Автоград становится велоградом (перепост)

Набережные Челны — город, в котором, по выражению Артемия Лебедева, «выпускают КамАЗы и больше ничего не происходит», сейчас метит в велосипедные столицы России. Пока даже в урбанистически продвинутой Москве велодорожки делают только в парках и на набережных, т.е. больше для отдыхательно-развлекательных велопокатушек, чем для перемещения на велосипеде из пункта А в пункт Б (конечно, не из одного конца в другой, а хотя бы внутри своего района до/от метро и т.п.), Набережные Челны стали фактически единственным в стране городом со связной сетью выделенных велодорожек вдоль основных городских улиц, позволяющих удобно перемещаться по городу на двухколёсном транспорте. При том, что Набережные Челны в несколько раз больше Великого Новгорода и по размерам, и по населению Приведённая ниже статья также демонстрирует роль личности мэра в истории города.

Оригинал статьи в онлайн-газете «Республика Татарстан» >>

Челнинцы скупают двухколесный транспорт. Быть велосипедистом  в автограде сейчас не только модно, но и очень удобно – благодаря программе, которую воплощают в жизнь местные власти.

К началу лета [2012 года] жители Набережных Челнов приобрели около семи тысяч велосипедов (это без учета рынков)  – в полтора с лишним раза больше, чем за весь 2010 год. Так горожане отреагировали на проект «Велосипедный автоград». Всего за полтора года его реализации в Набережных Челнах появились свыше 140 километров велодорожек, сеть проката, велосипедные стоянки возле учреждений, специально обустроенные парки, памятники велосипеду. А мэрия даже стала проводить выездные велосовещания. Впрочем, обо всем по порядку.

ЧТОБЫ БЫТЬ В ХОРОШЕЙ ФОРМЕ

Ездить на велосипеде – значит поддерживать себя в хорошей форме или просто перемещаться в нужное место гораздо быстрее, чем пешком. Массовое велодвижение позволяет хотя бы немного разгрузить городá от автотранспорта. А для молодежи велотема – целая субкультура. Ну и, конечно, езда на велосипеде – это удовольствие, о чем мы знаем с детства.

Все эти соображения сложились в голове мэра Набережных Челнов Василя Шайхразиева в идею посадить на велосипеды как можно больше горожан. Немалую роль сыграла и любовь градоначальника к этому виду транспорта.

– Велосипед был моим спутником до 17 лет, – рассказал Василь Шайхразиев в интервью нашей газете. – А снова я вернулся к велопрогулкам только через тридцать лет. К сожалению, с годами здоровья больше не становится, хочется сохранить то, что есть, быть в хорошей физической форме. И хочется призвать к этому людей – на своем личном примере.

Первым делом в городе взялись за прокладку велодорожек. Благо в Набережных Челнах с их широкими проспектами возможности для этого есть. Есть здесь и протяженная береговая линия – тоже перспективное место для велопрогулок. Работы ведутся в ходе реконструкции городской системы дорог и тротуаров.

Сейчас строится два типа тротуаров – шириной 3,5 и 4,5 метра, большую их часть составляет выложенная плиткой дорожка для пешеходов, а 1,5 метра отведено велосипедистам. Включение города в программу «Доступная среда» привнесло новшество: теперь все тротуары оборудованы пандусами для съезда на дорогу. Это удобно не только инвалидам, но и мамам с колясками, роллерам и велосипедистам. Велосипедная дорожка обозначена специальным знаком на асфальте. А на проезжей части теперь размечается не только переход для пешеходов, но и велосипедный переезд.

Работа требует серьезных вложений, но она будет продолжена. Постепенно, улица за улицей.

НА ПРОГУЛКУ – ПО КАРТЕM

Следующим шагом стало создание сети пунктов велопроката – чтобы прогулками могли насладиться и те, у кого нет собственного двухколесного транспорта. В 2011 году открыли девять пунктов, в этом году их уже 19, в них выдается 510 велосипедов. Все пункты проката при поддержке мэрии открыли местные предприниматели.

– В этом году первый пункт проката велосипедов открылся еще 10 апреля, – говорит Василь Шайхразиев. – Уже к 15 апреля ежедневный объем велопроката достиг уровня лета 2011 года. Услуга востребована, вечером велосипед найти уже сложно. А в прошлом году были даже очереди.

Стоимость часовой аренды велосипеда варьируется от 75 до 140 рублей, суточной – от 300 до 700 рублей.

Весной в городе стартовал проект одного из бизнесменов «Велосипед как общественный транспорт». Теперь объединенная сеть пунктов проката позволяет взять велосипед в одной точке и сдать в другой. Стоимость одной минуты проката велосипеда – 1,5 рубля.

Василь Шайхразиев включает планшетный компьютер и демонстрирует полезнейшую вещь: на официальном сайте города размещена интерактивная карта «Велогород», где отмечены все велодорожки и пункты проката. Можно заранее выбрать маршрут. При наведении курсора на значок пункта всплывают адрес, номер телефона и количество транспортных средств в этом прокате. При желании велосипед можно даже зарезервировать.

На этой же карте отмечены  велопарковки. Они есть уже возле многих учреждений. Без парковок никуда – люди должны быть уверены, что велосипед будет в целости и сохранности, если хозяин оставит его на какое-то время.

– Я могу приехать в любое учреждение на велосипеде. Предупредил всех руководителей, что, если не будет парковки, я попрошу их лично охранять мой велосипед, – говорит мэр. Предупреждение подействовало.

ДВУХКОЛЕСНОГО ДРУГА УВЕКОВЕЧИЛИ

Есть велопарковка и возле челнинской мэрии. Но пересадить всех своих подчиненных на велосипеды градоначальник отнюдь не стремится.

– Доводить до абсурда  идею ни в коем случае нельзя, – рассуждает Василь Шайхразиев. – Есть рабочий режим, есть набор обязанностей, на велосипеде всего не успеть. Да и велосезон у нас гораздо короче, чем в Европе.

Василь Шайхразиев любит кататься на велосипеде вечером, после работы.

– Я объезжаю территорию города, смотрю, как выполняются поручения. По пути общаюсь с челнинцами, принимаю к сведению их предложения. И заодно укрепляю здоровье. Проехать 40–50 километров в течение двух с половиной – трех часов для меня труда не составляет.

Однако велосипеды все-таки вошли и в рабочую жизнь мэрии. Периодически проходят выездные совещания – когда нужно осмотреть значительную территорию, а из машины мало что увидишь. Традицией стал и «велосипедный прием» построенных или реконструированных дорог. Это транспортное средство чувствует каждую кочку и является хорошим индикатором качества дорожного покрытия. На велосипед мэра  устанавливается поднос, на него – стакан с водой. На финише смотрят, много ли пролилось воды.

В Набережных Челнах так любят велосипед, что даже поставили ему два памятника.

Что касается продолжения программы, то в идеале потребуется от трех до пяти лет, чтобы город полностью стал «доступной средой», и для велосипедистов в том числе.

Один из самых приятных результатов проекта, по словам мэра, это появление хорошей традиции семейных велопрогулок. Часто можно увидеть молодые семьи с подросшими детьми на велосипедах или с малышами в специальных креслах. Хочется надеяться, что завтра эти дети, так рано приобщенные к активному образу жизни, будут деятельными, подвижными и здоровыми.

Автор статьи: СЕЛЬСКОВА Марина
Дата: 14.08.2012
Выпуск: № 161 (27318)

 

Реклама

Один ответ to “Автоград становится велоградом (перепост)”

  1. Как работает глава администрации Ижевска (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] Автоград становится велоградом — перепост статьи о том, как с 2012 года Набережные […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: