Про лобовое столкновение, скорости и разделители

Тут в одном из обсуждений «Красивого Новгорода» усомнились в том, что при лобовом столкновении скорости автомобилей суммируются, т.е. лобовое столкновение автомобилей, каждый из которых двигался на скорости 80 км/ч, равносильно столкновению автомобиля со стеной на 160 км/ч. Было даже высказано предположение, что лобовое столкновение двух двигавшихся на 80 км/ч автомобилей равно… столкновению автомобиля со стеной на 80 км/ч, т.е.«80 + 80 = 80». Давайте разбираться.

Как известно из школьного курса физики, скорость первого объекта относительно второго равна векторной разности скорости первого и второго объектов. Т.е. v1-2 = v1 — v2. Иначе  говоря, если вы едете на 60 км/ч, а вас обгоняет попутный автомобиль на 80 км/ч, это всё равно, что он бы ехал мимо вашего стоящего автомобиля на 80 км/ч — 60 км/ч = 20 км/ч. Правильно? Пошли дальше.


Тот же школьный курс физики говорит, что скорость — векторная величина, т.е. имеет направление. И вот тут уже начинается интересное. Если вы едете в одну сторону со скоростью 60 км/ч, а встречный автомобиль — в другую cо скоростью 70 км/ч, с какой скоростью вы проезжаете мимо друг друга? Скорость второго автомобиля противоположно направлена вашей, поэтому из-за противоположно направленного вектора скорости её значение будет с противоположным знаком, т.е. не 70 км/ч, а —70 км/ч. Тогда скорость вашего автомобиля относительно встречного будет равно 60 км/ч — (—70 км/ч) = 60 км/ч + 70 км/ч (все помним, что минус на минус даёт плюс) = 130 км/ч. Т.е. встречный разъезд автомобилей, один из которых движется со скоростью 60 км/ч и 70 км/ч, аналогичен ситуации, когда один из автомобилей проносится мимо другого стоящего автомобиля на скорости 130 км/ч.

Теперь обобщим правило. При противоположных направлениях векторов скорости формула v1-2 = v1 — v2 имеет вид v1-2 = v1 — (—|v2|), где  |v2|— модуль (абсолютное значение) скорости v2, т.е. привычное нам значение скорости в километрах в час. Упрощаем выражение и получаем v1-2 = v1 — (—|v2|) v1 + v2. Таким образом, при лобовом столкновении автомобилей абсолютные значения их скоростей суммируются.

Правда, действительно некорректно проводить сравнение столкновения двух автомобилей со столкновением автомобилей с бетонной стеной, ибо у них разные массы (от столкновения двух легковых автомобилей серьёзно повреждаются оба, от столкновения автомобиля со стеной или грузовиком последние повреждаются лишь незначительно). Не имея технического образования, не могу оценить влияние деформации автомобилей, противодействия (когда столкнувшиеся автомобили отбрасывает друг от друга) и изменение кинетической энергии на результат столкновения, но в любом случае очевидно, что лобовое столкновение двух автомобилей одинаковой массы, движущихся со скоростями v1 и v2  примерно равно столкновению первого автомобиля, движущегося со скоростью v1 + v2, со стоящим вторым автомобилем. То есть лобовое столкновение на 80 + 80 будет иметь результат столкновения летящего на 160 автомобиля со стоящим автомобилем, повёрнутым к нему «носом». Деформация может частично погасить эту скорость за счёт не мгновенного (по сравнению со стеной) снижения скорости до нуля, но эта же деформация поражает водителя и пассажиров каждого из автомобилей. Да и влететь в стену на автомобиле всё же гораздо сложнее, чем не справиться с управлением и вылететь на встречку (впрочем, если на твою встречку вылетит кто-то другой, от этого не легче).

Именно поэтому:

1. На городских дорогах, проходящих через жилые массивы (а это почти все основные дороги в городе), нужно принимать меры по успокоению трафика. Во-первых, это светофоры хотя бы через каждые 300 метров и по крайней мере на всех оживлённых перекрёстках (таких, как Псковская — Батецкая, Ломоносова — Попова). На основных городских улицах не должно быть километровых отрезков без светофоров и регулируемых переходов, таких как улица Ломоносова от Нехинской до Зелинского (!) или Большая Санкт-Петербургская от Яковлева-Стратилатовской до Германа. Во-вторых, это сужение полос  до 3 м, крайней правой полосы с регулярным общественным транспортом — до 3,5 м (возможно, для этого придётся поменять ГОСТ Р 52399-2005, где по умолчанию прописана ширина полос 3,5 — 3,75 м, хотя и обустройство полосы шириной 3 м в данном ГОСТе предусмотрено и ему не противоречит).

2. На межрайонных дорогах, не проходящих через жилые массивы, теоретически возможно повысить разрешённую скорость до 80 км/ч. Для этого существуют специальные дорожные знаки 5.23.2 «Начало населённого пункта» и 5.24.2 «Конец населённого пункта», отличающиеся от стандартных знаков 5.23.1 и 5.24.1 тем, что позволяют повысить разрешённую скорость на отдельных участках в черте города от 60 до 80 км/ч при условии обеспечения безопасности движения на такой скорости.

Знаки 5.23.2 «Начало населённого пункта» и 5.24.2 «Конец населённого пункта».

Применение таких знаков я видел, например, в Пскове, через окраину которого проходит трасса М20 Санкт-Петербург — Киев, зацепляя пару отшибных жилых районов. Между этими районами трасса идёт по лесу, как за городом (хотя формально ещё находится в черте города), и на этом участке знаками 5.23.2 и 5.24.2 установлено ограничение скорости 80 км/ч.

Так вот, в обсуждениях группе «Красивого Новгорода» было высказано мнение, что 80 км/ч можно было бы установить, например, на Колмовском мосту и Колмовской набережной. Да, это длинные прямые участки, не проходящие через жилые зоны, но! — на них отсутствует физическое разделение встречных потоков. Я не знаю, о чём думали проектировщики Колмовской набережной, когда не предусмотрели там разделительной средней полосы, как на Ломоносова; наверное, просто у нас в стране не принято физически разделять противоположно направленные потоки, как заметил Артемий Лебедев. Дорогу-то строили в 2009 году вообще с нуля, даже велосипедную дорожку по краю сделали.

kolmovskaja-nab
А на Колмовском мосту и вовсе невозможно установить разделительное ограждение, т.к. конструкция моста вряд ли рассчитана на какую-либо дополнительную нагрузку.

Мне каждый раз страшно, когда я оказываюсь в машине/такси, мчащейся на 80 км/ч по левому ряду Колмовского моста, а навстречу на тех же 80 несутся машины, отделённые от тебя всего лишь краской на асфальте. Я не говорю, что кто-то злонамеренно будет пересекать двойную сплошную и обгонять по встречке; но случайно не справиться с управлением может каждый. И чем выше скорость, тем сложнее управлять автомобилем — и тем трагичнее результат аварийного вылета на встречку.

kolmovskij-most

Когда у нас была машина, мы всегда старались пересекать на ней Колмовский мост по правому ряду, даже если приходилось плестить за автобусом или грузовиком. И вылезать в левый ряд только за мостом, где на обоих берегах начинается прекрасная разделительная полоса. Лишнее доказательство того, что на мосту она прерывается вынужденно.

derzhavina
syrkovskoje-shosse

Посмотрим на внутригородские межрайонные дороги в других городах и странах, где установлено ограничение скорости 80 км/ч.

Третье транспортное кольцо, Москва. Посередине есть отбойник, физически разделяющий противоположно направленные потоки.

Источник: proboknet.livejournal.com

Внутригородская магистраль без перекрёстков и пешеходных переходов, не проходящая через жилые массивы, в Париже. Опять же посередине есть отбойник, да ещё какой капитальный. Водитель может спокойно ехать на 80 и чувствовать себя в безопасности.

Источник: proboknet.livejournal.com

Поэтому я убеждён, что на четырёхполосных дорогах в черте города, не проходящих через жилые массивы, ограничение скорости в 80 км/ч можно устанавливать ТОЛЬКО при наличии на данной дороге физического разделения противоположно направленных потоков. Хотя бы тросового барьера.

Где-то в интернете я видел риторический вопрос: кто чувствует себя счастливее — австриец, который может ехать по автобану со скоростью 130 км/ч так, что на поддоне между передними сиденьями у него не расплёскивается кофе, или россиянин, который при езде на скорости по левому ряду всё время испытывает чувство страха, что кто-нибудь из встречных не справится с управлением и вылетит на встречку?..

Кстати, на Колмовском мосту когда-то стояла камера, и там выше чем на 60 водители не гоняли. Потом камеру разбили и так и не восстановили, и водители стали массово гонять под 80. Интересно, не планируют ли восстановить камеру на Колмовском мосту в рамках планов по внедрению камер автоматической видеофиксации на основных перекрёстках города?..

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: