Почему я не покупаю велосипед?

Многие мои знакомые, в том числе все четыре лидера движения «Новый город» — активные велосипедисты. Для них велосипед — это не спорт, а транспорт для перемещения по городу, такой же, как автомобиль, автобус или собственные ноги. Я хочу стать одним из таких велосипедистов уже года эдак с 2011-го (когда меня очень уговаривала на это подруга-велосипедистка), но до сих пор никак не решаюсь купить себе велосипед. Почему же у меня не получается practise what I preach?

При перемещении по городу любым способом очень важен комфорт так называемых«первого» и «последнего» километров, т.е. этапа непосредственно после выхода из дома и непосредственно перед входом в место назначения. «Последний километр» сейчас разбирать не будем, разберём «первый».

Почему человек, у которого есть машина, скорее выйдет из дома и сядет в неё, чем пойдёт на остановку автобуса? Не только потому, что на машине ехать комфортнее в целом. Во время активной части езды как раз наоборот — в автобусе сидишь и не напрягаешься, а в машине приходится постоянно маневрировать в городском интенсивном потоке и постоянно напрягаться и концентрироваться, затрачивая на это дополнительные усилия и нервы. Но! От дома до остановки может быть идти далеко/неудобно/холодно/жарко/лень, а садясь в машину, сразу чувствуешь комфорт мягкого тёплого салона. И тот самый «первый километр» — от подъезда до ближайшей магистральной дороги — тоже проезжаешь с максимальным комфортом. Дальше начинается дискомфорт, связанный с ездой в плотном городском потоке, но человек уже «втянулся» на том самом первом километре.

В Великом Новгороде ездить на велосипеде безусловно удобнее, чем в Москве, Петербурге и других крупных городах. И тротуары на большинстве магистральных улиц достаточно широкие, и людей по ним ходят меньше, и подземных переходов почти нет. Да и размеры города позволяют без проблем доехать на велосипеде из любой точки города в любую, было бы желание. Но что чувствует велосипедист на «первом километре», т.е. на выезде от своего подъезда и из своего двора?

Оставим сейчас за скобками вопрос хранения велосипеда в квартире и подъёма его по лестницам на свой этаж — в принципе, это проблемы решаемые: есть и складные городские велосипеды, и хипстерские (правда, очень дорогие) мини-велосипеды типа Strida, а мощный горный велосипед я себе и не хочу — предпочту простейший бесскоростной городской велосипедик, чтобы во время езды не путаться и не отвлекаться на переключение скоростей, не сидеть полусогнутым из-за того, что руль находится на одном уровне с сиденьем и т.п. Предположим, у меня простейший складной велосипед, я его в сложенном виде вынес из подъезда, собрал и сел.

Позавчера как раз выдался бесснежный день, в который несмотря на 7 градусов мороза можно было достаточно точно смоделировать состояние дорог и тротуаров, каким оно бывает бóльшую часть года — и в мае, и в сентябре. Поэтому пройдёмся по первому километру моего потенциального пути на велосипеде.

01. Выходим из подъезда, садимся, едем по тротуару…

IMG_0003
02. Вот и первое препятствие: непониженные поребрики по обе стороны пересечения с дворовым проездом. Сначала съезжаем с одного из них…

IMG_0004
03. Потом заезжаем на следующий. Помним: у нас не мощный маунтин-байк, а обычный слабенький городской велосипедик. И-и-эх!

IMG_0005

04. Едем дальше по тротуару. Тротуары в новых районах сделаны в лучших традициях экономии, как завещал товарищ Хрущёв: для их ширины берётся минимально допустимое стандартами значение — 1,75 метра. А для того, чтобы на тротуаре могли комфортно разойтись два пешехода/велосипедиста/родителя с детской коляской, тротуары должны иметь ширину не менее 3 метров. Вот по 1,75-метровому тротуару идут рядом два пешехода. Как и где их объехать?

IMG_0006
05. А может быть, поехать не по узкому тротуару, а по проезжей части? Тем более до недавних изменений в ПДД велосипедистам официально только там и можно было ездить. Проезжая часть широкая, спору нет. Но вот только её левая половина заставлена припаркованными автомобилями. Можно прижаться к правому краю дороги и надеяться, что едущие сзади автомобили обгонят тебя слева, но что, если ты в этот момент инстинктивно попытаешься прижаться ещё правее к краю дороги и споткнёшься передним колесом об ограничивающий поребрик? Если же здесь будут разъезжаться две встречные машины, то для велосипедиста места на дороге не останется совсем. Во всяком случае, для начинающего велосипедиста езда по дороге — не самое рекомендуемое занятие.

IMG_0007
06. Ну что, едем дальше по тротуару? Ой, опять препятствие! Опять пересечение с дворовым проездом и опять непониженные поребрики. От них, вообще-то, страдают все — и родители с колясками, и пожилые, и люди с тяжёлыми сумками в руках, и люди с сумками на колёсиках. Но мы сейчас ведём речь о велосипеде.

IMG_0008

07. Прыг…

IMG_0009
08. … скок!

IMG_0010
09. Дальше справа появляется парковочный карман для автомобилей. Теперь вариантов объехать идущего по тротуару пешехода на велосипеде стало меньше — вправо уже не свернуть, зацепишь какую-нибудь машину.

IMG_0011
10. Наконец-то тротуар с плавным заездом. Правда, здесь постоянно толкутся покупатели ларьков, которых нужно старательно объезжать. Ну, на худой конец можно съехать вправо на дорогу, не так уж долго ехать-то осталось.

IMG_0012
11. Наконец мы добрались до Нехинской. Уф! Теперь дела должны пойти лучше.

IMG_0013
12. Если сейчас поехать в сторону Западного района, то дальше особых проблем не будет — тротуар широкий, людей здесь ходят единицы, да и дальше по Ломоносова тоже можно ехать легко и быстро. Правда, поехать по Нехинской дальше к проспекту Мира мимо магазинов и автомоек будет не очень удобно, ну да без этого можно обойтись.

IMG_0014
13. А если поехать в сторону центра?

IMG_0015
14. На остановке тротуар преграждают люди, закономерно стоящие в ожидании автобуса. Тротуар широкий, но и людей много. Когда-нибудь у нас научатся вместо парковочных карманов делать парковочные выступы (антикарманы), благодаря которым ожидающие автобуса пассажиры будут вглядываться вдаль в ожидании автобуса с выступа, а не с тротуара.

IMG_0016
Сразу скажем, что многие остановочные павильоны в городе расположены не так, как на фото, а между тротуаром и дорогой, поэтому велосипедисту не составляет труда объехать их сзади. Но мы ведь говорим про ощущения от «первого километра».

15. Едем дальше и… упираемся вот в такое чудо. «Чудо» это стоит здесь с начала года, когда здесь планировали рыть коммуникации под строящуюся автодорогу по улице Космонавтов. Затем строительство дороги законсервировали аж до 2016 года, а настилы так и не убрали. Ещё в середине года новгородские велоактивисты собирали обращения в администрацию города с просьбой демонтировать эти временные ограждения, но воз и ныне там.

IMG_0017
16. Придётся спешится и дальше вести велосипед рядом. Что особенно весело, если навстречу тебе пойдёт пешеход — здесь ведь и два пешехода расходятся с трудом.

IMG_0018
17. Здесь тоже везде непониженные поребрики. Ну да ладно, всё равно мы идём пешком, а велосипед ведём рядом. Если бы этих ограждений не было, можно было бы свободно ехать по идущему параллельно тротуару, где никаких барьеров-поребриков нет.

Пешеходы иногда идут по тротуару и обходят забор на дальнем плане слева, но для велосипедиста это не вариант, т.к. там канава перед железнодорожной насыпью.

IMG_0020
18. Поведём велосипед за ручку, то бишь за руль, дальше. Осторожно, не попадите колесом в провалившуюся доску.

IMG_0023
19. Но вот и свет в конце тоннеля.

IMG_0026
20. Всем выйти из сумрака. Можно снова садиться на велосипед и ехать через железнодорожный переезд. Конечно, будет потрясывать, но даже я такие переезды вполне преодолевал в детстве на детском велосипеде. Правда, это было не в Новгороде, а в городке-райцентре с почти отсутствующим автомобильным движением и раскрошенными в хлам поребриками: катайся — не хочу.

IMG_0028
Но ограждений с настилами, которые мы только что с таким трудом оставили позади, до этого года не было, а велосипед я всё равно себе не покупал. Так почему же?..

21. Едем дальше. Перед нами расстилается прекрасный широкий тротуар.

IMG_0029
22. Широкий, но уже не такой прекрасный. Такие «горки» могут ощутимо тряхнуть или, того хуже, накренить движущийся велосипед. Удовольствия езда по ним точно не доставит.

IMG_0030
23. Езда по пересечённой местности продолжается. Но главное препятствие впереди.

IMG_0031
24. Вот оно. Всего каких-то пятьдесят метров такой бугристой дороги, что ой-ой-ой. Приготовьтесь к приятному вибромассажу.

IMG_0032
25. Ого! Это ещё не всё! Такой бугорок встречается на пути велосипедиста неожиданно. Времени среагировать и объехать может и не быть. Прекрасная возможность навернуться колесом, и хорошо, если получится удержаться в седле.

IMG_0033
26. Но вот и полоса препятствий позади. Неужели всё?

IMG_0034
27. Ах да, надо же пересечь Октябрьскую, ведь наш путь лежит в центр. Останавливаемся, упираемся ногой в тротуар, ждём зелёного пешеходного сигнала. Вон и дырочку в бордюре для нас предусмотрительно оставили. Правда, она почему-то маленькая и почему-то находится в стороне от перехода, но ведь это лучше, чем ничего?

IMG_0035
28. Правда, на другом берегу нужно вписаться в другую такую же узенькую дырочку, которая смещена относительно первой и по которой, между прочим, в этот момент могут идти пешеходы: ведь это такой вожделенный бордюр в ноль! Поиграем в велобильярд? Попытаемся попасть колесом в дырочку-лузу?

IMG_0037
29. Я ещё в мае специально снимал, как этот переход пересекает велосипедист:

30. Но, может быть, лучше проехать вдоль автовокзала по широкому безлюдному тротуару и пересечь Октябрьскому на следующем светофоре у автовокзала? А дальше — прямой наводкой по ВОскресенскому бульвару и Людогощей в центр уже без проблем.

IMG_0038
31. Посмотрим…

IMG_0041
32. Снова объедем ожидающих автобуса пассажиров… (На другой стороне Октябрьской этого не пришлось бы делать, там просто объехали бы остановку по тротуару сзади).

IMG_0045
33. Ой, здесь переход ещё хуже! Даже дырочки в поребрике нет! (И людей здесь всегда толпы, а на предыдущем переходе — единицы).

IMG_0046
34. Впрочем, этот переход мы уже тоже проверяли во время майской прогулки «Доступный город».

Дальше идёт практически беспрепятственная дорога в центр, но в этом месте, подумав, как той же дорогой придётся возвращаться домой, я решил плюнуть и сказать себе: да ну, лучше пойду пешком или поеду на автобусе, тем более — о ужас! — на автобусах я люблю ездить с детства. И вспомнил, что на самом деле велосипеда рядом со мной сейчас нет и не было.

Нет, как говорил уважаемый Николай Николаевич Озеров, «такой футбол нам не нужен!»

Вот поэтому я и не покупаю велосипед. До лучших для городской велоинфраструктуры времён.

Реклама

комментариев 11 to “Почему я не покупаю велосипед?”

  1. Максим Шарапов: комфорт «первого километра» или почему я не покупаю велосипед | i-bike-novgorod.ru Says:

    […] Максим Шарапов Материал полностью: Почему я не покупаю велосипед?. […]

  2. eXense Says:

    хм, у меня довольно простой велосипед и с неровностями тротуаров и невысокими поребриками справляюсь, ездил по дорогам (что на фотографиях) и дискомфорта не ощущал, на кочках выручают передние амортизаторы и наличие седла, может вы без седла пробовали ездить? я видел действительно плохие дороги и приведенные в пример здесь не нахожу плохими для проходимости велосипеда.

  3. Знаки «Остановка запрещена» на Завокзальной | Заметки лингвомана Says:

    […] проездами, что значительно облегчило бы жизнь велосипедистам, пожилым, родителям с колясками, жителям с сумками на […]

  4. «Новому городу» два года | Заметки лингвомана Says:

    […] Лично я из-за отсутствия таковых условий до сих пор не готов пересесть на велосипед, несмотря на наличие большого количества знакомых […]

  5. Итоги года: Великий Новгород | Блог о языках и городах Says:

    […] автомобилю, автобусу или хождению пешком), до сих пор не покупаю велосипед именно из-за перечисленных выше неудобств езды на нём […]

  6. Итоги года для меня | Блог о языках и городах Says:

    […] остановке у ПАТП-1, а я написал подробную статью о том, почему я не покупаю велосипед в Великом Новгороде, хотя много лет очень хочу это […]

  7. Ответ чиновника: Бордюры на Завокзальной | Блог о языках и городах Says:

    […] улице, которые весьма затрудняют перемещение велосипедистов, людей с детскими колясками и сумками на колёсиках, […]

  8. Требуйте велодорожки! (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] и при нынешних условиях езды на велосипеде по городу и не предвидится, но именно поэтому я обеими руками за […]

  9. Один московский новостроечный микрорайон: плюсы и минусы | Блог о языках и городах Says:

    […] города. Таким образом, у жителей есть пресловутый «комфорт первого километра», стимулирующий их не стоять в пробках. […]

  10. Вторая прогулка по Западному району | Блог о языках и городах Says:

    […] на понижениях бордюра на Завокзальной, из-за которых я вынужден не покупать себе велосипед, составляет 10 см, я […]

  11. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] Пешеходная, велосипедная и прочая городская инфраструктура: Железнодорожный переход на Боткина ● Железнодорожный переход на Боткина (продолжение) ● Перекрёсток Псковской и Батецкой ●Переход с островком безопасности в Перми (и где такие можно было бы сделать в Великом Новгороде)● Переход у «круглого гаража», или Как отнять у людей остановку ● Почему я не покупаю велосипед? […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: