Новая остановка у Зала Воинской славы

На этой неделе жители Великого Новгода, и я в том числе, сильно удивились, увидев у Зала Воинской славы на Чудинцева вместо привычного старого просторного синего металлического павильона с киосками миниатюрную стеклянную остановку. Где-то неделей раньше со старого павильона исчезло инфотабло с временем до прибытия ближайшего рейса автобусов; теперь-то понятно, почему — весь павильон собирались демонтировать.

Было:

ostanovka-staraja
Стало:

 

(c) vnnews.ru

Даже по фото видно, что новая остановка в несколько раз меньше старой. Учитывая, что в данном месте расположен один из крупнейших пересадочных узлов города, количество ожидающих автобуса пассажиров здесь очень велико в любое время дня. Если раньше все они (или, по крайней мере, большинство из них) могли ждать автобуса, укрывшись под крышей павильона от ветра, дождя и снега, то в новый павильон стоячие пассажиры при наличии сидячих не помещаются вообще. Чтобы разобраться в ситуации, решил сам посмотреть новую остановку.
01. В утренний час пик большинство пассажиров действительно вынуждено ожидать транспорт вне новой мини-остановки.

IMG_0001
02. Если не считать вместимости, новая остановка не так уж плоха, как кажется. Более того, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это по сути лучший новый остановочный павильон в городе. Хотя бы потому, что его задняя и боковые стенки наконец-то сделаны из настоящего стекла, а не жести или поликарбоната. В городе наконец-то появилась современная (в плане используемого материала) стеклянная остановка.

IMG_0009
Сравните с новыми остановочными павильонами, установленными в городе в прошлом году.

Нехинская, 46. Сплошной задней стенки нет, прозрачной левой боковой стенки тоже. А это значит, что пешеходы внутри павильона будут продуваться всеми ветрами, да и косой дождь сюда будет залетать. Смысла в существовании такого павильона на остановке не так уж много.

nehinskaja-46
Ещё один бич новых остановочных павильонов — их де-факто чисто символические скамейки. Комфортная вместимость таких скамеек с учётом невторжения пассажиров в личное пространство друг друга (вы замечали, что при возможности незнакомые люди стараются садиться друг от друга на расстоянии?) — ровно два человека. Между ними может теоретически ещё один, но троим на такой скамейке будет уже тесно. Вот остановка у роддома на Державина, 1 (перед перекрёстком с Парковой улицей):

derzhavina-roddom
Позднее на этой установке поставили правую боковую стенку из поликарбоната, который может хорошо смотреться в дачной теплице, но остановке эстетичности отнюдь не придаёт. Левую боковую стенку так и не поставили. Но на этой остановке хотя бы сплошная задняя стенка есть, пусть жестяная.

derzhavina-roddom-2
Улица Попова, 15, остановка автобусов №№16 и 35А (раньше остановочный павильон там был таким). Здесь есть сплошная задняя стенка из жести, больше для удобства пассажиров нет ничего. Даже юбилейные туристические карты-схемы города такую остановку мало украшают.

popova-15
Но, может быть, такие некачественные новые остановочные павильоны достались лишь окраинам города?.. Может, в его центральной части всё по-другому?.. Остановка у Большой Московской, 64/11, через дорогу от центра «Диалог». Всё то же, что на Нехинской, 46: сплошной задней стенки нет, левой боковой стенки нет тоже. В мэрии сказали, что в таких павильонах левое боковое стекло не предусмотрено конструкцией для лучшего обзора приближающегося общественного транспорта, хотя в мире принято просто делать левую боковую стенку прозрачной — и пассажиры защищены от неблагоприятной погоды, и приближающийся транспорт видно.

bmosk64
На фоне этих павильонов более-менее защищающими пассажиров выглядят павильоны в начале улицы Коровникова и у железнодорожного вокзала, где укороченная левая боковая стенка обтянута поликарбонатом. Как уже говорилось, поликарбонат — не лучшее решение для остановки, но something is better than nothing.

zhd-vokzal
Правда, на Коровникова с поликарбонатом откровенно перестарались. Но пассажиров защищает, да. Хотя не уверен, что находиться внутри непрозрачного остановочного павильона уютно.

korovnikova-2
А теперь посмотрим, как делают остановки в мире. А делают их там стеклянными, чтобы было и эстетично, и практично. Стеклят остановки с трёх сторон, чтобы пассажир мог укрыться от непогоды и в то е время не терял из виду дорогу и приближающийся общественный транспорт.

Париж:

paris_stop
Стокгольм:

Фото Петра Савельева

Фото Петра Савельева

Вильнюс:

vilnius
Обратили внимание, что на правой (с точки зрения стоящего на остановке пассажира) боковой стенке остановок размещена реклама? Об этом мы поговорим ниже.

Вернёмся в Россию. Типичная остановка в Москве.

(с) autonews.ru

Типичная остановка в Санкт-Петербурге. Обратите внимание на застеклённую укороченную левую боковую стенку.

(с) volgobalt.com

Да что там столицы! Остановка в Туле. Обратите внимание на длину скамейки и герб города на стеклянной задней стенке.

(с) bezformata.ru

Чебоксары. Там новые остановочные павильоны поставили в прошлом году ко всемирному спортивному форуму. У нас в прошлом году вроде бы тоже было значимое событие — 1155-летний юбилей города — и тоже ставили новые остановочные павильоны, но почему-то результат получился несколько разным.

(с) kazan.kp.ru

А теперь скажите, который из новых новгородских остановочных павильонов ближе к приведённым на красивых картинках выше?.. Всё-таки новая остановка у Зала Воинской славы — это существенный прорыв в остановкостроительстве Великого Новгорода: наконец-то вместо дешёвой и совершенно неэстетичной жести и поликарбоната на новых остановочных павильонах стали использовать стекло.

03. Присмотримся к новому павильону ближе. Интересная фишка — двусторонние скамейки, которые в два раза увеличивают количество сидячих мест.

IMG_0007
По оценке на глазок, на обеих скамейках павильона может уместиться человек восемь (по три человека с каждой стороны на большой скамейке и по одному с каждой стороны на маленькой), что сравнимо с вместимостью сидячих мест в старых городских остановочных павильонах с длинными скамейками:

patp-1
Правда, сидеть спиной к дороге и не видеть, когда подъезжает твой автобус — сомнительное удовольствие для ожидающего пассажира. Лучше всё же сделать павильон в два раза длиннее, но чтобы все скамейки смотрели в сторону дороги. Двусторонние скамейки приемлемы в парках, скверах и прочих общественных пространствах, но не на остановках общественного транспорта.

IMG_0012
Сразу отметим, что скамейки на новой остановке сделаны правильные — деревянные, а не металлические. На таких не холодно сидеть осенью-зимой-весной и не горячо сидеть летом. Металлическими скамейками грешат, например, сбербанковские остановочные павильоны, при всех их прочих достоинствах (в том числе прозрачными стенками — задней и левой боковой):


04. Помимо малой вместимости, у новой остановки у Зала воинской славы есть ещё один очень крупный недостаток (присущий, впрочем, многим российским остановкам в целом) — отсутствие стеклянной левой боковой стенки. Такая стенка и защищает пассажиров от неблагоприятной погоды, и даёт им возможность видеть приближающийся общественный транспорт. Ну ладно в жестяно-поликарбонатных остановочных павильонах не предусматривали левую боковую стенку — но почему в остановке со стеклянными стенками не сделать ещё одну стеклянную стенку?.. Любимый аргумент мэрии «для лучшего обзора приближающегося общественного транспорта» здесь уже не проходит. А пассажиры из-за отсутствия одной (всего одной!) стенки оказываются не защищёнными от ветра, дождя, снега и мороза. Особенно «весело» стоять на такой остановке зимой (в день съёмки на улице было —10 градусов мороза).

IMG_0002
Итак, какие улучшения можно предложить для новых остановочных павильонов в будущем, чтобы не повторять «первого блина комом» с установкой качественных стеклянных остановочных павильонов в Великом Новгороде?..

Во-первых, делать новые стеклянные павильоны остеклёнными с трёх сторон (справа, сзади и слева), не забывая про левую боковую стенку.

Во-вторых, скамейки для сидения размещать только в сторону дороги, а сзади делать полноценную стеклянную стенку (на новой остановке у Зала воинской славы стенка между противоположно направленными скамейками имеет бреши, через которые сидящим пассажирам предсказуемо будет дуть ветер в поясницу). В этом случае при той же ширине остановочный павильон станет «глубже», т.е. сможет вмещать как сидячих, таки и стоячих пассажиров. Пусть павильон из-за этого станет в два раза длиннее, но скамейка должна быть достаточно длинной и комфортно вмещать не менее 5-6 человек (больше — лучше).

В-третьих, рассчитывать вместимость павильона исходя из текущего пассажиропотока. Если где-нибудь на Парковой хватит и маленького павильона, то на центральных остановках города, которые почти все являются важными пересадочными узлами и где всегда очень много ожидающих пассажиров, нужны длинные вместительные павильоны. Или два коротких, как часто практикуется на загруженных остановках Москвы и Петербурга:

nevskij-prospekt

(c) Яндекс.Карты. Сами остановки, кстати, не идеальны — сиденья короткие, левой боковой стенки нет, задняя стенка не сплошная.

Хороший пример реализации всех трёх пунктов — остекление, длинные деревянные скамейки и вместительные павильоны в целом — даёт пример города Перми, где студией Артемия Лебедева был специально разработан единый для всего города стандарт остановочных павильонов городского транспорта.

IMG_0566

IMG_0487
У пермских остановок есть два недостатка — использование дешёвого поликарбоната вместо стекла и вандализированность, в результате которой они утратили первоначальную красоту. И вот тут мы переходим к следующему пункту :)

В-четвёртых, очень желательно отдавать правое боковое стекло остановочного павильона под рекламу. Почему? Очень просто: фирма, размещающая на остановке рекламу, будет постоянно заботиться о состоянии остановочного павильона, мыть остановку, менять элементы. Это к вопросу о вандалах, которые «сразу всё разобьют и разрисуют»; согласно теории разбитых окон, если последствия вандализма сразу же устранять, у вандалов пропадёт желание впустую тратить свои силы.

Вот как тщательно моют остановки в Санкт-Петербурге:

IMG_0456
А вот так — в Красноярске (фото отсюда):

(с) gre4ark.livejournal.com

Здесь мы рассмотрели только сам остановочный павильон, не касаясь ни вопроса названий остановок и навигации, ни вопроса инфотабло с временем до прибытия ближайших рейсов автобусов, ни вопроса удобочитаемого расписания автобусов на малозагруженных остановках, хотя всё это тоже очень важно для удобства пользования общественным транспортом.

Подробнее о том, какой должна быть удобная и функциональная остановка общественного транспорта, можно прочитать в статье Антона Буслова «Идеальная остановка».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: