Хорошая Москва

Моим читателям наверняка уже приелся мой постоянный антистоличный дискурс. Мне совершенно не хочется быть одним из тех, кто видит в обсуждаемой проблеме только ту единственную сторону (положительную или отрицательную), которая ему выгодна для подтверждения своей априори заявленной позиции. Поэтому сегодня я попробую сломать собственные шаблоны и написать пост о хорошей Москве — по аналогии с записями Ильи Варламова о городах в формате «плохой-хороший».

В Москве я побывал в эти выходные по работе на одном крупном мероприятии нашей организации, гулять по городу особо много времени не было, но кое-что посмотреть проходя и проезжая мимо всё же удалось. Впервые Москва произвела на меня положительное впечатление — возможно, потому, что мы почти не ездили там на метро (нас везде возил заказной автобус) и избегали шумных и многолюдно-многомашинных бесчеловечно огромных главных городских магистралей, таких как Кремлёвское кольцо или Тверская. При выполнении этих двух условий центр Москвы вдруг превращается во вполне себе человечный город с интересной старинной застройкой, кое-где даже готовой посоперничать с Петербургом. Набережные Москва-реки в центре города — это вообще отдельная тема. К тому же команда Собянина и Ликсутова (глава московского Дептранса) уже не первый год проводят преобразования столичной городской среды в сторону более удобной для жизни. Понятно, что всех накопившихся за десятилетия проблем города сразу не решить, но город потихоньку меняется и уверенными шагами идёт в светлое урбанистическое будущее.

01. В центре Москвы бордюры в ноль на пешеходных переходах — правило, а не исключение. Непониженные бордюры тоже встречаются, но довольно редко.

IMG_0023

02. Правда, ложкой дёгтя оказывается положенная по каким-то антимеждународным ГОСТам тактильная плитка. Во всём мире вертикальные полоски на тактильной плитке означают «препятствия впереди нет, можно идти», диагональные — «впереди пешеходный переход под углом 90 градусов», а круглые пупырышки — «будьте внимательны, впереди прямо по курсу пешеходный переход». В Москве же тактильная плитка перед переходом приглашает слабовидящих: да иди через дорогу, ничего не будет.

IMG_0030

03. В московских подземных переходах стали делать правильные поручни, как в Минске. Правильные — это металлические (с легко очищаемой поверхностью), округлые (чтобы было удобно браться рукой) и начинающиеся горизонтально ДО подъёма/спуска (чтобы человек, которому трудно подниматься/спускаться, мог взяться за поручень ещё на подходе к ступенькам). Подробнее о том, какими должны быть поручни и почему, можно прочитать в статье Антона Буслова «Лестничные сходы и транспортная безопасность».

IMG_0038

IMG_0039

04. Новая напольная навигация в московском метро от Студии Артемия Лебедева. Когда всю жизнь привык в метро задирать голову и искать нужные указатели, как-то непривычно. Но вообще идея хорошая. Кстати, надпись «Выход» в новой навигации переведена как Way out, а не как Exit (в петербургском метро тоже Way out). Говорят, что это не ошибка, поскольку именно так пишут в лондонском метро, делая различие между exit «выход из здания на одном горизонтальном уровне» и Way out «выход на поверхность» (хотя обычно way out обозначает «выход из затруднительного положения»).

IMG_0078

06. В отличие от большинства других российских городов, в Москве трамвайные рельсы не имеют зазоров на стыках, а банально сварены друг с другом, как давно принято за рубежом. Благодаря этому трамвай не издаёт характерного постукивания, проезжая стыки между рельсами. Неясно, правда, как при сварке рельсов закладывается запас для температурной деформации (расширения в жару и сужения в холод).

IMG_0094
07. Вообще, трамвай в Москве — очень приятный вид транспорта. По крайней мере, там, где он идёт по тихим улочкам, где ему не мешают автомобили и где можно наблюдать в окно за жизнью города изнутри. Как известно, комфорт трамвая зависит не столько от возраста подвижного состава, сколько от состояния путей. В Москве трамвайные пути находятся в хорошем состоянии, трамваи ОЧЕНЬ быстро бегают, не гремят и не стучат. Пока коротал время до отправления нашего автобуса обратно в Новгород, несколько раз прокатился туда-обратно на 19-м трамвае между Каланчёвской и Новослободской через другую Москву — тихую, уютную, размеренную, патриархальную.

IMG_0092
08. Ещё одна неожиданная приятная новость: в московских трамваях периодически включают объявление о том, что в наземном общественном транспорте Москвы разрешён провоз велосипеда (не более одного на человека). В этом случае вход в транспорт осуществляется не через переднюю дверь с турникетом, а через среднюю дверь; при этом пассажир сам должен приложить свой билет к валидатору в середине салона. То же распространяется на пассажиров с детскими колясками. Правда, подвижной состав трамваев в основном высокопольный — КТМ-19 и Татра Т3.

IMG_0252
IMG_0093
09. Однако и с доступной средой трамваев дела потихоньку меняются к лучшему. Так, московский трамвайный маршрут №13, курсирующий между Каланчёвской и Метрогородком вдоль красной ветки метро, теперь обслуживается только низкопольными КТМ-23. (На фото КТМ-23 не 13-го маршрута, но уж какой попал в кадр).

IMG_0258
10. На трамвайных остановках (и не только на трамвайных) стоят электронные информационные табло, показывающие время до прибытия ближайшего рейса того или иного маршрута. Однако почему-то все табло, которые я видел, не работали, на экране была надпись«Информация обновляется», однако фактически информация на табло не обновлялась. По случаю выходного, что ли, отключили?

Доступность самой трамвайной остановки тоже сомнительна, так как она сильно приподнята над уровнем проезжей части (видимо, чтобы уровень остановки и уровень первой ступеньки пола трамвая совпадали для удобства маломобильных граждан), однако отсутствует пандус для пологого захода/заезда колёсиками туристической сумки или детской коляски.

IMG_0033

11. В этот раз я узнал Москву с совсем другой стороны. Увидел Москву старинную, тихую, красивую, живописную. Вот на этом фото, вы думаете, Питер? Ан нет, это Москва. Болотная набережная (рядом с одноимённой площадью).

IMG_0156
12. И это Москва.

IMG_0157

13. И это тоже Москва.

IMG_0152

14. Где-то в районе Китай-города вдоль одной из улиц повесили ретро-фотографии Москвы. Я аж растрогался от того, как же прекрасна была старая Москва и как москвичи любят свой город. Молодцы.

IMG_0113
15. И так вдоль всей улицы.


IMG_0118
16. Пресловутый новый московский велопрокат. О новом и прошлогоднем велопрокате подробно написано у Варламова. Велосипеды, которые использовались в московском велопрокате в прошлом году, теперь уехали в Питер.

IMG_0107
17. Кое-где стоянки велопроката вообще пустые, причём довольно поздно вечером. Неужели все велосипеды разобрали?.. Утром следующего дня на том же месте та же картина. Нет, наверное, просто стоянку ещё не успели оборудовать велосипедами.

IMG_0174
18. В Москве, как и в Питере (и не как в Великом Новгороде), из-за чрезвычайной узости многих тротуаров в центре города многие велосипедисты предпочитают ездить по проезжей части.  На перекрёстках велосипедисты дисциплинированно ждут сигнала светофора вместе с автомобилями.

IMG_0210

Разумеется, из-за огромных размеров города, неудобных тротуаров в центре и обилия неудобных для велосипеда подземных переходов велосипедистов в Москве и Петербурге в десятки раз меньше, чем в Новгороде, где летом на велосипеде не катается только ленивый.

19. В Москве наконец-то появились красные туристические автобусы, как во многих туристических городах мира. Такие уже несколько лет существуют в Петербурге. Суть такова: можно примерно за 500 рублей купить туристический билет и кататься по нему весь день на этих красных автобусах, курсирующих между главными достопримечательностями города. Заинтересовало какое-то место за окном — вышел, потом по тому же билету вошёл в следующий автобус. В автобусе пассажирам выдают наушники с возможностью выбора языка аудиоэкскурсии, транслируемой по мере продвижения автобуса мимо определённых исторических мест города. Надо будет как-нибудь на таком в Москве покататься (в Петербурге уже приходилось).

IMG_0158
20. По всему центру тротуары защищены антипарковочными столбиками. Конечно, их внешний вид оставляет желать лучшего (особенно по сравнению с европейскими фигурными столбиками), но свою основную функцию они выполняют исправно.

IMG_0178
21. Парад эвакуаторов, прозванных в народе «зелёными крокодилами». С момента появления платной парковки в центре Москвы с этим теперь в столице не забалуешь. Тебя эвакуируют, даже если ты Феррари. Правда, москвичи жалуются, что иногда эвакуаторы перегибают палку и эвакуируют не тех нарушителей, которые создают помехи движению, а тех, которые легче зацепить краном и поставить на эвакуатор. Наверное, такое действительно имеет место и что-то надо с этим решать, но не уверен, что это повод ничего не делать и пустить всё на самотёк, как было раньше.

IMG_0171
22. Ай-яй-яй, какое событие пропустил. Ну ничего, как-нибудь в другой раз.

IMG_0054
В целом, Москва в этот раз впервые произвела на меня положительное впечатление. Если в ней удаётся избегать метро и суперзагруженных людьми и машинами бесчеловечно широких магистралей и площадей, Москва становится такой, какой и была исторически — милой, тихой, уютной, интересной. Правда, проблема в том, что, живя в столице, избежать ни того, ни другого всё равно не удастся — именно поэтому даже нынешний мой визит в Москву не изменил моего решения никогда туда не переселяться :) Городских проблем в самом большом городе страны накопилось предсказуемо много, но, во-первых, именно из-за своих зашкаливающих размеров и перенаселённости Москва достигла точки кризиса городской среды раньше и очевиднее других городов, во-вторых, благодаря наличию у Москвы значительно бóльших (в сравнении с другими городами) финансовых и административных возможностей город, раз начав выправлять ситуацию с городской средой и транспортом к лучшему, делает это очень быстро и семимильными шагами движется к . Не удивлюсь, если, как ни парадоксально это может звучать, Москва станет первым в России городом, действительно удобным для жизни :)

Реклама

комментариев 7 to “Хорошая Москва”

  1. Антон Says:

    Большинство табло на остановках «обновляются» уже полгода как (даже больше). Хотя работающие тоже местами есть.
    Что касается велосипедов, то по российским ПДД ты обязан ездить по проезжей части, если нет велодорожек, а на пешеходную часть разрешается выезжать только в случае затруднений при движении по автомобильной и если не мешаешь пешеходам (а им мешаешь по определению). Забавно, что в Беларуси ровно наоборот; по крайней мере, было пять лет назад. Пару месяцев назад, правда, появилось какое-то обновление ПДД, которое чуть больше легализовало езду по тротуарам, но всё равно проезжая часть по-прежнему является основным местом езды велосипедистов (по правилам).

    • Massimo Says:

      Сейчас в российские ПДД приняли изменения, легализовавшие езду велосипедистов по тротуарам. У нас в Новгороде, впрочем, и так почти все велосипедисты (а их у нас очень много) по тротуарам ездят, благо они на главных улицах города достаточно широкие и в большинстве своём сравнительно малолюдные.

  2. Итоги года для меня | Блог о языках и городах Says:

    […] августе съездил на два дня в Москву, которая впервые открылась мне с хорошей стороны. В том же месяце продолжил изучать Великий Новгород и […]

  3. Фарерские острова (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] климат, неяркое солнце. Когда я попадаю летом в Москву, Тверь или какое-то другое место в Центральной […]

  4. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] ● Кривой Рог ● Лаппеенранта ● Минск ● Москва ● Пермь ● Приозерск ● Ржев ●Сосновый Бор […]

  5. «Дети — жертвы пороков взрослых» | Блог о языках и городах Says:

    […] Район Болотной площади сам по себе является исключительно приятным и живописным местом, этаким кусочком Петербурга, внезапно перенесённым в самое сердце Москвы. Площадь расположена в стороне от ужасных московских многополосных магистралей, толп как на Красной площади или Арбате здесь тоже нет, гулять здесь пешком хорошо и приятно. Наряду с парком Царицыно это едва ли не единственное место в Москве, где мне действительно понравилось находиться. О районе Болотной площади я писал ещё в прошлом году в статье «Хорошая Москва». […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: