Коломна: плюсы и минусы

[Музыка: I Pooh — Che favola sei]

Наконец дошли руки написать про Коломну, в которую я заехал по дороге обратно из Перми в июне. Хотел попасть в Коломну аж с 2010 года, когда случайно услышал в поезде разговор о красотах этого города. В итоге попал туда только в этом году. Сразу скажу, что из цепочки посещённых друг за другом городов — Перми, Ижевска и Коломны — последняя мне безусловно понравилась больше всего. Это один из тех немногих городов, который во всём имеет своё лицо. Теперь обо всём подробно.

Плюсы.

+ 01. Коломна — удивительно красивый город, один из самых красивых, что я видел. Исторический центр состоит из очень милых низеньких малоэтажных разноцветных домиков. При этом весь город удивительно чистый и ухоженный, прямо как Минск, и при этом сохранивший дух старины и патриархальную уютность. Просто какая-то сказка.

IMG_0796

IMG_0825

Улицам здесь не возвращали исторические названия, и главная улица города до сих пор носит название Октябрьской Революции. Но зато её историческое название дано в скобках. Считаю, это очень хорошо и правильно. Так же делают в Твери.

IMG_0807

Вот эта улица.

IMG_0808

Здесь даже коммерческие вывески стилизуют под старину.

IMG_0814

IMG_0811

+ 02. Посмотрите на эти прекрасные фигурные столбики, защищающие тротуар от заезда автомобилей. По форме они напоминают шахматные пешки.

IMG_0797

Для сравнения: в Москве при реконструкции пешеходных зон устанавливают вот такие неуклюже-громоздкие гранитные столбики. Смотрятся богато, но очень отяжеляют вид. Коломенские столбики безусловно лучше.

IMG_0798

+ 03. Коломенское ноу-хау: понижение тротуара на пешеходных переходах здесь делают, укладывая бордюрный камень плашмя. Вообще-то, небольшой барьерчик таки получается, но для велосипеда, детской коляски или сумки с колёсиками преодолимый. В любом случае зачёт за находчивость.

IMG_0804

Впрочем, Коломна не была бы российским городом, если бы здесь иногда не забывали сделать какой-либо сход с тротуара вообще. ¡No pasarán!..

IMG_0807 (2)

+ 04. Коломна — один из лучших трамвайных городов в стране. Трамвай здесь — неотъемлемая часть лица города, органично вписывающаяся в общую здешнюю атмосферу уютности и старинности. Именно трамвай развозит пассажиров от платформы Коломна в центр (в Коломне электричка останавливается в двух местах — на маленькой платформе Коломна рядом с центром и на большом вокзале Голутвин ближе к окраине города в сторону от Москвы). Ещё одна конечная трамвайной линии находится через дорогу от Кремля. Кроме того, трамвай идёт вдоль значительной части главной улицы города — улицы Октябрьской Революции, до главного вокзала Голутвин на нём тоже можно доехать. В городе при этом много автобусов и маршруток (причём муниципальных!), но, раз проехавшись в коломенском трамвае, уже не хочешь пользоваться никаким другим видом транспорта.

IMG_0776

Подвижной состав трамваев здесь в основном старенький (КТМ-5, КТМ-8, ЛМ-99К), иногда встречаются и более новые модели, например, КТМ-19. Многие коломенские трамваи покрашены в приятный зелёный цвет.

IMG_0775

Однако состояние трамвайных путей здесь хорошее, поэтому поездка на трамвае всегда приятна и комфорта. Никакого грохота, скрежета и вибрации при движении, трамвай слышно только когда он стучит колёсами по стыкам рельсов.

IMG_0780

Трамвайные линии в Коломне практически везде проходит по краю улицы и обособлена от проезжей части. В результате движущиеся по улице автомобили не создают помех и неудобств ни самому трамваю, ни садящимся в него или выходящим из него пассажирам, в отличие от многих других российских городов. Иногда трамвайная линия идёт вообще вне автомобильной дороги по собственной траектории через живописный частный сектор (такая особенность трамвайных маршрутов есть ещё, например, в Нижнем Новгороде).

Трамвайные остановки очень ухоженные, как и сам город.

IMG_0781

В Коломне я увидел то, о чём очень любят говорить урбанисты и чего не приходилось встречать ни в одном другом городе, даже в урбанистически продвинутой Перми. А именно — схему трамвайных маршрутов на остановках, которая позволяет пассажиру самостоятельно определить, на каком маршруте он может доехать до точки назначения, не спрашивая других пассажиров :) Правда, для пущей наглядности хорошо бы было наложить схему на карту города. Но в других городах и таких схем нет. Рядом висит очень крупная таблица с интервалами движения трамваев.

IMG_0777

+ 05. Самый очевидный вариант добраться до Коломны из Москвы — электричка с Казанского вокзала (два часа езды). Но для тех, кто, как я, не любит ездить в электричках, есть и альтернатива — автобус №460 с автостанции у метро «Выхино». Правда, электричка едет из центре города, а с/на автобуса ещё надо выезжать через весь город на метро, но зато автобус по дороге не будет останавливаться у каждого столба и там можно сидеть более-менее приватно, не разглядывая лицом к лицу незнакомых дяденек и тётенек, едущих к себе в посёлки или на дачи. Автобус №460 ходит часто, за полчаса ходьбы по улице Октябрьской Революции навстречу мне проехали целых несколько таких автобусов. Прибывает 460-й на автостанцию Голутвин рядом с одноимённым железнодорожным вокзалом.

IMG_0801

+ 06. В Коломне крепостная стена Кремля сохранилась не целиком, но именно это дало возможность образовать на территории бывшего Кремля целый заповедник старины. Коломна — один из немногих российских городов, отличных от Санкт-Петербурга, где в центре города хочется фотографировать абсолютно каждый дом.

IMG_0886

IMG_0854

IMG_0876

В коломенском Кремле нашлась брусчатка — близнец той, которую положили в новгородском Кремле к 1150-летию Великого Новгорода в 2009 году.

IMG_0861

Есть здесь вот такие составные домики: первый этаж кирпичный, второй — деревянный.

IMG_0836

Прекрасные картины, прекрасные лавочки — всё прекрасно.

IMG_0879

IMG_0878

На въезде на парковку у Кремля жителей и гостей города встречает такой вот будочник.

IMG_0884

В Коломне я, по-моему, впервые увидел коричневые дорожные указатели на туристические объекты. Говорят, коричневый цвет принят для туристических указателей во многих странах Европы, чтобы выделяться на фоне обычных синих дорожных указателей и служить более чётким ориентиром для туристов.

IMG_0891

+ 07. Жители Коломны всячески поддерживают в своём городе дух старины. В центре города можно встретить вывески дореволюционной орфографией, причём написанные правильно.

IMG_0824

Кое-где пишут целые тексты в дореволюционной орфографии. Видно, что люди старались и выверяли написание, но отдельные ошибки всё же встречаются. Например, правильно не * въ Коломне, а въ Коломнѣ, предложный падеж всегда с ятем (ср. укр. у Коломні). В слове свѣжесть второй ять не нужен, там просто е, т.к. -есть — это вариант суффикса -ость после шипящих, а о чередуется только с е, но не с ятем (ср. укр. свіжості, им.п. свіжість — это чередование о/і, а не переход ѣ → і).

IMG_0841

Теперь минусы. Минусы в Коломне найти очень трудно. Разве что общероссийские дорожные проблемы и здесь имеют место.

— 01. На главной улице Коломны с оживлённейшим движением при движении к центру городу светофоров становится всё МЕНЬШЕ, а пешеходные переходы через главную улицу на многих перекрёстках становятся нерегулируемыми. Так быть не должно. Чем ближе к центру и чем меньше становятся размеры кварталов, тем больше должно быть регулируемых переходов, так как пешеходов здесь становится больше и переходить дорогу им нужно чаще. Наличие постоянных светофоров (в идеале — через каждые 150 метров, по отечественным нормативам — через каждые 300 метров) также снижает аварийность и среди самих водителей, так как не даёт им возможности слишком разогнаться. Здесь же на длинных бессветофорных участках водители чисто психологически разгоняются и тем более не тормозят на высокой скорости перед нерегулируемыми зебрами, видя желающих перейти дорогу пешеходов. Нерегулируемых пешеходных переходов через оживлённые дороги, имеющие четыре или более полос, быть не должно. По крайней мере, без срединного островка безопасности, позволяющего пешеходам переходить дорогу в два этапа и, перейдя один поток, безопасно переждать автомобили, движущиеся в противоположном направлении.

IMG_0814

— 02. Апофеозом абсурдной боязни помешать автомобилям является светофорный (!) перекрёсток напротив Кремля, через который не предусмотрен наземный пешеходный переход — вместо него воткнут подземный. В результате многочисленные туристы вынуждены тратить дополнительное время и усилия на спуск и подъём, в то время как могли бы перейти дорогу на 50 метров дальше по светофору (!). Это уже не говоря о том, что примерно трети жителей города вообще физически трудно воспользоваться подземным переходом, спуститься и подняться по ступенькам. Вопреки стереотипам, это не только инвалиды-колясочники и пожилые люди (хотя с каких пор мы стали пренебрегать нашими бабушками и дедушками), но и КАЖДЫЙ ИЗ НАС в определённые моменты, когда, кроме собственных ног, у вас при себе детская коляска, велосипед, сумка на колёсиках или просто тяжёлые сумки.

IMG_0826

Хотя, в отличие от большинства подземных переходов страны, в коломенском переходе хотя бы есть понятная навигация.

IMG_0827

Однако есть у подземного перехода и ещё один минус, о котором почему-то обычно не вспоминают даже урбанисты — социальная небезопасность. Подземный переход как тёмное место, скрытое от глаз идущих по улице, традиционно становится приютом всевозможных асоциальных элементов. Об этом вспоминаешь, когда видишь такое объявление:

IMG_0828

— 03. Коломна не была бы Россией, если бы хотя бы один тротуар в её центре не упирался если не в выезд с прилегающей территории, как в Великом Новгороде или Ижевске, то хотя бы в газон.

IMG_0839

— 04. Иногда многочисленные дорожные знаки, да ещё и размещённые на ярко-жёлтом фоне, становятся визуальным мусором, неуместно лезущим в кадр красивого здания.

IMG_0835

— 05. Проезд в общественном транспорте в Коломне стоит аж 26 рублей!.. Чувствуется близость Москвы.

— 06. Есть подозрение, что бóльшая часть работы для местных жителей находится в Москве и необходимость ежедневного двухчасового коммьютерства убивает все плюсы от проживания в маленьком тихом уютном красивом городке. Надеюсь, что я ошибаюсь.

В целом Коломна — замечательный город. Один из лучших, что я видел за свою жизнь. Город, в который действительно хочется возвращаться снова и снова и в котором становится очень жаль, если у тебя в городе всего один день и вечером нужно уже уезжать. В общем, всем рекомендую.

Реклама

комментария 3 to “Коломна: плюсы и минусы”

  1. Сравнение трамвайных городов | Заметки лингвомана Says:

    […] в двух самых трамвайно продвинутых городах страны — Коломне и Ижевске, в которых трамвайные пути обособлены от […]

  2. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] Луки ● Вологда ● Выборг ● Вышний Волочёк ● Ижевск ● Коломна ●Кончанское-Суворовское ● Кривой Рог ● Лаппеенранта […]

  3. Билетное меню общественного транспорта Вологды и размышления о стоимости проезда в ОТ на Северо-Западе | Блог о языках и городах Says:

    […] разового проезда (25 рублей, как в подмосковной Коломне в прошлом году!) и нельготного месячного проездного […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: