Сравнение трамвайных городов

Тверской урбаноактивист Александр Егоров в своём блоге «Пробок.Нет Тверь» опубликовал сравнительную диаграмму обособления трамвайных путей от проезжей части в нескольких городах России. Оказывается, этим летом я был в двух самых трамвайно продвинутых городах страны — Коломне и Ижевске, в которых трамвайные пути обособлены от проезжей части на 100 и 92 процента соответственно.

(c) proboknet-tver.livejournal.com

Почему так важно обособление трамвайных путей от проезжей части? Потому что именно оно делает трамвай магистральным видом транспорта, чем-то средним между обычным наземным транспортом, движущимся по дорогам общего пользования (автобус, троллейбус) и городской электричкой. Ведь тогда трамвай едет одинаково быстро независимо от наличия пробок на дорогах и становится самым предсказуемым и быстрым видом наземного транспорта. Во многих крупных городах обособленый трамвай способен заменить метро, если для последнего в данном городе слишком маленький пассажиропоток (в России это все города-миллионники, кроме Москвы и Петербурга).

Из актуальных для меня городов радует Нижний Новгород с его 76% обособленных путей. И действительно, там бóльшая часть трамвайных путей идёт не по середине проезжей части, а рядом с дорогой или вовсе вне дорог, пересекая жилые районы наискосок (очень круто, по-моему, так как для многих жителей таких районов трамвай оказывается у самого дома, в то время как до/от автобусов/троллейбусов/маршруток надо ещё куда-то идти, зачастую далеко). Нижегородские урбаноактивисты из сообщества «Горький Город» сделали карту обособленных/необособленных трамвайных путей Нижнего (источник):

tram-nn

Прокатившиеся по всей трамвайной России «трамвайные погромы» 2000-х затронули и Нижний, где были сняты трамвайные линии на Канавинском мосту и Похвалинском съезде, в результате чего исчез романтичный 1-й трамвайный маршрут, на котором можно было от вокзала проехать через самые красивые места города: Рождественскую улицу, Зеленский съезд (подъём на холм к Кремлю, «деревянный» сектор и выехать на середину главной пешеходной улицы города — Большой Покровской. Однако трамвайная система города сохранила свою связность и значимость для города, сейчас закупаются новые трамвайные вагоны, да и старые (даже древние КТМ-5 в Автозаводском парке) поддерживаются в хорошем состоянии. Состояние путей там тоже лучше, чем в среднем по стране.

А вот полюбившаяся мне в последние годы Тверь, как ни печально, остаётся одним из худших трамвайных городов в стране (не считая, разумеется, городов, в которых трамвайные системы в последнее десятилетие вообще были закрыты). Трамваи вообще не обновлялись 20 лет (два купленных десять лет назад петербургских ЛМ-99 не в счёт), старые 20-30-летние вагоны находятся в ужасном состоянии, пути и реборды колёс раздолбаны и стёрты в ноль, из-за чего почти каждую неделю (!) в Твери сходит с рельсов трамвай. Трамваи уже 15 лет не ходят по центральной улице города (Советской), на бóльшей части других улиц трамвай идёт по середине проезжей части, где он постоянно блокируется движущимися по трамвайным путям автомобилями и вынужденно сажает и высаживает пассажиров на середине проезжей части с риском для их жизни и здоровья (да, согласно ПДД водители не должны создавать помех трамваю на путях и должны пропустить садящихся в трамвай и выходящих из него пешеходов, но все ли наши водители одинаково соблюдают правила?) Уровень обособления путей в Твери также крайне низок — всего 25%. Остаётся надеяться, что тверским городским активистам удастся убедить администрацию, что трамвай — это не карета прошлого, на которой далеко не уедешь, а вполне современный перспективный вид транспорта.

И да, теперь я понял, почему так хвалят трамвайные системы Череповца и Краснодара, занимающие в таблице третье и четвёртое место (85% и 80% обособленных трамвайных путей соответственно).

 

Реклама

комментария 3 to “Сравнение трамвайных городов”

  1. Väčeslav (@amikeco) Says:

    Во Владикавказе много где обособленное полотно, но объединяющее все маршруты внутреннее кольцо практически всё — совмещённое с улицей (кроме участка на пр. Мира, там пешеходная зона). То есть пробка или авария на кольце останавливает большинство маршрутов.

    • Massimo Says:

      Вячеслав, в Нижнем (см. схему) подавляющее большинство трампутей проходят в стороне от проезжей части, но на так называемом «городском кольце» очень милого маршрута №2, идущем вокруг всей центральной части города (красное в правом верхнем углу схемы), практически на всём протяжении не обособлено и идёт посередине проезжей части. При этом оно частично проходит через сверхзагруженную улицу Белинского (на карте — нижний участок кольца), остальные улицы тихие-патриархальные-второстепенные, но говорят, в последние годы бывают автомобильные заторы уже и на них.

  2. По просторам нашей необъятной Родины | Блог о языках и городах Says:

    […] в Ижевск — город так себе, но с шикарной набережной и одной из лучших трамвайных систем страны (да и автобусы там вполне себе живут и здравствуют и […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: