Петербургский трамвай №3

Вы всё ещё считаете, что трамвай — это неудобная холодная дребезжащая коробка на колёсах, которой место на свалке истории, а рельсам — в металлоломе?.. Значит, вы ещё не ездили на петербургском трамвайном маршруте №3!

Давным-давно, когда деревья были большими, трамвайный маршрут №3 ходил с площади Репина аж по всей Садовой и затем через Неву до Финляндского вокзала (сейчас по этому маршруту ходит маршрутка к212). Затем в 2000-х для петербургского трамвая начались тяжёлые времена, трамвайные маршруты в центре города закрывали там, где они мешали всё более растущему потоку личных автомобилей. Во многих местах при этом снимали и рельсы (например, на Лиговском проспекте у Московского вокзала), в некоторых местах их оставляли как служебные, чтобы трамваи могли попасть в трамвайный парк и из него (как на Садовой и Литейном).

Наступило новое десятилетие. В Петербурге сменился губернатор, «трамвайные погромы» прекратились, но их результаты продолжили ощущаться — трамвайная сеть в городе поубавилась, да и подвижной состав петербургских трамваев в большинстве своём представляет собой старые вагоны производства ныне обанкротившегося Петербургского трамвайно-механического завода, дико громыхающие из-за неудовлетворительного состояния колёс и путей. И вот — о чудо! — год или два назад восстановили кусок старого трамвайного маршрута №3 на Садовой, причём оборудовав его самым современным многосекционным подвижным составом.

Сейчас трамвай №3 идёт по Садовой улице от Сенной площади до площади Репина.

3-marshrut
Маршрут обслуживается современными низкопольными многосекционными двухсторонними вагонами марок КТМ-31 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода и БКМ-84300М производства белорусского трамвайно-троллейбусного завода «Белкоммунмаш». Внешне они весьма похожи друг на друга; отличить их можно по тому, что у белорусского трамвая двери более современные стеклянные распашные, а фальшборты прикрыты колёсами.

Современные двухкабинные трамваи имеют то преимущество, что они не требуют разворотного кольца. Доезжая до конечной остановки, трамвай просто переезжает по стрелке на соседний путь, машинист переходит в кабину на другом конце вагона, и трамвай едет в обратный путь.

IMG_0201
У трамвая здесь сильные конкуренты — маршрутки. Но и им трамвай не даёт покоя: с его появлением маршрутчики были вынуждены сбавить цену на проезд на участке от Сенной до Репина с 36 рублей до 20. На маршрутках к7, которые полностью дублируют маршрут трамвая №3,  повешены таблички «20 рублей — мы дешевле трамвая!» В трамвае, как и во всём петербургском наземном муниципальном транспорте, проезд стоит 25 рублей.

IMG_0203

Вот так качественный муниципальный транспорт создаёт конкуренцию и заставляет маршрутчиков «шевелиться». Напоминает историю с Петрозаводском, где новый мэр Галина Ширшина снизила плату за проезд в городских троллейбусах с 17 до 10 рублей, после чего частные перевозчики также вынуждены были скинуть цену, чтобы не потерять пассажиров с 20 до 15 рублей.

На участке, где идёт трамвай, цену скидывают даже те маршрутчики, чьи маршруты идут через этот участок транзитом! Например, проезд на к212 от Финляндского вокзала до Сенной или Репина стоит 36 рублей (да-да, проезд на петербургских маршрутках самый дорогой в России!), но проезд на ней же от Сенной до Репина (или обратно) стоит те же 20 рублей. Иначе потенциальные пассажиры убегут на новенький трамвай.

IMG_0193
И действительно, салон в новеньких полунизкопольных автобусиках МАЗ-206 вполне ничего так.

IMG_0194
Но разве может он сравниться с салоном новенького трамвая БКМ?..

IMG_0209
IMG_0215
В этом трамвае, в отличие от старых петербургских, даже есть работающая печка, и в нём приятно проехаться даже в холодную погоду.

Такое ощущение, что нижеследующая фотка сделана где-нибудь в Праге или Братиславе. А между тем это Петербург.

IMG_0226
Трамвай, каким он должен быть. В ожидании новых пассажиров.

IMG_0218
Жаль только, что маршрут получился куцым и по сути выполняющим роль только подвоза к метро «Сенная площадь» (и двум смежным с ней станциям). По-хорошему, такой трамвай должен выполнять роль магистрального городского маршрута, наземной альтернативы метро. Например, ехать по всей Садовой через Троицкий мост мимо Петропавловской крепости и далее по улице Куйбышева и Сампсониевскому мосту до Финляндского вокзала. Правда, в этом случае возможны два варианта: а) на узкой Садовой автомобили будут забивать трамвайные пути и делать трамвай медленным и неэффективным и б) городские власти слезут с автомобильной иглы, проявят волю и физически обособят трамвайные пути по всей Садовой (например, поребриком), предоставив трамваю преимущество в движении перед личным транспортом и сделав его полноценным скоростным магистральным транспортом, способным провозить наибольшее (после метро) количество людей в единицу времени, в десятки раз больше, чем могут провезти по той же Садовой личные автомобили. Пример с обособлением трамвайных путей на такой же узкой центральной улице Перми показывает, что даже в российских условиях такое решение вполне возможно.  Пока же прекраснейший трамвай огромной вместительности приходится гонять пустым на пять остановок туда и обратно.

А вообще, по-хорошему, нужно закупить ещё таких современных двусторонних вагонов и оборудовать ими ещё хотя бы два-три магистральных трамвайных маршрута. Например, маршрут №55, пересекающий с запада на восток северную часть города и являющийся поперечной связкой между тремя (!) линиями метро. Впрочем, в этом вопросе петербуржцам виднее :) А у меня следующая цель — прокатиться на польских трамваях Pesa в Москве.

Реклама

комментариев 9 to “Петербургский трамвай №3”

  1. Артемий Лебедев и станция Тропарёво | Заметки лингвомана Says:

    […] очень болею за их маршруты наземного транспорта и радуюсь трамвайному маршруту с современным комфортным подвижным составом в […]

  2. Галина Ширшина: «Привыкла делать то, что считаю нужным» | Заметки лингвомана Says:

    […] аналогичная ситуация в Петербурге, когда с появлением шикарного современного 3 трамвая на Садовой маршрутчики вынуждены были скинуть цену за […]

  3. Современный трамвай на улицах Твери (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] как приехал прошлой осенью в Петербург покататься на современных многосекционных трамваях маршрута №3. Однако опытный образец, о котором идёт речь в статье […]

  4. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] №3 (Санкт-Петербург) и троллейбус №33 (Москва) ● Трамвай №3 (Санкт-Петербург) ● Трамвай №16 (Санкт-Петербург) ● Хороший автобус: […]

  5. Европейские трамваи в Москве и Петербурге | Блог о языках и городах Says:

    […] БКМ-843) укомплектован восстановленный пару лет назад трамвай №3. Сейчас в связи с ремонтом путей на улице Пограничника […]

  6. Транспортная доска почёта: Список российских городов с хорошими транспортными системами | Блог о языках и городах Says:

    […] идут на укомплектацию целых маршрутов (№3, №39, №52, №56, №100), на которых пассажир может быть […]

  7. Трамвай 71-931 «Витязь» в Санкт-Петербурге | Блог о языках и городах Says:

    […] против хода! В двухголовых КТМ-31 (как на питерских 3-м или 39-м маршруте) это понятно, но в одноголовом […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: