их, например, как маршрут 4н. Маршруты 19 и 20 оставить без изменения (не считая планируемой остановки у Ивушек и организации остановки всех трёх маршрутов на остановке у Державина, 2, где сейчас останавливается только 19-й).
Далее. Отменить маршрут 33, но взамен восстановить когда-то существовавший маршрут 34, который не только даст возможность не лишить общественного транспорта многочисленных жителей улицы Коровникова, но и решит давно назревшую проблему внутреннего транспортного сообщения между разными частями Западного района. Сейчас, например, с Кочетова или с той же Коровникова в кинотеатр или поликлинику на Ломоносова попасть общественным транспортом очень затруднительно, поскольку общественный транспорт рассчитан на поездки из Западного района в центр и обратно, а не между основными улицами Западного района. 34 маршрут мог бы успешно решать эту проблему; в случае малого пассажиропотока можно обслуживать его автобусами малой вместимости (ПАЗ, Ютонг), как уже делается на маршрутах 10C, 14, 17, 17а, 26, 27а.

Вообще-то, кольцо Зелинского — Коровникова — Корсунова — Кочетова в идеале лучше бы закрутить в другую сторону, но для этого придётся переносить остановки на Зелинского и Коровникова на другую сторону, что для властей может стать лишним аргументом против введения такого маршрута. Фиолетовым обозначены направления, в настоящий момент не охваченные общественным транспортом

Вообще-то, закольцевать маршрут лучше бы в другом направлении (Кочетова → Зелинского → Коровникова → Корсунова → Кочетова), но для этого придётся переносить на другую сторону остановки на Зелинского и Коровникова, что для властей может стать лишним аргументом против введения такого маршрута.
Фиолетовым обозначены направления, в настоящий момент не охваченные общественным транспортом

Пятое. Отменить троллейбусные маршруты №4 и №5, но взамен восстановить автобусный маршрут №29 «Универмаг “Колос” — Вокзал», идущий через Западный район. Но лучше пустить его не по первоначальному маршруту через Кочетова (как это было актуально в начале 2000-х, когда ещё не было маршрутов №35 и 35А), а по Мира, чтобы жители Григорова могли попасть в пешую доступность от всех трёх главных улиц Западного района (Ломоносова, Мира, Кочетова). Напомним, из Григорова по Мира одно время ходила маршрутка №60 (и дальше шла через Нехинскую на Псковскую).

avtobus-29

Фиолетовым обозначено направление, в настоящий момент не охваченное общественным транспортом

Шестое и самое психологически трудное, но необходимое. Сделать крайние правые полосы в обоих направлениях на Большой Санкт-Петербургской улице (от улицы Германа до улицы Щусева) и на проспекте Корсунова (от площади Строителей, включая виадук, до проспекта Мира) выделенными полосами для маршрутных транспортных средств с соответствующими дорожными знаками и разметкой (знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» и горизонтальная разметка в виде буквы «А» на проезжей части).

Сразу скажу: понимаю, что принять решение сделать выделенные полосы не только для властей, но и для многих жителей города — значит выпить чашу с ядом проглотить очень горькую пилюлю, однако это необходимо сделать, если мы хотим сохранить город от транспортного коллапса. Выделенные полосы нужно делать не там, где их сделать«можно», а там, где их делать нужно, т.е. там, где не хватает пропускной способности и заставить улицу ехать можно только с помощью искусственного увеличения провозной способности, т.е. количества перевозимых в единицу времени людей, а не транспортных средств.

Ибо ситуация, когда в час пик ехать не может вообще никто — ни водители машин, ни превосходящие их по количеству пассажиры общественного транспорта — никак не может считаться нормальной и заставляет людей тратить лишние человеко-часы и нервы. Общественный транспорт как имеющий большую провозную способность на таких улицах должен иметь приоритет, потому что в этом случае бóльшая часть людей сможет ехать по дороге свободно вне зависимости от дорожной обстановки. При этом среди водителей автомобилей тоже произойдёт «естественный отбор»: те, кому машина нужна только для ежедневных поездок на работу и обратно в одиночку, скорее всего не захотят стоять в пробке и предпочтут пусть на автобусе, но ехать (не занимая при этом дополнительного места на дороге). Часть из тех, кто останется за рулём, предпочтёт объехать пробку по другим улицам (Санкт-Петербургскую — по Великой и Колмовской набережной, Корсунова — по Сырковскому шоссе с выездом через Сырковский виадук на проспект Мира). А тех, кто всё же останется за рулём на данной конкретной улице, будет уже сравнительно немного и им хватит по одной полосе в каждую сторону. В итоге если сейчас из-за общих пробок, из которых не могут выбраться ни автомобилисты, ни пассажиры общественного транспорта, среднее время транспортных корреспонденций (т.е. время, затрачиваемое на перемещение по городу из точки А в точку Б всеми жителями города независимо от способа их перемещения по городу) всё время увеличивается, то за счёт приоритета общественного транспорта это время значительно снизится, т.е. люди будут быстрее добираться по городу! Причём в том числе и для водителей и для чиновников-автомобилистов, потому что они поедут по более свободным дорогам с меньшим количеством транспортных средств, создающих помехи их автомобилю! (кто был в Европе, тот поймёт). И ещё одно неявное следствие, повышающее привлекательность общественного транспорта (а, значит, создающее ещё большее удобство остающимся на дороге автомобилистам :)): автобусы смогут начать ходить по расписанию, а не по интервалам, поскольку на их пути не будет непредвиденных помех в виде пробок. Иными словами, вы точно будете знать, что выйдя из дома в 7:00 и сев в автобус в 7:11, вы будете на работе ровно в 7:28 (как если бы вы ехали на работу на поезде или электричке). И автобусы перестанут то ходить друг за другом, то делать чудовищные перерывы в интервалах из-за того, что кто-то из них встал где-то в пробке. Подробнее об этом можно прочитать в статье транспортного эксперта Антона Буслова «О том, как на самом деле работает коммерческий транспорт в РФ».

Причём для организации выделенных полос намеренно предлагаются именно те улицы и именно те их участки, где нет левых поворотов (Санкт-Петербургская) либо они заменены разворотами через широкую разделительную полосу (проспект Корсунова) и таким образом поток по единственной полосе в каждую сторону не будет намертво тормозиться ожидающими левого поворота автомобилями, как это произошло бы на других улицах.

Участки, где предлагается введение выделенных полос для маршрутных транспортных средств

Участки, где предлагается введение выделенных полос для маршрутных транспортных средств

Опыт организации выделенных полос на четырёхполосных улицах (2+2) в России уже есть, например, в центре Казани (раз, два). Поворот автомобилей направо осуществляется с выделенных полос. Казанский опыт ясно говорит, что существующие российские нормативы не запрещают делать выделенные полосы для общественного транспорта на улицах, имеющих по две полосы движения в каждом направлении. Те же островки безопасности на пешеходных переходах через четырёхполосные улицы сделать намного сложнее, потому что тут уже п.4.2.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 накладывает ограничения на минимальное расстояние между островком безопасности и краем проезжей части (ограничение совершенно дурацкое и в развитых странах отсутствующее, но dura lex sed lex). А на выделенные полосы ГОСТовских ограничений нет.

Можно было бы ограничивать движение личного автотранспорта по выделенным полосам только, скажем, в часы пик в рабочие дни, но при отечественных традициях контроля это скорее всего приведёт к тому, что водители будут тупо забивать выделенки в любое время суток — да и то сказать, не следить же им по часам, что вот 15:59 и по выделенке можно ехать, а вот 16:01 и уже нельзя?.. А экипажей ДПС ГИБДД в городе единицы и постоянно дежурить там они не могут. Выход один — ставить камеры на дороги и на сами автобусы, как в Москве, и таким образом заставлять соблюдать выделенки вне зависимости от времени суток. А по выходным, когда поток автомобилей традиционно слабый и легковушки с автобусами друг другу особо не мешают, камеры отключать и на выделенки заезд разрешать.

Седьмое. Стоит задуматься над тем, чтобы актуализировать пассажиропоток у оставшихся троллейбусных маршрутов. Маршрут №1 в этом не нуждается, а маршруты №2 и №3 имеют малый пассажиропоток по двум причинам. Во-первых, они на большей части своей протяжённости дублируются многочисленными автобусными маршрутами, которые к тому же ходят значительно чаще троллейбусных, а во-вторых, троллейбусные маршруты обрываются у вокзала, куда нужно лишь малой части жителей города в их повседневных перемещениях. Поэтому троллейбус нужно продлевать дальше на юг по лишённой в настоящий момент общественного транспорта Октябрьской улице с выводом через улицу 8 марта на Псковскую с конечной на улице Коллективная (разворачиваться троллейбусы будут на той же площадке, что и 11 автобус).

Зелёным показаны существующие троллейбусные маршруты, остающиеся после отмены маршрутов №4 и №5. Красным — перспективное продление троллейбусной сети. Фиолетовым пунктиром обозначены улицы, не имеющие или почти не имеющие регулярного городского автобусного транспорта.

Зелёным показаны существующие троллейбусные маршруты, остающиеся после отмены маршрутов №4 и №5. Красным — перспективное продление троллейбусной сети. Фиолетовым пунктиром обозначены улицы, не имеющие или почти не имеющие регулярного городского автобусного транспорта.

Продление троллейбусов на Октябрьскую и Псковскую не только существенно увеличит пассажиропоток троллейбусов, но и сделает троллейбусы конкурентоспособными по отношению к автобусам как заполняющие собственную нишу на лишённых (или почти лишённых) автобусов улицах Германа и Октябрьская. Ну и жители домов вдоль чётной Октябрьской наконец снова получат общественный транспорт возле своих домов без необходимости ежедневно совершать долгие пешие прогулки на остановки на Псковской или у вокзала (в середине 2000-х ОТ там был в виде автобусов 22 и 35/35А, пока они не стали ездить через Псковскую). Правда, для этого придётся протянуть 2,5 км новой контактной сети, но это опять же тот случай, когда раз вложившись, в дальнейшем город получит экономию на стоимости бензина и технического обслуживания (у троллейбусов оно значительно дешевле, чем у автобусов). Ну и на длинных прямых участках, коим является Октябрьская, троллейбусы едут быстрее автобусов (кому интересно, можете прочитать о преимуществах даже самых старых троллейбусов перед автобусами здесь). Троллейбусы и автобусы должны быть не соперниками за пассажиров, а союзниками, дополняющими друг друга в городской маршрутной сети.

Освободившимися после отмены маршрутов №4 и №5 единицами подвижного состава можно усилить продлённые маршруты №2 и №3.

Выводы

Самое главное — направить оптимизацию в созидательное русло, то есть не рассматривать её как только деструктивные меры (сократить, отменить, всё отнять и поделить), а как комплексное изменение системы с целью её развития. Российско-швейцарский блогер Александр Мостовой приводит замечательный пример, который демонстрирует главную причину отличия западных городов (стран, государств — нужное подчеркнуть) от российских. В Швейцарии обанкротился завод по производству лифтов. Но его территорию не отдали под элитную застройку или ТЦ, а перестроили в биомедицинский научный городок, комплекс НИИ и КБ данного направления. Из чего автор делает замечательный вывод (выделение авторское): «Это ещё раз подчёркивает созидательный вектор развития страны».

Предыдущие записи по данной теме:

Соображения по поводу реформирования новгородского общественного транспорта 
Манифест приоритета ОТ в городе

Реклама

комментариев 8 to “Оптимизация ОТ в Великом Новгороде”

  1. Городской транспорт: оптимизация или сокращение? | Блог о языках и городах Says:

    […] Для своего блога я по этому поводу написал два поста — «Оптимизация ОТ в Великом Новгороде» и «Новгородский троллейбус: быть или не быть?» Вчера […]

  2. Страсти по «Автобусному парку» | Блог о языках и городах Says:

    […] мягкие и жёсткие — Зачем нужны сидячие места? — Оптимизация ОТ в Великом Новгороде — Как превратить «скотовозки» в общественный […]

  3. Что будет с новгородским транспортом? (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] принёс на заседание краткие тезисы из моих постов «Оптимизация ОТ в Великом Новгороде», «Новгородский троллейбус: быть или не быть?», […]

  4. Что будет с новгородским транспортом? (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] Что будет с новгород… on Оптимизация ОТ в Великом … […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: