Итоги года: Великий Новгород

Портал Новгород.ру опубликовал фотообзор итогов уходящего 2014 года для Великого Новгорода. Однако все эти «дорожные дела», «кидалово» вкладчиков «Общедоступного кредита» и прочие скандалы-интриги-расследования — это наверняка не то, что запомнилось в этом году большинству жителей Великого Новгорода (хотя вот за сокращение электричек и отмену прямых выборов мэра действительно обидно). У каждого новгородца с уходящим годом свои ассоциации, в этой записи я расскажу про свои — разумеется, со своей колокольни урбаниста-любителя :) Итак, что же изменилось за прошедший год в Великом Новгороде лично для меня?

Положительное

01. Строительство оборудованного пешеходного перехода через железнодорожные пути между улицами Боткина и Германа.

Одной из первых акций движения «Новый город» в 2013 году был подсчёт пешеходов, переходящих железнодорожные пути под виадуком на Корсунова, и многочисленные попытки убедить мэрию построить асфальтированный пешеходный переход через ж/д пути, как это сделано под аналогичным виадуком в Петербурге. Однако воспротивилась РЖД, ссылаясь на какие-то свои нормативы, суть которых сводилась к тому, что если есть пешеходная дорожка на самом виадуке, делать её под виадуком нельзя (хотя в Петербурге под аналогичным виадуком в районе метро Автово пешеходная дорожка вполне есть). В общем, под виадуком так ничего и не сделали, но зато результат акции проявился в другом месте: был обустроен официальный пешеходный переход на другой популярной пешеходной тропе между улицами Космонавтов и Германа. Улица Космонавтов не обеспечена общественным транспортом вообще-совсем (ближайшие его остановки — на Ломоносова), поэтому её жители постоянно ходят пешком через железную дорогу в центр. Переход строили в январе в двадцатиградусный мороз, но таки построили. Переход получился действительно хорошим, оборудованным по всем современным требованием безопасности: переход змейкой (чтобы пешеходы не могли тупо двинуть прямо через пути, не посмотрев влево-вправо), звуко-световая сигнализация (как на автомобильных ж/д переездах), надписи «Look for trains» «Берегись поезда». Таких оборудованных переходов через железнодорожные пути Великий Новгород ещё не видел.


Ложкой дёгтя оказалось только то, что из-за недостроенной автодороги вдоль улицы Космонавтов (о ней речь пойдёт ниже в разделе «Отрицательное») со стороны улиц Боткина и Космонавтов к переходу не был оборудован подход с постоянным покрытием. По весне там кое-как накидали в грязь доски, по которым особенно «весело» было прыгать мамам с детскими колясками, и лишь осенью после многочисленных жалоб жителей и показательного вмешательства мэра Юрия Бобрышева (раз, два) со стороны улицы Космонавтов был обустроен нормальный деревянный настил:

perehod-na-botkina

02. Открытие ветки «Благоустройство Великого Новгорода» вКонтакте.

В начале этого года странице Правительства Новгородской области вКонтакте была открыта ветка «Благоустройство Великого Новгорода», куда любой желающий житель города может отправить обращение с просьбой устранить любые нарушения благоустройства. «Данная тема открыта на официальной странице Правительства Новгородской области в социальной сети «ВКонтакте» в связи с увеличением количества обращений граждан в Правительство Новгородской области на неудовлетворительное состояние дорог, жилых зданий и сооружений, парков, скверов и других объектов на территории Великого Новгорода. Все сообщения, публикуемые посетителями страницы, в обязательном порядке будут направляться главе администрации Великого Новгорода для рассмотрения и непосредственного комментирования в рамках настоящего раздела», — говорится в описании ветки.

И действительно, в течение всего года неравнодушные граждане отправляли обращения, связанные с неудовлетворительным состоянием дорог, тротуаров, фасадов домов, работой коммунальных служб и т.п. Как показала практика отправки обращений, Администрации отвечает примерно на 30% всех обращений, а немедленные действия принимает в основном по мелким нарушениям, таким как торчащий из тротуара кусок арматуры или вандальные надписи на стенах домов или дорожных знаках. Иногда, если хорошенько попинать Администрацию достаточно часто обращаться на одну и ту же тему, можно добиться и более существенных результатов, таких как ремонт скамейки на остановочном павильоне или восстановление сорванного шквалом дорожного знака. При обращении по вопросам, для решений которых требуется больше усилий (например, отремонтировать давно разбитый участок тротуара или фасад дома), Администрация может учесть пожелания жителей при составлении планов ремонтных работ на будущий год. В любом случае, данная ветка является несомненным шагом вперёд в достижении эффективного диалога власти и граждан и значительно облегчает отправку обращений в городскую администрацию, избавляя от необходимости писать длинные бумажные письма.

03. Бордюры в ноль.

В Великом Новгороде усилиями сообщества «Новый город» наконец-то стали задумываться о безбарьерной среде. Вопреки распространённому мнению, доступная среда нужна далеко не только инвалидам-колясочникам (которым и из подъезда-то выйти проблема из-за отечественной традиции зачем-то делать между входом в подъезд и первым этажом 5-7 ступенек, да ещё и порог на самом входе в подъезд), но и велосипедистам, родителям с детскими колясками людям с тяжёлыми сумками (в том числе сумками на колёсиках), пожилым, больным, уставшим — в общем, всем тем, кем в тот или иной момент становится каждый из нас. Благодаря проекту «Нового города» «Бордюр в ноль» неравнодушными жителями города в несколько этапов (раз, два, три) было собрано около сотни адресов, где необходимо понизить бордюрный камень на пересечении с проезжей частью. Согласно актуализированной редакции СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан» (свод правил СП 59.13330.2012 пункт 4.1.8) перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м. (1,5 см.). Все адреса были переданы в мэрию через депутата Думы Великого Новгорода и одного из лидеров движения «Новый город» Константина Хиврича, и по 12 адресам понижения были сделаны уже в этом году.

Среди пониженных переходов были такие городские «антирекордсмены» по высоте поребрика, как переход через Чудинцеву улицу от сквера Воинской славы к автобусной остановке и переход через улицу Мерецкова-Волосова к Сенной площади, где высота поребрика над проезжей частью составляла 20-25 см. В понижении этих переходов большую роль сыграла огласка, полученная по результатам весенней прогулки «Доступный город», в ходе которой на эти два перехода было обращено особое внимание (лично тогда бегал замерял рулеткой высоту бордюров на данных переходах).

Переход черед Чудинцеву улицу от сквера Воинской славы к автобусной остановке. Было:

chudinceva-do

Стало:

chudinceva-posle

chudinceva-posle2

Переход через улицу Мерецкова-Волосова к Сенной площади. Было:

sennaja-do

Стало:

sennaja-posle

Переход от Большой Московской, 46 (угол с улицей Фёдоровский Ручей) к подземному переходу. Было:

bmosk46-do

Стало:

bmosk46-posle

На остальных переходах из собранного списка бордюры обещают понизить в течение 2015 года. Будем ждать.

04. Установка светофора на пересечении улиц Чудинцева и Мерецкова-Волосова

Светофор в этом месте напрашивался уже много-много лет, причём автомобили и автобусы на этом перекрёстке страдали намного больше пешеходов, вынужденные перед поворотом налево с Чудинцевой (sic!) улицы на Софийскую площадь пропускать перпендикулярный поток, движущийся в обе стороны по площади. Наконец под самый конец уходящего года новгородцы дождались долгожданного светофора в этом месте. Однако в фактической реализации этой идеи не обошлось без ложки дёгтя, причём винить городские власти в данном случае не в чем. Изначально планировалась установка светофорного комплекса, который бы регулировал весь перекрёсток Чудинцева — Софийская площадь — Мерецкова-Волосова. Это было бы удобно как пешеходам, переходящим дорогу к Кремлю, так и водителям легковых автомобилей и автобусов (которых на этом участке едва ли не больше легковушек), поворачивающих налево с Чудинцевой на Софийскую площадь. Всем бы было хорошо, и все жители города вздохнули бы по поводу поездок/походов через центральную площадь города с облегчением.

Подробнее: http://novgorod.me/live/1279/

Однако неожиданно палки в колёса светофорному регулированию всего перекрёстка вставила руководитель Департамента архитектуры и градостроительной политики Валентина Захаркина, которая в пояснительном письме в мэрию сначала зачем-то провела подробный исторический экскурс в историю архитектурного ансамбля Софийской площади, а потом сделала из него вывод, что воткнуть рядом со зданием областной администрации островок для установки светофорного столба никак нельзя, дабы не нарушить устоявшийся веками архитектурный облик площади. Мэрия ничего сделать не смогла, и пришлось пойти по второму, неудобному варианту: отодвинуть светофор дальше вглубь по улице Мерецкова-Волосова и сделать его только для пешеходов, переходящих дорогу к Кремлю. Причём сначала хотели сделать светофор на месте существующего нерегулируемого перехода к Сенной площади (из-за чего пешеходам, идущим с Чудинцевой улицы в Кремль, пришлось бы делать крюк в 50 м), однако после встречи мэра с активистами «Нового города» удалось отстоять компромиссный вариант — установить светофор лишь в 10 метрах от перекрёстка с Чудинцевой улицей (всё равно вынужденно сделав его только для пешеходов), а место старого нерегулируемого перехода у ресторана«Хорошие люди» замуровать загородить ограждениями.

Подробнее: http://novgorod.me/live/1279/

В итоге, было:

Источник: vk.com/novgorodme

Стало:

perehod-u-hl
Место старого перехода теперь наглухо закрыто от пешеходов ограждениями. На установку этих ограждений был потрачен целый 1 миллион рублей. Но они необходимы в соответствии с требованиями ГОСТов (п.4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 и п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004), пояснил вице-мэр Павел Морозов.

perehod-u-hl-staryj

С точки зрения организации автомобильного движения появилась новая (а точнее — осталась старая) проблема: многочисленным автомобилям и автобусам и раньше было очень трудно поворачивать налево с Чудинцевой улицы на Софийскую площадь, пропуская идущий в двух направлениях по Софийской площади транспортный поток, а теперь ещё и едущие слева по площади автомобили, останавливаясь перед новым светофором, запирали бы поток на Чудинцевой вообще. Пришлось не только синхронизировать новый светофор с расположенным на другом конце площади светофором на пересечении улиц Газон и Людогощей («у Телекома»), но и переделывать и этот последний светофор. На светофоре у Телекома наконец-то поставили светодиодный пешеходный светофор с секундомером, а для автомобилей добавили правоповоротную секцию и одну фазу (все едут на зелёный прямо и налево) разбили на две: сначала все едут на зелёный прямо и направо, а затем едущие прямо останавливаются на красный, а зелёный для поворачивающих направо на Людогощу остаётся. Это сделано для того, чтобы отсечь поток, идущий через площадь и препятствующий повороту налево с Чудинцевой на площадь на другом её конце.

svetofor-u-telekoma
povorot-s-chudincevoj
05. Борьба с парковками на газонах.

В начале года вдруг оказалось, что полномочиями штрафовать паркующихся на газонах водителей в городе не обладает никто. Однако в марте городская Дума наделила такими полномочиями Контрольно-административное управление Великого Новгорода (КАУ), а активисты движения «Новый город» не только провели показательный фоторейд по парковкам на газонах, но и составили шаблон обращения в КАУ на водителей, оставляющих свои автомобили на газонах. Необходимо сфотографировать размещённый на газоне автомобиль в привязке к окружающей местности (желательно перед этим выставить на фотоаппарате функцию фиксации даты и точного времени снимка) и отправить по электронному адресу inpo[at]mail[dot]ru письмо примерно такого содержания. За парковку на газоне водителям грозит составление протокола об административном правонарушении со штрафом от 3 до 5 тысяч рублей. Система обращений в КАУ реально работает, авторам приходят ответы о принятых мерах (нарушитель приглашён в КАУ для составления протокола об административном правонарушении, на нарушителя составлен протокол об административном правонарушении).

Кстати, а чем плоха парковка на газонах? Ну нет поблизости парковочного места, машина никому не мешает. На самом деле въезжающие на газон и выезжающие с него автомобили со временем превращают газон вот в это:

А город начинает выглядеть так:

К тому же автомобили развозят колёсами грязь с газона по всему городу. В результате дороги в городе покрываются грязью, а часть грязи оседает в воздухе в виде взвеси и попадает в наши лёгкие вместе со вдыхаемым воздухом. Поэтому с парковками автомобилей на газонах нужно бороться беспощадно. И хотя до окончательной победы порядка над грязью ещё далеко, начало положено.

06. Появление на остановках города информационных табло с временем до прибытия ближайших рейсов автобусов.

Такие табло — важный шаг на пути повышения привлекательности общественного транспорта. Даже чисто психологически очень важно знать, придёт ли нужный тебе автобус через 2 или 20 минут. Инфотабло позволяют более оптимально спланировать свою поездку: если своего автобуса ждать слишком долго, можно поехать другим маршрутом или с пересадками. Новгородцы ждали массовой установки таких табло целых пять лет, с тех пор как такие табло были установлены на трёх остановках в центре города (у Телекома, у сквера Воинской славы и у ТЦ Волна в сторону центра) в 2009 году к празднованию 1150-летнего юбилея города. В этом году более современные и удобные табло появились на Пяти углах, на Розваже (остановка в сторону центра), на обеих остановках на Корсунова на пересечении с Ломоносова, в Колмово у Макдональдса — всего на восьми остановках города. Будем надеяться, что в будущем году такие информационные табло появятся уже на всех важных пересадочных остановках города — например, на Большой Московской у поворота на мост Александра Невского, на Чудинцевой у Дома пионеров, на обеих остановках у автовокзала и т.п.

infotablo
А в самом конце года в салонах автобусов, принадлежащих перевозчикам— частным конкурентам ОАО «Автобусный парк» (бывшего МУП ПАТ-2), появились схемы маршрутов, принадлежащих этим перевозчикам. Правда, карта почему-то повёрнута набок на 90 градусов, и ориентация по сравнению с обычной картой города несколько непривычна. Зато внизу написано, какому перевозчику (АТП-2, АТП-3 или ООО «Автопрокат») принадлежит данный маршрут. Очень удобно не только для приезжих, но и для самих новгородцев, не все из которых одинаково хорошо знакомы с маршрутами типа 14-го или 18-го.

shemy-marshrutov

07. Появление на остановках города туристических карт-схем Великого Новгорода с дублированием на английском.

Карты-схемы были размещены на остановках к празднованию 1155-летнего юбилея Великого Новгорода с расчётом на наплыв туристов (в том числе иностранных) и, к счастью, после окончания празднования остались :) Причём карты были размещены не только на остановках в центре города, но и в окраинных районах — Псковском, Западном. Мне даже выпала честь поучаствовать в вычитке транслитераций названий новгородских улиц на английский :)

karta1
karta2
karta3
karta4
Жаль, что администрация отказалась пойти дальше и разместить на остановках города схемы с маршрутами движения пассажирского транспорта, как это практикуется во многих зарубежных городах. Но туристические карты-схемы — уже хорошее начало. Кроме того, к концу года на маршруте «вокзал — Кремль» появились пешеходные туристические указатели на «международном» коричневом фоне:

08. Разработка планов по повышению безопасности дорожного движения (подсветка нерегулируемых переходов, установка новых светофоров).

25 декабря состоялось заседание городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, на которой был принят ряд решений по повышению безопасности дорожного движения в отдельных точках города в 2015 году. Так, на очень проблемном перекрёстке Псковской и Батецкой улиц в перспективе пообещали поставить светофор, но как скоро — зависит от наличия денег в бюджете. То же решение было принято по поводу нерегулируемого пешеходного перехода у Псковской, 44, через который жителям новостроек в конце Псковской удобно ходить до остановки и обратно (я сам там каждый день ходил, когда работал два месяца в том районе). Кроме того, на заседании была озвучена критика новгородцев в адрес новых светящихся знаков пешеходных переходов, после чего принято решение разработать подсветку нерегулируемых пешеходных переходов сверху, как практикуется в зарубежных странах. Ведь водителю, подъезжающему к нерегулируемому переходу в тёмное время суток, важно увидеть не сам знак, а увидеть, есть ли пешеход на «зебре» или нет. Пешеход на подсвеченном в тёмное время суток переходе также чувствует себя в бóльшей безопасности, так как знает, что водитель его 100% увидит.

Пока у нас на нескольких переходов сделали так:

(с) novgorod.me

А надо бы так:

(c) varlamov.me

Но во всяком случае радует, что городские чиновники наконец-то поняли проблему пешеходных переходов, и фраза о том, что «наши чиновники готовы сделать всё, что угодно, лишь бы не подсвечивать переход сверху и не ставить «лишний» светофор», в обозримом будущем потеряет актуальность.

09. Разработка первого городского веломаршрута

Великий Новгород без преувеличения можно назвать городом велосипедистов. В бесснежное время года тысячи горожан ездят по городу на двухколёсном транспорте. Этому способствуют и небольшие размеры города, позволяющие без особого утомления доехать между любыми двумя его точками на велосипеде, и достаточно широкие тротуары вдоль главных улиц города (в противоположность узким и совершенно не приспособленным для велосипедного движения тротуарам в центре Москвы и Петербурга), и почти-отсутствие подземных переходов. Однако для комфортного передвижения по городу на велосипеде этого недостаточно. Велосипедистов (часть из которых пересели бы на велосипеды с автомобилей и общественного транспорта и разгрузили бы улично-дорожную сеть города, а также экономили на оплате бензина/проезда в общественном транспорте) в городе могло бы стать в десятки раз больше, если бы на двух колёсах не приходилось прыгать по непониженным поребрикам, ездить по тротуаром с неотремонтированным асфальтом или неудобной для велосипеда плиткой, лавировать между пешеходов на оживлённых тротуарах, периодически спешиваться на нерегулируемых переходах или перед лестницами, нести велосипед на руках по подземным переходам или лестницам на мост Александра Невского. Лично я, несмотря на желание ездить по городу на велосипеде и наличию большого количества знакомых активных велосипедистов, использующих двухколёсное средство именно как транспорт для перемещения из точки А в точку Б (альтернативный автомобилю, автобусу или хождению пешком), до сих пор не покупаю велосипед именно из-за перечисленных выше неудобств езды на нём по городу. Решением могли бы стать выделенные велодорожки или велополосы на тротуарах, где велосипедист мог бы ехать на постоянной скорости, не лавируя и не тормозя перед пешеходами, не спотыкаясь о высокие поребрики и не встречая всех других помех, которые в настоящее время присутствуют в городе для велосипедистов. В городе есть несколько велодорожек, но все они представляют собой короткие участки из ниоткуда в никуда, расположены в разных концах города и никак не связаны между собой в общую сеть. Велоактивисты выступали за связные велодорожки в Великом Новгороде аж с 2008 года; тогда это было ещё движение «ВелоВЕЛИКий Новгород», затем с 2013 года эстафету подхватило движение «Новый город». И вот в конце 2014 года мэрия совместно с активистами разработала первый в городе связный велосипедный маршрут от Антонова до Юрьева монастыря через парк 30-летия Октября, набережную Александра Невского, Кремлёвский парк, Троицкую и Орловскую улицы до озера Мячино и оттуда вдоль реки Волхов до Юрьева монастыря. Кроме того, будет проложена велодорожка по Великой улице, которая соединит планируемый веломаршрут с существующей велодорожкой на Колмовской набережной.

(c) 53news.ru

(c) 53news.ru

В бюджете, принятом Думой Великого Новгорода на 2015 год, предусмотрено 2 млн рублей на проектно-сметную документацию на строительство первого веломаршрута в Великом Новгороде.
Документацию город планирует получить к маю. Тогда можно будет претендовать на софинансирование из областного бюджета уже строительства этих велодорожек.

Отрицательное

01. Консервация строительства автодороги по улице Космонавтов и связанные с этим последствия.

В этом году все ждали строительства автодороги по улице Космонавтов от улицы Зелинского до Нехинской, которое должно было завершиться уже в октябре. И вдруг в месте строительства под землёй обнаружили какие-то коммуникации, установить собственников которых так и не удалось (прямо сюжет для Ильфа и Петрова!). Более того, петербургский подрядчик, который должен был выполнить работы, обанкротился и самоустранился. В результате этой весёлой истории город не только не получил дорогу, но и получил большое неудобство для пешеходов и велосипедистов в виде «временных» деревянных ограждений с пешеходными настилами вдоль тротуара на Нехинской, которые, несмотря на консервацию строительного объекта аж до 2016 года, администрация разбирать не спешит, несмотря на многочисленные обращения горожан (ну не ставить же потом второй раз, а удобство горожан — это уже дело второе). В общем, в Новый 2015 год мы вступаем вместе с сими деревянными настилами. Вот уж поистине нет ничего более постоянного, чем временное (обратите внимание на дату снимка внизу).

По этой же причине, кстати, на упомянутой комиссии по БДД зарубили проект установки светофора на очень опасном нерегулируемом переходе у «круглого гаража» на Нехинской, т.к. решили дождаться всё того же строительства автодороги по улице Космонавтов и посмотреть, как новая дорога изменит дорожную ситуацию на Нехинской. Поэтому в наступающем году жители Завокзальной по-прежнему будут переходить дорогу к своей остановке в сторону центра вот так:

02. Неудобные новые остановочные павильоны, отсутствие названий остановок.

Безусловным плюсом уходящего года явилось то, что в городе почти не осталось остановок, не оборудованных остановочными павильонами. Минусом является то, что новые остановочные павильоны устанавливались, очевидно, самые простые и дешёвые и не рассчитанные на удобство пассажиров: скамейки маленькие, на которых едва помещается 2-3 человека, на многих павильонах отсутствует сплошная задняя стенка, практически на всех новых павильонах отсутствует и левая боковая стенка (которая должна быть прозрачной, чтобы пассажиры могли видеть подходящий автобус не покидая павильона) тоже нет. На таких остановках пассажиры никак не защищены от ветра, дождя, снега и мороза.

nehinskaja-46

Нехинская, 46

 

parkovaja-19

Парковая, 19

 

roddom

Державина, у роддома. На скамейке комфортно помещаются только два человека

 

Едва ли не единственный удачный пример нового остановочного павильона — остановка в самом начале улицы Коровникова. Было:


Cтало:

845 - Остановка у Коровникова, 1
Пусть скамейка обшита не очень красивым поликарбонатом, но во всяком случае пассажиры со всех сторон защищены  от неблагоприятной погоды, а на жёлтой табличке на дальнем плане даже напечатано расписание автобуса №33. Правда, следующая остановка у Коровникова, 10 так и продолжает иметь вид одинокой бетонной плиты без какого-либо павильона, как и годами раньше.

korovnikova
Названия остановок на остановочные павильоны администрация также не спешит наносить. Новгородские остановки так и остаются безымянными либо носят названия расположенных в них магазинов — «Цветы», «Бутербродная», «Хризантема». В этом мы сильно отстаём от многих других городов.

03. Значительное повышение платы за разовый проезд в городском общественном транспорте и произошедшее за год два раза (!) не менее значительное повышение стоимости месячного проездного билета.

Это, пожалуй, наиболее болезненная новость года для жителей города. Сначала в марте повысили стоимость проезда с 16 до 20 рублей (в это же время жители Нижнего Новгорода на аналогичное повышение в своём городе написали «Гневный пост», требуя за более высокую цену более высокое качество услуг). В результате стоимость проезда в одном из самых маленьких областных центров страны стала одной из самых высоких в стране; выше она только в городах-миллионниках, и то не во всех — в Перми с её лучшей в стране транспортной системой, например, стоимость проезда составляет всего 13 рублей. Одновременно стоимость месячного проездного выросла с 850 до 1100 рублей, т.е. почти на треть. А в конце года перевозчики, которым область так и не выплатила по решению суда (!) 197 миллионов рублей в качестве компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников, были вынуждены снова пойти на непопулярные меры и с декабря повысить стоимость проездного ещё на треть — до 1500 рублей! Мэрии не удалось уговорить перевозчиков отказаться от повышения стоимости проездного, однако после всеобщего возмущения жителей города и личного вмешательства губернатора Сергея Митина перевозчики снизили стоимость проездного с января на 1350 рублей.

Однако всё равно покупка проездного для большинства новгородцев остаётся невыгодной, так как если новгородец едет два раза в день (на работу и обратно) без пересадок 6 дней в неделю, в месяц он тратит на проезд не более 20 руб./поездка х 2 поездки х 6 дней/нед х 4 нед/мес = 960 руб/мес. Как верно заметил покойный ныне транспортный эксперт Антон Буслов, проездной должен стоить дешевле суммарной разовой стоимости поездок, совершаемых в месяц — только тогда будет выгодно его приобретать. При этом человек, купивший проездной, уже предоплатил транспортные услуги на месяц и а) будет максимально часто пользоваться общественным транспортом, чтобы «откатать» предоплаченные деньги, и вряд ли пересядет на автомобиль и б) не будет стараться в салоне уклоняться от оплаты проезда (например, если кондуктор прошёл мимо и не заметил) с целью сэкономить лишние 20 рублей. Таким образом, при нынешней стоимости проезда месячный проездной должен стоить не более 950 рублей (для сравнения: в Пскове, где разовый проезд стоит 18 рублей, месячный проездной стоит 800 рублей). Однако у чиновников городской администрации оказалась своя система подсчёта среднего количества поездок в месяц, по которой выходит, что проездной в городе стоит ещё дёшево, а должен бы стоить… 1800 рублей. Ну, и на 1350 спасибо тогда.


04. Отмена прямых выборов мэра.

Конец года преподнёс жителям города ещё один неприятный сюрприз: решением ЦК партии областной думы были отменены прямые выборы мэра города, а по истечении полномочий нынешнего мэра Юрия Бобрышева предусмотрен распространённый во многих российских городах переход на «двухглавую» систему «Divide et impera»: мэра, выполняющего представительские (по сути — декоративные) функции, избирают из своего числа депутаты городской Думы, одновременно с этим происходит процедуры найма руководителя городского хозяйства — сити-менеджера, выбираемого комиссией из депутатов и представителей губернатора. Что характерно: выборы мэра «по инициативе областных депутатов» были отменены одновременно во многих регионах по всей стране — возможно, потому что пример мэров Петрозаводска, Екатеринбурга и Новосибирска показал, что народ уже совсем не обязательно голосует за кандидатов от партии власти. Где-то, как в Ярославле, отмена выборов мэра прошла шумно благодаря наличию в областной думе Бориса Немцова (да-да, того самого), у нас, несмотря на всеобщее недовольство, митинг против отмены выборов мэра на Софийской площади просто не согласовали — и всё, дело ограничилось одиночными пикетами отдельных новгородцев.

Казалось бы, это всё будет только в далёком 2018 году, когда истекают полномочия нынешнего мэра Юрия Бобрышева, ан нет — если в следующем году депутаты городской думы снова поставят неудовлетворительную оценку деятельности мэра по итогам его отчёта (в первый раз они поставили ему «неуд» весной этого года), то согласно ч. 2. ст. 74 131-ФЗ это может стать основанием для отставки мэра. И тогда «двухглавую» систему, к формированию которой рядовые жители города впервые не будут иметь никакого отношения, мы увидим уже в следующем году. Печально констатировать, но народ перестал быть источником власти, в важнейших для города и страны решениях его перестали спрашивать, а власть, в том числе муниципальная, снова превращается в закрытую касту, участники которой выбирают сами себя. Как ещё давно заметил покойный Виктор Черномырдин, «какую партию мы ни начинаем строить, всё равно получается КПСС». В результате несколько новгородцев вышли на одиночные пикеты с требованием отставки губернатора Сергея Митина, который, по их мнению, теперь фактически единолично будет контролировать власть в областном центре (ведь обладающий реальными полномочиями сити-менеджер будет выбираться в том числе его представителями).


Впрочем, в Москве в в январе намечаются куда более интересные события — в связи с перспективой осуждения Навального на 10 лет реального срока оппозиция будет требовать отставки Путина. Так что ещё неизвестно, что у нас в стране будет в наступающем году.

В любом случае, радует, что положительных пунктов в итогах уходящего 2014 года для Великого Новгорода, оказалось больше, чем отрицательных. А значит, город медленно, но верно движется вперёд, развивается, пусть и не такими семимильными шагами, как Москва :)

А какими были итоги 2014 года лично для меня? Об этом — в следующем предновогоднем посте.

Реклама

Один ответ to “Итоги года: Великий Новгород”


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: