Из статьи Максима Каца «Как не дать мэрии повесить вам лапшу на уши в вопросах городского транспорта (знание — сила)».
Опишем в общем плане плюсы и минусы видов транспорта.
Маршрутка (вместимость до 16 пассажиров, перевозит до 480 человек в час, если ходит 1 раз в 2 минуты).
С маршруткой сложно: это на самом деле подвид автобуса, который обсуждается ниже. Но я выделил тут её в отдельный вид, так как у нас это коммерческий транспорт со своими обычаями сервиса и свойствами.
Плюсы
- Дешево стоят
- Могут ездить по узким улицам
- Часто бесплатны для городского бюджета
Минусы
- Стоят в пробке
- Ездят без расписания и чётких остановок, оплата водителю
- Сложно организовать льготный проезд
- Есть риск не попасть в транспорт на промежуточных остановках
- Часто не соблюдаются базовые требования безопасности
- Забивают остановки и улицы, неэффективно используют городское пространство, если используются на маршрутах, где ездит много людей
Автобус (вместимость 50-150 человек, перевозит до 4500 человек в час, если ходит 1 раз в 2 минуты).
Плюсы
- Ездит по расписанию
- Использует текущую автомобильную инфраструктуру, не требует дополнительного строительства
- Обычно комфортнее и безопаснее маршрутки
- Подходит для более загруженных маршрутов
Минусы
- Стоит в пробке
- Шумит и воняет (даже современные модели)
- Плохо масштабируется (не сцепишь в поезд)
- Двигатель внутреннего сгорания подвержен высоким ударным и вибрационным нагрузкам, как следствие недолговечен и дорог в обслуживании, содержит много расходников
Троллейбус (вместимость 50-150 человек, перевозит до 4500 человек в час):
Плюсы
- Комфортнее автобуса для пассажиров за счёт отсутствия вибрации и коробки передач в электродвигателе,
- Тише
- Быстрее разгоняется
- Дешевле автобуса в эксплуатации и долговечнее (электродвигатель проще устроен и сбалансирован, как следствие имеет больший ресурс)
- Не воняет
Минусы
- Стоит в пробках
- Плохо масштабируется (не сцепишь в поезд)
- Требует дополнительной инфраструктуры контактной сети.
- В случае плохого обслуживания или устаревания контактной сети может непредсказуемо останавливаться
Основные плюсы троллейбуса действуют на пассажиров и жителей окрестных районов, а основные минусы — на эксплуатирующую компанию. Поэтому компании и городские администрации со слабым общественным контролем для облегчения себе работы стараются заменять троллейбусы автобусами.
Трамвай (300 человек, перевозит до 9000 человек в час):
Плюсы
- Ещё более экономичен, экологичен и бесшумен, чем троллейбус
- Ещё более высокий уровень комфорта
- Не требует широкой полосы движения (двигается точно в габаритах)
- Легко масштабируется (можно делать длинные составы, вот, например, 54-метровый трамвай)
- Может двигаться в обе стороны, не требует места для разворота
- Постоянная линия психологически привлекательна для пассажиров и способствует развитию территории,
- Легко обеспечить минимальный зазор между вагоном и платформой, облегчив использование для людей с детскими колясками, инвалидов и других маломобильных групп
- Используется на более загруженных маршрутах
- Также отлично подходит для исторического центра города: вписывается в узкие улочки, не имеет выхлопов, хорошо сочетается с пешеходными зонами
Минусы
- Стоит в пробках (если рельсы полностью физически не отделены от дороги)
- Требует капитальной инфраструктуры (рельсы, контактная сеть, сложно организовать маршрут)
- В случае аварии затрудняет движение на линии (при хорошей организации этим можно пренебречь)
Скоростной трамвай (LRT до 400 человек, перевозит до 22,000 человек в час):
Плюсы
- Не стоит в пробках, может намного быстрее ездить
- Остальные плюсы те же, что и у обычного трамвая
Минусы
- Требует сложного строительства и организации (если речь не идёт о переоборудовании существующей уже выделенной линии)
- Необходимы сравнительно высокие инвестиции (если речь не идёт о переоборудовании существующей уже выделенной линии)
- Политически сложно вводить новые маршруты, так как нужно забирать полосы у автомобилистов
- В случае аварии затрудняет движение на линии (при хорошей организации этим можно пренебречь)
Метро
Плюсы
- Очень высокая средняя скорость
- Полная независимость от дорожного движения
- Очень высокая провозная способность (до 70 тысяч человек в час)
- Защита от погодных условий при ожидании
Минусы
- Очень дорогое строительство (в ~15 раз дороже строительства скоростного трамвая)
- Организация маршрута занимает несколько лет, а то и несколько десятков лет
- Пассажиры вынуждены проводить время под землёй
- Низкая привлекательность при коротких поездках (долго спускаться и подниматься, проще пешком дойти)
- Редкие остановки
- В случае аварии затрудняет движение на линии (при хорошей организации этим можно пренебречь)
Октябрь 24, 2014 в 23:50
А ты же знаешь про кнопку „more“ над окном редактирования в Вордпрессе? Она вставляет в текст комментарий, который потом вордпрессом обрабатывается по принципу „ката“ в ЖЖ. [Некоторых постов слишком много на главной, это не всегда очень удобно и не очень полезно в смысле индексации и так далее.]
Ноябрь 7, 2014 в 21:06
А почему сравнение с ЖЖ?