1500 рублей за проездной

Не прошло и года с предыдущего повышения цен на проездной и разовые билета для проезда в новгородском общественном транспорте, как грядёт новое повышение. Как сообщает Новгород.ру, с 1 декабря месячный проездной будет стоить 1500 рублей вместо нынешних 1100. Общий проездной будет стоить 1500 рублей вместо нынешних 1100 («половинка» — 800 рублей), проездной для школьников — 800 рублей (сейчас 500 рублей), для студентов — 900 рублей (сейчас — 700 рублей), для пенсионеров — 900 рублей («половинка» — 500 рублей) .

В последний раз проездные дорожали в марте этого (!) года, то есть за год цены выросли почти в 2 раза. Тогда цену с 850 подняли до 1100 рублей (то есть почти на 30%). Тогда же подорожал и разовый проезд в общественном транспорте: на 25% с 16 до 20 рублей.

Мне в связи с этим интересны две вещи: чем обосновано такое резкое повышение цен на проездной и что мы как пассажиры получим взамен в плане улучшения качества транспортного обслуживания, когда станем платить за проездной без малого в полтора раза больше.

В марте, когда подорожание стоимости проезда коснулось не только Великого, но и Нижнего Новгорода, нижегородские городские активисты из движения «Горький город» написали «Гневный пост», который начинался так:

С 1 марта постановлением Администрации Нижнего Новгорода (http://admgor.nnov.ru/upload/getODA/document9917.html) стоимость проезда в электротранспорте (трамвай, троллейбус, метро) повышается до 20 рублей. Кратно возрастет и стоимость проездных билетов для всех категорий граждан, кроме пенсионеров. А теперь внимание, вопрос:

А качество услуг когда повысится?

Самый последний троечник в школе и то должен понимать, что если услуга и так не пользуется спросом, повышение ее стоимости прибыль не то что не повысит, но и с гораздо большей вероятностью понизит.

Тогда же, в марте, после повышения стоимости проезда с 16 до 20 рублей, я написал статью «20 рублей за проезд в автобусе?», где попытался рассуждать, к чему может привести такое резкое повышение стоимости проезда. Сейчас речь пока идёт только о повторном повышении стоимости проездного (ох, только ли о нём?..), поэтому попробую порассуждать ещё раз.

Если речь идёт о стоимости проездного, то его стоимость никак не должна превышать стоимости 40 разовых поездок на городском общественном транспорте. Нужно объяснять, почему? Среднестатистический житель города, постоянно пользующийся общественным транспортом, совершает на нём две поездки в день (на работу и обратно), при хорошем раскладе — без пересадок. В выходные у него есть выбор: съездить куда-то (на рынок, в магазин и т.п.) или же остаться дома/пройтись в пешей доступности от дома, т.е. в выходные поездки по городу не обязательны. В рабочей неделе 5 дней, в месяце 4 недели, итого в 20 дней по 2 обязательные поездки на общественном транспорте = 40 поездок. При каком условии человек будет покупать проездной? Только при условии, если стоимость проездного дешевле суммарной стоимости поездок, которые он совершает за месяц. Минимальная стоимость обязательных для среднего новгородца поездок составляет 20 рублей за поездку Х 40 поездок = 800 рублей. Ну хорошо, прибавим ещё по поездке туда-обратно в один из выходных (субботу или воскресенье, для работающих шесть дней в неделю это будет ещё одна рабочая поездка), 2 поездки в 4 дня в месяц = 8 поездок. Итого 20 рублей за поездку Х 48 поездок = 960 рублей. Всё равно стоимость проездного на сотню с лишним больше. То есть, платя каждый раз отдельно кондуктору по 20 рублей, мы экономим не менее 140 (!) рублей в месяц.

В каком случае стоит покупать месячный проездной за 1100 рублей? Только если а) вы постоянно ездите с пересадками (которые у нас, в отличие от Запада и от Москвы, всё ещё платные) или совершаете по каким-то иным делам более двух поездок на общественном транспорте в день или же вы б) студент или пенсионер, т.е. льготник и для вас сумма месячного проездного не превышает суммарной стоимости поездок, которые вы совершается за месяц. А во всех остальных случаях удобнее каждый раз платить отдельно. А в каких-то случаях поехать в маршрутке, оставив муниципального перевозчика в минусе (т.е. отдав свои деньги за проезд не ему). А в каких-то случаях вообще пойти пешком. Или плюнуть на всё и начать ездить на автомобиле, если он есть. Впрочем, при ежедневной поездке по городу на автомобиле общая стоимость затрачиваемого бензина всё равно будет больше стоимости проездного; при расходе на поездки по городу около 3 литров/день и стоимости бензина около 30 рублей/литр получится 3 литра/день х 30 руб/литр х 20 дней = 1800 рублей в месяц. Но эти расходы субъективно не ощущаются водителем, так как он вспоминает о них только один-два раза в месяц на заправке; непосредственно садясь в автомобиль, он не платит ничего (парковки во дворах и общественных местах у нас бесплатные). Да и потом, 1500 рублей или 1800 — велика ли разница? Вот 1100 или 1800 — уже было бы над чем задуматься. А так — в машине тепло, комфортно, любимая музычка в магнитоле… Да, приходится постоянно напрягаться, концентрироваться и нервничать при вождении во всё более интенсивном городском автомобильном потоке, вместо того чтобы расслабленно смотреть в окно автобуса, слушая плеер, читая книгу или просто думая о своём. Но если общественный транспорт не представляет альтернативы ни по комфорту, ни по скорости, ни по цене, выбрать автомобиль — естественное решение для обывателя. И тогда два раза в день (а то и чаще) возникает вот это:

Источник: novgorod.ru

Источник: 53news.ru

В итоге страдают абсолютно все — и автомобилисты, и пассажиры общественного транспорта, да и пешеходам становится куда труднее пересекать дорогу в большом потоке машин.

И тут мы вдруг приходим к интересному выводу: выгодный по цене месячный проездной — очень веский аргумент в пользу постоянно пользования общественным транспортом (а значит, и выравнивания баланса между личным и общественным транспортом в городе). Покойный ныне Антон Буслов написал на эту тему статью «Принципиальные соображения по системе оплаты проезда и сбора выручки на транспорте», в которой профессионально, подробно и доходчиво указывает на преимущества выгодного (т.е. более дешёвого по сравнению с суммарной разовой стоимостью поездок человека за месяц) проездного. (Подчёркивание в цитатах моё).

Следующий важнейший инструмент [регулирования транспортного баланса в городе] - это дисконтные программы в рамках долгосрочных проездных билетов. Покупка долгосрочного проездного (например на неделю или месяц) стимулирует подвижность. При оплате "по поездке" человек психологически старается экономить. Оплатив проездной он отнюдь не начинает кататься на транспорте без дела - он повышает свою потребительскую активность с одной стороны, и резко повышает пересадочность с другой стороны. Кроме того, долгосрочные проездные повышают лояльность пассажира к общественному транспорту как услуге. Принципиально важно и то, что долгосрочные проездные являются лучшим средством борьбы с безбилетным проездом при системе контроля оплаты контролерами. Если человек оплачивает разовую поездку, то он каждый раз в салоне принимает решение о том поступить честно, или сэкономить. Если же он купил поездной - то он уже честно оплатил свои поездки оптом, и за ним не требуется устанавливать дополнительный контроль.

Лояльность пассажиров к общественному транспорту - это очень важно, когда мы ведем речь о регулировании доли использования индивидуального автотранспорта. Задача любой мэрии состоит в том, чтобы дешевле всего было передвигаться на общественном транспорте, а дороже всего - на индивидуальном. Такая форма соответствует фактическим издержкам городской экономики, которые требуются для обслуживания транспортного комплекса в целом. При этом нам нужно системное снижение уровня пользования индивидуальным транспортом, максимально прогнозируемое, чтобы мы могли прогнозировать пропускную способность планируемой транспортной инфраструктуры. Если человек будет совершать выбор на чем ехать, оценивая разовую поездку, то вероятность выбрать личный автомобиль будет выше. Если же у него будет проездной, то он вероятнее выберет общественный транспорт.

В результате из-за соображений повышения подвижности, пересадочности, гибкости планирования транспортной системы, и стимулирования лояльности к ней пассажиров, для мэрии максимально выгодно "зажимать" все формы оплаты разовых поездок и стимулировать, создавать льготные условия, для всех форм долгосрочных проездных билетов. И это все при безусловном подходе к продаже услуг всей транспортной системы, а не отдельной перевозки в конкретной единице подвижного состава.

В Великом Новгороде всё происходит с точностью до наоборот: стоимость проездного выше средней суммарной разовой стоимости месячных поездок, поэтому большинству горожан проездной покупать невыгодно. Более того, психологически пассажиры стараются сэкономить ещё больше и, например, стараются не платить в автобусе, если контролёр прошёл мимо них и думать: «ура-ура, я 20 рублей сэкономил!» В итоге перевозчик недополучает часть выручки. А более дешёвый проездной…даёт бóльшую выручку! Да-да. Вдумайтесь: ниже цена — больше спрос — больше купленных проездных — больше выручка. В городах с «внесистемными» мэрами, способными, подобно хорошему шахматисту, мыслить не на один, а на несколько ходов вперёд, такие вещи понимают. После того, как в результате очередных выборов в Петрозаводске к власти пришла новый мэр Галина Ширшина, она сразу же снизила цену поездки в городском троллейбусе более чем в 1,5 раза – с 17 до 10 рублей. В результате только за первую неделю после этого наполненность троллейбусов увеличилась на 40%, а доходы муниципального перевозчика выросли на 12%.

А что же получим мы, жители Великого Новгорода, взамен за то, что будем (или не будем) отдавать больше денег за месячный проездной билет?

Новые современные низкопольные экологичные автобусы, которые будут находиться в собственности города, а не на унизительных условиях аренды?..

Фото с 1akp.com

Современные низкопольные троллейбусы и современные автоматические стрелки троллейбусной контактной сети, которые троллейбус способен проезжать не снижая скорости?

Источник: transport-games.ru

Современную бескондукторную автоматизированную систему оплаты проезда с валидаторами в салоне?

IMG_0004

Современные просторные остановочные павильоны с длинными удобными скамейками, защитой пешеходов от ветра, дождя и снега, внятными названиями


…навигацией…

…и информационными табло со временем до прибытия автобусов и троллейбусов на каждой остановке города?..


Время покажет…

В заключение расскажу одну интересную историю. В начале 2000-х в Нижнем Новгороде появились новые троллейбусы с надписью на борту: «Этот троллейбус приобретён на средства, полученные от повышения платы за проезд в городском общественном транспорте». Может быть, когда-нибудь и в нашем городе появятся автобусы, троллейбусы, остановки и т.п. с такими надписями?..

Реклама

комментария 3 to “1500 рублей за проездной”

  1. Ответ чиновника: Стоимость месячного проездного в Великом Новгороде | Блог о языках и городах Says:

    […] бы, история с повышением стоимости месячного проездного с… закончилась, после всенародного возмущения и […]

  2. Итоги года для меня | Блог о языках и городах Says:

    […] скачкообразный рост стоимости месячного проездного (раз, два), поздравил друзей из движения «Новый город» с […]

  3. В Пскове появились новые пешеходные улицы и велодорожки (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] проездной в Пскове выгодно, а в Новгороде нет (выкладки здесь). Новгород пока так и не решается делать пешеходные […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: