Транспорт Риги (перепост)

Продолжаю публикацию перепостов об интересных городах, в которых не был, но хотел бы побывать. Предыдущий перепост был о Волгограде и его знаменитом на всю страну скоростном трамвае, в этот раз перепост будет посвящён популярнейшему городу зарубежья среди россиян — Риге.

Транспорт Риги — это то, чем мог бы стать транспорт городов России (Украины, Казахстана — нужное подчеркнуть), если бы за него кто-нибудь наконец взялся с целью сделать эффективную систему общественного транспорта, способную составить конкуренцию автомобилю (а по провозной способности безусловно его превосходящую), а не «социальной услугой для безавтомобильных», который «лишь бы машинам не мешал» (в результате чего все при возможности стараются пересесть на личные автомобили, которые, когда их становится очень много, начинают мешать и общественному транспорту, и пешеходам, и друг другу, т.е. в итоге проигрывают вообще все участники дорожного движения, т.к. среднее время транспортных корреспонденций каждого участника движений увеличивается). Тем более Рига — это хоть и исторически на 100% Европа, но не Германия и не Скандинавия; более того, «там на четверть бывший наш народ» и даже мэр — этнический русский.

Прибалтика к тому же является одним из наиболее доступных мест для изучения передового европейского опыта в развитии общественного транспорта и городов в целом. Не надо ехать куда-то далеко в Швецию, Германию или Чехию — достаточно посмотреть на город, который 25-30 лет назад стартовал с тех же позиций, что и наши города.

Оригинал статьи в блоге Аркадия Гершмана >>

Транспорт Риги

Что может быть увлекательнее написания поста? Конечно же написания поста о транспортной структуре какого-нибудь города, с которого стоит брать пример! В этот раз поговорим о Риге.

1. Автобус, троллейбус и маршрутка

Нерельсовый транспорт в городе на хорошем уровне, это факт. Практически весь подвижной состав новый и в хорошем состоянии:

Внутри всегда чисто, толп за всё время замечено не было, вход, естественно, во все двери. Валидируют билеты люди самостоятельно, контролёров встречали лишь однажды, хоть сделали поездок 6 где-то, то есть шанс нарваться довольно велик, поэтому безбилетников мы не встречали:

Весь подвижной состав, который я видел, низкопольный, но кроме этого, автобусы с троллейбусами ещё и приседают на остановках к тротуару. Функция эта давно известная, и даже в России многие модели так умеют, но в Риге, в отличие от нас, это делается на каждой остановке:

Также, в Риге распространено самостоятельное открывание дверей пассажирами. Вещь также не новая в мирововй практике, но в России такое видел лишь в метро и на новых трамваях, при этом, все двери по-старинке открываются водителем:

Маршрутки, в отличие от наших, ходят по расписанию, принимают общие билеты и, естественно, не гоняют. Вообще же, их доля в городе не велика, как я заметил:

Ну и про инфраструктуру. Выделенные полосы для наземного транспорта есть, при этом, они никак не изолированы от других полос. Вообще, особой надобности в них я не заметил- в городе пробок практически нет и никто не мешает ездить:

2. Трамвайчики

Хоть и не Прага, но в Риге трамвай тоже хороший. Практически все пути вымощены камнем, качество самих рельс отличное (нам до такого далеко):

Пути не изолированы от основного потока, но даже если встречается пробка, то на них никто не лезет (вот бы нам такое...):

Все стрелки автоматизированы- ведь на дворе 21 век, а не середина прошлого:

Переключаются они из кабины дистанционно:

Подвижной состав, как вы могли заметить на фотографиях выше, можно смело разделить на старый и новый. Старый, это типа такого или знакомых нам Татр:

Но, несмотря на возраст, их состояние смело можно назвать достойным:

Новые же трамваи это Шкода, такие же сейчас закупает Прага:

Внутри:

Естественно, вход во все двери и оплата самостоятельно, но при этом, в них стоят автоматы по продаже билетов:

Есть пандус для инвалидов:

А кабина водителя похожа на кабину космического корабля (отдельный респект за то, что стенка полностью прозрачная):

3. Остановки, билеты и типа того

Остановки обычные, но хорошие и чистые:

Хотя железные сидушки и отсутствие спинок не есть хорошо:

Рядом с остановкой всегда будут висеть листы с расписанием движения маршрутов, которое соблюдается:

В чём проблема сделать такие же у нас и следить за графиком — большой-большой секрет. Думаю, никто не хочет запариваться просто:

Инновации:

Купить билеты можно в автоматах, которые, как мы выяснили, есть в новых трамваях, а также на некоторых остановках:

Пугаться их не стоит, они говорят по-русски:

Билетное меню представляет из себя временные билеты и разовые. Есть вариант купить на отдельных вид транспорта абонемент, который будет дешевле универсального, но для туриста такой вариант не очень подходит, я думаю:

<tt<Кстати, если вас несколько, то берите для каждого отдельный билет! Взять один на 10 поездок и кататься вдвоём 5 раз не выйдет — там временное ограничение (не наступайте на наши грабли).

Разовый же билет можно купить у водителя, при этом, не отвлекая его и давая деньги без сдачи:

Из хорошего — в государственные праздники общественный транспорт бесплатный:

Сам билет:

Стоимость штрафа за безбилетный проезд не знаю, и знать не хочу, а также не советую вам проверять — судя по всему очень большой (повторюсь, зайцев мы не видели, вообще).

4. Велосипеды

Как и в любом нормальном городе, велосипед в Риге это не вид спортивной активности, а средство передвижения. Велопарковки:

Велодорожки есть разные, начиная от самых простых:

... заканчивая капитальными:

Иногда можно встретить и на тротуаре, но это скорее как исключение:

Велосветофор. Обратите внимание, что даже для велосипедистов есть кнопка вызова зелёного сигнала:

Подставка, на которую можно облокотиться/ подержаться:

Есть в городе и городской велопрокат:

Точек, правда, маловато:

Когда-то общий велопрокат был и в Юрмале, то есть можно было доехать оттуда до Риги, но, как я прочитал в интернете, дело это прикрыли, но на картах до сих пор рисуют.

Условия:

Гениально было прописывать условия на уровне 20 см. от асфальта — жутко неудобно (да и велосипеды упираются в лицо). Плюс, когда я начал читать, пошёл дождь, поэтому рассказать что да как не смогу:

5. Электрички

Пригородные сообщение осуществляется, в основном, электричками:

Хоть внешне они и выглядят неказисто, зато внутри всё хорошо:

Есть также вагоны, которые были обновлены по европейской программе, в них даже есть веловагоны:

На практике, правда, оказалось, что в них просто есть места для велосипедов. Обратите внимание на откидные сидения- как раз там крепления и установлены (цепляется за заднее колесо кверху):

Стоимость от Юрмалы до Риги — 1.60 Евро в одну сторону, но есть абонементы.

6) Такси

Скажу честно, на такси не ездили, но в Риге точно есть специальные стоянки для них:

Как я понял, есть несколько крупных компаний, где машины оборудованы всем, включая Wi-Fi, но есть и частники с таксометрами. Цвет такси может быть разный (или за этим просто не следят).

7) Машины

Как и в любом хорошем городе, автомобилистов в Риге притесняют. Заметно это и в ограниченных условиях (как я писал, много дорог из брусчатки и так далее), но основной сдерживающий фактор, конечно, это платная парковка по будням с 08.00-20.00 и в субботу с 09.00-17.00:

Тарифных зон несколько:

Дело это дорогое:

Есть, кстати, и исключения, где парковка платная каждый день/ в другое время:

Оплатить можно либо через паркомат с помощью кредитки/специальной парковочной карты:

... либо по смс:

Проверяется оплата парковочной полицией вручную, поэтому номера тут никто не прячет. Если платили через паркомат, то чек нужно положить под лобовое стекло:

Иногда, в качестве исключения, парковка может быть лимитирована по времени, или быть только для разгрузки товара:

Подводя итог, хотел бы сказать, что в Риге нет крупных пробок (или они имели удивительное свойство прятаться от нас), город не захламлён машинами и вообще живёт хорошо. Почему? А всё просто, чтобы решить транспортные проблемы нужно совместить два фактора: сделать удобный и быстрый общественный транспорт, на котором можно будет добраться гарантированно в любое место и согласно расписанию, при этом его имидж должен быть таким, чтобы директору банка/мэру не стыдно было в нём проехать; и сделать автомобилепользование экономически не выгодным, то есть создать ситуацию, когда людям будет дешевле пересесть на удобный и качественный общественный транспорт из автомобиля. Соблюдая эти два простых правила, транспортную ситуацию в городе можно улучшить за пару лет. Примеров в мире море, Рига — один из них.

Реклама

Один ответ to “Транспорт Риги (перепост)”

  1. Остановочные таблички | Блог о языках и городах Says:

    […] перенимать положительный опыт хотя бы друг у друга. Рига и Стокгольм ведь тоже не сразу […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: