Ответ чиновника: Стоимость месячного проездного в Великом Новгороде

Казалось бы, история с повышением стоимости месячного проездного с 1100 до 1500 рублей закончилась, после всенародного возмущения и вмешательства губернатора проездной с января будет стоить не 1500, а 1350 рублей. Напоминает классическую систему магазинных скидок с зачёркнутыми ценами.

Но давайте вернёмся чуть назад и разберёмся, как вообще наша администрация рассчитывает «экономически обоснованную» стоимость месячного проездного. Понятно, что стоимость проездного подняли сами перевозчики, понятно, что вынудила их к этому область, не компенсировавшая им по решению суда (!) 197 млн (!!!) рублей выпадающих доходов от перевозки льготников (и теперь прибирающая к рукам обеднённого таким образом главного автобусного перевозчика на городских маршрутах — ОАО «Автобусный парк», бывший МУП ПАТ-2). Но почему администрация города так легко согласилась на повышение стоимости проездного, предложенного перевозчиками?

Когда только стало известно о повышении стоимости проездного до 1500 рублей с 1 декабря, я отправил в блог губернатора обращение с просьбой пояснить, чё за фигня запросить у администрации города обоснование такого резкого повышения:

Уважаемый Сергей Герасимович

Я хотел бы обратиться к Вам как губернатору Новгородской области с вопросом: на чём основано запланированное Администрацией Великого Новгорода (http://news.novgorod.ru/news/136786/) столь резкое повышение стоимости месячного проездного билета на городской общественный транспорт с 1 декабря — с 1100 до 1500 рублей (аж на 36%)? Проездной в Великом Новгороде и так стоит дороже суммарной разовой стоимости поездок, совершаемых в месяц среднестатистическим жителем города, постоянно пользующимся общественным транспортом (по 2 поездки на работу и обратно 5 дней в неделю 4 недели в месяц — итого 2 х 5 х 10 х 20 рублей/поездка = 800 рублей; если добавить по две поездки в один из выходных, получится ещё плюс 8 поездок х 20 рублей = 160 рублей, итого 960 рублей — на 140 рублей меньше даже нынешней стоимости проездного).

Основная цель долгосрочного проездного билета — повышение лояльности пассажиров к общественному транспорту. Купив проездной, пассажир предоплатил поездки на весь месяц и вряд ли а) пересядет на автомобиль, б) будет стараться уклониться от оплаты проезда в салоне с целью сэкономить лишние 20 рублей и в) будет более мобилен по городу, сможет позволить себе ездить с пересадками, не колебаться "поехать в этот раз по лишнему делу или не поехать". Подробно об этом можно прочитать в статье ныне покойного транспортного эксперта Антона Буслова «Принципиальные соображения по системе оплаты проезда и сбора выручки на транспорте» (http://mymaster.livejournal.com/424975.html).

Повышение цен на проездной снизит его покупаемость, а сравнимая с его стоимостью стоимость ежедневной поездки по городу на автомобиле (при расходе около 3 литров бензина в день по городу и средней стоимости бензина 30 руб/литр получается 20 рабочих дней в месяц х 3 х 30 = 1800 рублей, т.е. лишь немногим больше новой стоимости проездного) заставит пассажиров, имеющих личный автомобиль, пересесть на него на постоянной основе, что увеличит и без того уже немалые пробки и интенсивность транспортного потока в течение дня, а также загрязнение воздуха автомобильными выхлопами (при том, что бóльшая часть нынешнего общественного транспорта в городе ездит на экологически чистом метане). А главное — за счёт снижения количества пассажиров общественного транспорта (в том числе пассаиров, покупающих месячных проездной) выручка пассажирских транспортных предприятий, и без того низкая, снизится ещё больше. В итоге от такого повышения стоимости проездного проиграют все: и пассажиры, и перевозчики, и город и его транспортная система в целом.

Наоборот, снижение стоимости проездного могло бы дать положительный эффект: проездной стали бы покупать больше людей (сейчас многие воздерживаются от покупки месячного проездного именно из-за его дороговизны), и выручка от продажи проездных билетов (а, значит, и доход автотранспортных предприятий города) значительно бы выросла. Кроме того, возросло бы и число постоянных пассажиров общественного транспорта, часть из которых пересели бы в него из личных автомобилей, уменьшив заторы и пробки на дорогах. Опыт снижения стоимости услуг общественного транспорта ради увеличения общей выручки можно хорошо видеть на примере Петрозаводска, где администрация города снизила (http://znak.com/urfo/news/2014-04-28/1021927.html) стоимость поездки в городских троллейбусах более чем в 1,5 раза – с 17 до 10 рублей. В результате только за первую неделю после этого наполненность троллейбусов увеличилась на 40%, а доходы муниципального перевозчика выросли на 12%.

В связи с вышеизложенным, прошу Вас запросить у Администрации Великого Новгорода обоснование планируемому повышению стоимости месячного проездного билета на городской общественный транспорт для всех категорий граждан (включая школьников студентов и пенсионеров) и рассмотреть возможность оставления стоимости месячного проездного на прежнем уровне или даже снижения его до уровня 900-950 рублей вкупе с информированием пассажиров о выгоде покупки месячного проездного с целью увеличения общей выручки за услуги пользования городским общественным транспортом.

Администрация Великого Новгорода в лице начальника управления по транспорту и связи Игоря Попова не замедлила ответить (выделение наше — massimoling):

popov-otvet

Вот даже как. Не 60 поездок в месяц, а 45+45 = 90. Укататься, что ли, совсем?

И понеслось.

aurelito

Как видим, сарказм пропал даром, Администрация в лице «начальника транспортного цеха» его не уловила. «Почему в других регионах так не умеют умножать и поднимать цены на проезд?» — спросил следующий комментатор и привёл пару комментариев из статьи «Проездной в Великом Новгороде подорожает на 400 рублей» в онлайн-газете «Ваши новости»:

pskov
Тогда дискуссию снова подхватил ЖЖ-пользователь aurelito (лично знакомый мне человек, кстати):

aurelito-2

На последнюю реплику уважаемый Игорь Попов не нашёлся что ответить. Занавес.

А теперь обратимся к так упорно упоминаемым господином Поповым Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения №65-автотранс, которые легко отыскиваются в базе Консультант-ПлюсЧитаем внимательно п.27 рекомендаций:

При продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов, количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или на определенное экспертно количество поездок, приведенное ниже в таблице 1.

В приведённой ниже таблице 1 действительно фигурируют 45+45 поездок в месяц для двух видов городского общественного транспорта, 40+40+40 для трёх видов и т.п. Но! — обратите внимание — можно ИЛИ пользоваться этой таблицей, ИЛИ самим установить тариф! ИЛИ — ИЛИ! То есть, Администрация имеет право сама установить число поездок для проездного и на основе этого выставлять тариф!

Впрочем, и на снижении стоимости проездного до 1350 рублей история не заканчивается. Дадим слово городским активистам:

Анна Соколова, общественное движение «Новый город»:

И 20 рублей за поездку, и 1350 рублей за проездной — это очень дорого для Великого Новгорода. Погуглила стоимость проезда в других регионах. Жители Тулы, Владимира и Калуги платят от 15 до 16 рублейРязань и Белгород — 17, Ярославль - 18, Воронеж - 12 рублей
Интересно организовано в Липецке. Там лишь с декабря подняли стоимость проезда с 13 до 17 рублей при проезде до 20.00 и до 20 рублей при проезде после 20.00, но при этом у них есть карты "Липецк Транспорт", по которым цена поездки составит всего 14 руб. для взрослого, 10 для студента и 5 руб. для школьника (подробнее здесь). Стоимость проездного на месяц с 1 декабря в Липецке: для юр. лиц — 1200, для физ.лиц — 800, для студентов и школьников — 500.
(оригинал)

Все вышеперечисленные города и размерами, и населением значительно больше Великого Новгорода, их пешком не обойдёшь. А жители города-миллионника Перми платят за проезд всего лишь 13 (тринадцать) рублей, и это не мешает пермской системе городского общественного транспорта быть лучшей в стране. А всё потому, что там находится один из немногих профессиональных транспортных экспертов в стране Михаил Ростиславович Якимов; если бы у нас в каждом городе было по одной своей Ширшиной и по одному своему Якимову, мы бы жили в совсем другой стране. 

Может быть, хотите послушать комментарий со стороны? Вот мнение Александра Егорова, руководителя общественного движения «Лаборатория Удобный город», город Тверь:

У вас слишком дорогие проездные. Понятное дело, что при таком раскладе никто им не будет пользоваться. Поэтому имхо нужно не стоимость разовой поездки снижать, а стоимость проездного примерно до 950 рублей.

Однако точку в споре поставил уже упомянутый директор Центра дорожной информации города Перми Михаил Якимов:

Региональный орган по утверждению тарифов утверждает их по запросам исполнительного органа и все. А еще проще — субъект делегирует это полномочие в муниципалитет. И муниципалитеты устанавливают тариф как они считают нужным. По любым своим методиками или совсем без методик. Так делается в Пермском крае например...
А проездные и цена их - это дело перевозчика. Цена может быть любая вообще.

То есть что же, зря спорили?..

Реклама

комментария 3 to “Ответ чиновника: Стоимость месячного проездного в Великом Новгороде”

  1. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] ● Содержание улиц и тротуаров в зимний период ● Стоимость месячного проездного в Великом Новгороде ● Уборка песка в весенний период ● Уборка песка с […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: