Прогулка по Великому Новгороду с Александром Егоровым

Вчера наш город посетил руководитель тверской общественной организации «Лаборатория Удобный город», автор урбаноблога «Пробок.Нет Тверь» Александр Егоров (кстати, мой ровесник, у нас с ним разница в днях рождения 4 дня). До этого мы читали блоги друг друга и иногда переписывались по проблемам наших городов, но ещё никогда не встречались в реале. Александр собирался приехать в Великий Новгород ещё летом, но получилось только сейчас.

Александр Егоров

Александр Егоров

Мы прошлись с Александром и его подругой от хостела Ярослав на Никольской, где они остановились, через Ярославово Дворище, пешеходный мост и Кремль на Софийскую площадь.

IMG_0017

Никольская улица

IMG_0019
Редкий случай, когда мне почти не пришлось делать гостям города экскурсы в древнюю историю Новгорода, так как приехали они в наш город совсем за другим :) Именно поэтому у нас с Александром разошлись мнения по поводу Тулы, где мы оба были — мне он показался исключительно уродливым городом из-за непонятно какой архитектуры, Александр же был в восторге от реформ, происходящих сейчас в этом городе в сфере транспорта и общественных пространств. Справедливости ради, Саша был в Туле на два года позже меня, в моё посещение в 2012 году там действительно был только пустой внутри Кремль, а из адекватного общественного транспорта — только старенькие, но добротные троллейбусы, остальной транспорт представляли собой обшарпанные трамваи и ужасные маршрутки. 

IMG_0016

IMG_0023
По словам Александра, голубые ели у зданий администраций в Твери спиливают так же, как и у нас.

IMG_0025

IMG_0024

На Ярославовом дворище намётанный урбанистический глаз Александра сразу же заметил, что на представительной табличке «Архитектурно-художественная подсветка аркады Гостиного двора» потерялись некоторые буквы. Не теряя времени, отправил обращение в ветку «Благоустройство Великого Новгорода» с просьбой их восстановить.

IMG_0026
Рассказал тверским гостям, что до войны в Новгороде был точь-в-точь такой же красивый псевдоцепной мост, как Старый мост через Волгу в Твери, но в войну он был разрушен, после войны построили мост чуть ниже по течению Волхова в обход кремля (мост Александра Невского), а на месте старого моста в 80-х годах прошлого века пешеходный мост таки восстановили, но от прежней красоты на нём не осталось и следа, да и крутоват он для подъёма пешеходов и велосипедистов (движение велосипедов по этому мосту сейчас запрещено знаком). Хотя сами видели, как велосипедист на горном велике спокойно преодолел пресловутый крутой подъём, предварительно хорошенько разогнавшись.

IMG_0027

«Хорошо, что у вас есть Кремль!» — сказали тверичи, проходя по новгородскому Кремлю. Дело в том, что Тверь — один из немногих городов Центральной России, которой не повезло полностью утратить свой Кремль, сгоревший ещё при Екатерине II. Сейчас на месте древнего тверского кремля находится стадион «Химик», так что восстановить историческую достопримечательность не представляется возможным.

А вот надпись «С Новым годом», сделанная на парадном входе в Кремль шрифтом а-ля «Карнавальная ночь», гостям города не понравилась.

IMG_0028
Не понравилось тверичам и то, что не нравится и мне самому: что главная площадь Великого Новгорода — Софийская — представляет собой огромное пустое пространство, закатанное асфальтом. Насколько я помню, несколько лет назад обсуждался вариант разбить площадь на несколько частей декоративными клумбами. Но так и не сложилось.

Зато в этом году к Рождеству под новогодней ёлкой на Софийской площади установили рождественский вертеп с сюжетом рождения Иисуса. Заодно пришлось объяснить гостям, что слово «вертеп» изначально означало просто «пещера», в том числе«пещера, в которой родился Иисус», и лишь затем приобрело в народной речи отрицательные значения.

IMG_051
Пошли на остановку в сторону вокзала. Сразу же намётанный глаз Александра заметил: отвалы снега прямо на остановке, да на самой главной в городе. Непорядок: пассажирам трудно заходить в автобус, обходя горы снега, а водителям автобусов нужно очень постараться, чтобы не встать дверьми напротив сугробов и не высадить пассажиров в снег.

IMG_0029
Более того, оказалось, что отвалы снега на автобусных остановках и даже около них запрещены Правилами благоустройства территории Великого Новгорода (п.3.2): «Не допускается формирование снежных валов ближе 5 метров от пересечения дорог, вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости, ближе 5 метров от пешеходных переходов, ближе 20 метров от остановочных пунктов городского пассажирского транспорта, на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром, на газонах и тротуарах». Отправил через блог губернатора обращение председателю комитета по управлению ЖКХ и ООС Администрации Великого Новгорода А.В.Алексашкину с просьбой запретить ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» осуществлять отвалы снега на остановки общественного транспорта, а при повторных нарушениях принять меры административного воздействия.

Александра удивило обилие в нашем городе сочленённых автобусов-гармошек. Сразу было высказано подозрение, что на некоторых маршрутах они «возят воздух» и при этом потребляют значительно больше топлива, чем короткие несочленённые автобусы; отсюда — одна из причин чрезмерно дорогой стоимости проезда в 20 рублей (в Твери проезд на автобусе, троллейбусе и трамвае стоит 14 рублей, на маршрутке — 15). При этом сейчас в Великом Новгороде переломный момент в развитии общественного транспорта: половина всех городских автобусов (46 из 92) арендована у Ярославля через петербургскую компанию (часть из них до сих пор ездят с ярославскими номерами), 1 января 2015 года срок их аренды закончился, но они пока всё ещё ездят по городу. К весне, когда в Великом Новгороде пройдёт Второй форум городов России и Белоруссии, обещали закупить 40 коротких дизельных МАЗ-103. Таким образом, снизится доля сочленённых автобусов в городе; хорошо это или плохо — вопрос сложный с учётом того, что на магистральных маршрутах (№1, №2, №4, №6, №8А, №9, №11, №16, №19, №20) гармошки нужны позарез, а вот на остальных маршрутах, на которые их иногда пускают (например, №7/7А, №8, №12, №13, №18, №22, №35, №101), они действительно «возят воздух» и там гораздо эффективнее справляются одинарные автобусы. Проблема ещё и в том, что сейчас подавляющее большинство городских автобусов работает на экологически чистом газовом топливе (их выдаёт характерный горб на крыше), а МАЗ-103 не имеют газовой модификации, т.е. городской транспорт станет менее экологичном (а это очень сильная сторона, которую можно использовать в позиционировании общественного транспорта как альтернативу личному).

Что у нас есть сейчас. Источник: busphoto.ru

Что нам предлагают в этом году. Автобусы комфортные, ничего не скажешь, но неэкологичные и не рассчитанные на давку при высоком пассажиропотоке…

IMG_886

…которая в таких автобусах может быть вот такой. Причём, в отличие от нынешних ЛиАЗов, проходы здесь узкие и рассчитанные на комфортное сидение, стоячим пассажирам развернуться особо негде. Представьте, что будет в этом автобусе, если его пустить по маршруту №4 или №6, например.

 

С другой стороны, нынешние ЛиАЗы-гармошки на некоторых маршрутах действительно возят воздух. На маршруты №7/7А, №12 или №13, например, их ставить совершенно нецелесообразно.

IMG_915

Впрочем, в любом случае нужно обновлять подвижной состав автобусов и заменять их современными низкопольниками, удобными для использования маломобильными группами населения и значительно ускоряющими процесс посадки и высадки пассажиров.

Александр положительно оценил наличие на остановках не только информационных табло с временем до прибытия ближайшего рейса, но и расписаний с интервалами движения — правда, мелких, неудобочитаемых и высоко повешенных.

IMG_0030

Правда, по словам Александра, хорошо уже то, что такие расписания у нас на остановках есть, т.к. в Твери их нет вообще. А сделать их крупными, удобочитаемыми и на уровне глаз вполне возможно, как это сделали на остановках по улице Коровникова:

IMG_847

А вот указанные в расписании интервалы оставляют желать лучшего. 10 минут в час пик для таких важных маршрутов, как №4 и №11, и 15 минут в час пик для не менее важных маршрутов №2, №9 и №19 — это очень много. Для сравнения — в переполненной маршрутками Твери интервалы двух главных автобусов, проходящих через центр города, — №20 и №21 — в час пик составляют всего 8 минут. А так как маршруты этих автобусов в одну из сторон совпадают и расходятся только в другую стороны (как у нас №4 и №19/20), то интервал ожидания одного из двух автобусов сокращается до 4 минут.

Тверь, автобус МАЗ-107 маршрута №21. (с) busphoto.ru

Вокзал гостям из Твери понравился. Правда, как только мы вышли из автобуса на конечной у вокзала, последовал вопрос: «А почему он высадил нас в снег, на проезжей части? Где у него здесь остановка?» И действительно, мы-то привыкли к высадке у вокзала в два ряда (остановочная площадка есть, но вчера она была напрочь заметена снегом) и к тому, что от автобуса к вокзалу приходится идти через проезжую часть, по которой в любой момент могут поехать автобусы и троллейбусы сажать пассажиров у вокзала. А посмотрев на это глазами гостей города, смотришь уже по-другому. Непорядок.

Зато сам наш тупиковый вокзал, в отличие от «проходных» вокзалов, маленький, тихий и уютный. Здесь чувствуешь себя хорошо и безопасно.

IMG_0032
В зале табло показывает даже количество свободных мест на поезда на сегодня и на завтра.

IMG_006
Понравился Александру и Воскресенский бульвар с пешеходными переходами через каждые 100 метров. Сказал, возьмёт на заметку этот пример, чтобы предложить такие же частые переходы на бульваре Радищева в Твери.

А вот за городские троллейбусы, подвижной состав который в Твери был в последние годы почти полностью обновлён, было немножко стыдно. Ведь в Новгороде с момента открытия троллейбусной сети в середине 90-х не было закуплено НИ ОДНОГО нового троллейбуса (лишь несколько получили новую жизнь, пройдя капитальный ремонт и модернизацию салона в Иваново), и жители города до сих пор ездят на старых ржавых медленных 20-летних ЗиУ-9 и Шкодах вологодского производства.

IMG_0036

Троллейбусы — одна из самых слабых транспортных сторон Новгорода и одна из самых сильных транспортных сторон Твери, где большинство «рогатых» теперь выглядят так:

Троллейбус Тролза Оптима в Твери. (c) metromost.yauzaforum.ru

Хотя ещё в 2009 году во время моего первого визита в Тверь они выглядели так:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Вообще, по словам Александра, в Твери за последние годы произошло много изменений. С площади Революции, переименованной в 2010 году в Соборную площадь, убрали памятник Калинину и начинают долгожданное восстановление Спасо-Преображенского собора. В общем, есть из-за чего съездить в Тверь снова.

В целом Александр оценил новгородскую систему городского общественного транспорта как весьма хорошую. Особо отметил он длину посадочных площадок на остановках в центре города, позволяющих остановиться друг за другом сразу нескольким автобусам (в Твери, по его словам, посадочные площадки устаревшие и короткие):

volna
Правда, а) остановочный павильон лучше сместить к началу остановки, чтобы пассажиром не пришлось идти за остановившимся «с запасом» автобусом, и б) заездной карман в этом месте лучше убрать, так как автобусы и троллейбусы испытывают затруднения при выезде с остановки (а автобусу нужно ещё и сразу перестроиться в левый ряд перед светофором на углу с Германа!), а в кармане временно паркуются му водители, создающие дополнительные помехи выезду общественного транспорта. Даже на Яндекс.Панорамах это видно:

volna2
Вообще, заездные карманы на четырёхполосных дорогах не нужны. Об этом писал и сам Александр, и другой Александр по фамилии Шумский из «Пробок.Нет».

А вот остановочные инфотабло с минутами до ближайшего рейса — это то, чем мы безусловно можем гордиться перед Тверью. Будем надеяться, что в этом году их продолжат ставить на центральных остановках города не в меньшем количестве, чем поставили в прошлом (пять штук, ещё три старых были установлены в 2009 году).

IMG_0038
Я, кстати, думал, что когда у Волны поставили новое инфотабло, старое (поставленное к юбилею города в 2009 году) убрали. Ан нет, оно на месте. Правда, показывает почему-то другие цифры. На новом инфотабло цифры точнее ;)

IMG_0039
Потом мы вернулись на автобусе №16 на Никольскую и обратили внимание на ещё одну российскую беду. Считается, что их две — дураки и дороги. На самом деле есть ещё третья — исполнители, руководствующиеся принципом «а как бы чего не вышло». Ну зачем на тротуар со счищенным снегом сыпать песок?.. При том, что большинство других тротуаров города погрязают в снего-ледяной смеси.

IMG_0041

Зато сосульки с крыш на Никольской никто не сбивал.

IMG_0042

Александру понравились арки во дворах старой части Торговой стороны. Признаться, я их и не замечал, да и не так часто бываю в этом заповеднике старины.

IMG_0043
В итоге мы вернулись к хостелу, Александр с Дашей подвезли меня на машине к вокзалу, откуда я пошёл домой, а сами поехали обратно в Тверь. Хорошо бы летом нанести ответный визит в Тверь и поближе ознакомиться с плюсами и минусами тверской транспортной системы, а то я ни в один из двух своих визитов туда ни разу не проехал на местном общественном транспорте, так уж получилось :)

Ждём теперь подробного отчёта Александра о его впечатлениях от Великого Новгорода и его транспортной системы.

Реклама

комментария 4 to “Прогулка по Великому Новгороду с Александром Егоровым”

  1. Соображения по поводу реформирования новгородского общественного транспорта | Блог о языках и городах Says:

    […] урбаноблогер Александр Егоров, которого просто шокировало обилие автобусов-гармошек в Новгороде. Но тогда придётся дробить маршруты между бóльшим […]

  2. Новый общественный транспорт Тулы | Блог о языках и городах Says:

    […] Егоровым (автором блога proboknet-tver в ЖЖ) во время его январского приезда в Великий Новгород я понял, что слишком долго ждать возможности посетить […]

  3. По просторам нашей необъятной Родины | Блог о языках и городах Says:

    […] Новый общественный т… on Прогулка по Великому Новгороду… […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: