Ижевск: плюсы и минусы

Как и обещал, пишу в рубрику «Плюсы-минусы» про Ижевск, через который возвращался из Перми (от Перми до Ижевска 5,5 часов езды на автобусе). Незадолго до поездки в Пермь прочитал восторженный отчёт об Ижевске и его трамваях от тверского урбаноактивиста Александра Егорова и решил по дороге обратно заехать туда.

Сразу скажу: за достопримечательностями в Ижевск ехать не стоит, а вот если вас интересует городской транспорт — тогда да.

Итак, плюсы. Основных плюсов в Ижевске четыре: вокзал, набережная, трамваи и автобусы.

+ 01. Как я уже писал в посте про Минск, театр начинается с вешалки, баня — с раздевалки, а город — с вокзала. В Ижевске железнодорожный вокзал (как мне сказали, недавно построенный, а располагающееся рядом старое здание вокзала было реконструировано под пригородный вокзал) — просто чудо; думаю, один из лучших в стране. Настоящий дворец, а не вокзал (к слову, по-польски «вокзал» будет dworzec).

IMG_0615

Привокзальный сквер тоже удивительно ухоженный, чистый и уютный, просто не хотелось оттуда уходить. Но пришлось, ибо надо было ещё посмотреть сам город :) Железнодорожный вокзал находится на южной окраине города и довольно далеко от центра, однако с центром есть очень удобное трамвайное сообщение.

IMG_0610

+ 02. Ижевск — один из немногих российских городов, где трамвай можно считать настоящим магистральным видом транспорта, каким он и должен быть.

Трамваи в Ижевске — классические старые Татра Т3, но мы-то знаем, что на скорость и комфорт движения трамвая влияет не возраст подвижного состава, а состояние трамвайных путей. Так вот: состояние трамвайных путей в Ижевске весьма хорошее, и поэтому трамвай за исключением единичных участков там не гремит, не трясётся и не вибрирует, как в Перми, Петербурге, Твери, Омске и многих других российских трамвайных городах. Трамвай в Ижевске вообще один в один как в Нижнем Новгороде: такие же классические Татры (Нижний, правда, теперь активно переходит на новые вагоны 71-405/407 екатеринбургского производства) и такое же знакомое до боли стучание колёс на стыках рельсов: ту-тук — ту-тук, ту-тук — ту-тук… Но поездка на ижевском трамвае по российским меркам реально комфортна, хотя трамвай мог бы быть и побыстрее; подозреваю, что в скорости он и здесь таки проигрывает автобусу.

IMG_0631

+ 03. Трамваев здесь реально много и ходят они с минимальными интервалами. Пожалуй, ни в одном городе я ещё не видел так много трамваев, как в Ижевске.

IMG_0690

+ 04. Трамвайные пути практически везде пролегают по середине проезжей части, но при этом практически везде физически от неё обособлены, что исключает возможности создания помех трамваю со стороны автомобилей, заезжающих на трамвайные пути, как это постоянно бывает во многих российских трамвайных городах, в том числе Москве и Петербурге. Вход в трамвай и выход из него осуществляется с островных площадочных площадок в середине улицы; лишь в паре мест пассажиры вынуждены входить в трамвай и выходить из него через проезжую часть (в Твери и Петербурге, например, пассажиры вынуждены это делать повсеместно) Запомните: в нормальном городе трамвайные пути, пролегающие по середине проезжей части многополосной оживлённой дороги, должны быть только обособлены, и вход в трамвай должен осуществляться только с островной посадочной площадки у рельсов, а не прямо с проезжей части. Автомобили не должны иметь никакой возможности мешать трамваю и его пассажирам; только в этом случае трамвай становится полноценным магистральным видом городского транспорта.

IMG_0694

+ 05. В отличие от соседней Перми, в Ижевске трамвайные пути в хорошем состоянии. Злые языки говорят, что это обусловлено в том числе и тем, что в Ижевске никогда не ступало колесо классического советского трамвая КТМ-5, прозванного среди трамвайщиков «убийцей путей».

IMG_0626

+ 06. В ижевских трамваях вместо билета кондуктор почему-то выдаёт чек.

IMG_0620

+ 07. Городские автобусы все представляют собой новые низкопольные МАЗы и НефАЗы, все имеют униформированную ярко-жёлтую окраску, приятны и снаружи и внутри. Автобусов много и ходят они часто.

IMG_0663

Вообще, мне в этом году как-то удивительно везёт посещать города, не павшие жертвой маршруточных революций, где автобусы до сих пор остаются абсолютно доминирующим видом шинного городского общественного транспорта. Маршрутки в Ижевске при этом есть (причём все не ГАЗели, а более комфортные микроавтобусы Форд), но их удельный вес в городе мал и они явно выполняют только вспомогательную функцию по отношению к автобусам и троллейбусам, как и должно быть.

+ 08. Одна из ценнейших рекреационных зон в любом городе — набережная. В Ижевске сделали шикарнейшую набережную, на которой всегда полно людей, в том числе родителей с маленькими детьми. Вдоль набережной проходит велодорожка; говорят, город планирует проложить веломаршрут аж на 40 км.

IMG_0707

IMG_0709

IMG_0711

Единственный, но жирный минус набережной — то, что от города её отделяет целый каскад высоченных лестниц. И это только до ближайшей улицы, с которой можно уехать на троллейбусе, а от неё в центр города снова надо подниматься по бесконечным лестницам-лестницам-лестницам. Даже меня, молодого и здорового, хватило на подъём только до той самой троллейбусной улицы, после чего у меня уже и язык вывалился, и в ушах стучало, и вообще :( Такого огромного количества лестниц я не видел ещё нигде. При этом лестницы дублируются пологими обходами, но по ним субъективно было идти ещё тяжелее. Как по ним поднимаются мамы с колясками — ума не приложу; не все же приезжают на набережную на машинах. Но, судя по всему, город стоит на холме, поэтому этого, увы, не избежать.

IMG_0713

IMG_0721

+ 09. В центре города «зебры» на пешеходных переходах всюду двухцветные.

IMG_0654

Правда, без типичных российских курьёзов и здесь не обходится.

IMG_0653

+ 10. В Ижевске довольно интересные адресные таблички на домах.

IMG_0646

+ 11. У города интересный рельеф. Фото ниже — не результат перекоса фотоаппарата, остановка действительно расположена прямо на склоне.

IMG_0657

Минусы.

— 01. Ижевск — совершенно безликий город, к тому же его части оторваны друг от друга унылыми промзонами, въезжать в город по автодороге или ехать от вокзала в центр не доставляет никакого удовольствия. Да, есть пятачок со свежевыкрашенными фасадами домов в центре, но где его нет. Смотреть здесь совершенно не на что, разве что помпезное здание правительства Удмуртии на центральной площади города (которая так и называется — Центральная площадь):

IMG_0664

— 02. Практически все основные дороги в Ижевске разбиты в хлам. Въезд в город со стороны Перми и Воткинска осуществляется по широченной магистрали, имеющей на разных участках от шести до десяти (!) полос, и все они испещрены ямами и трещинами. Дороги в Ижевске примерно такие же, какими были дороги в Великом Новгороде до конца 2000-х. Понятно, что таковы дороги в доброй половине российских городов, но от достаточно крупного промышленного города ожидаешь большего. В этом смысле Ижевск с его разбитыми дорогами и хорошими трамвайными путями являет собой полную противоположность соседней Перми с её отличными дорогами и разбитыми трамвайными путями. Хотя дороги тут как-то пытаются ремонтировать, не знаю, насколько успешно и долговечно.

— 03. Если набережная в Ижевске сделана исключительно хорошо и может встать в один ряд с лучшими набережными страны в Москве, Самаре и Ростове-на-Дону, то пешеходный променад, ведущий от центральной площади как раз к этой самой набережной, по-видимому, вообще никак не менялся годов эдак с 70-х — 80-х. Даже плитка явно осталась с тех времён. Концепция огромного замощённого голого пространства, на котором нет вообще ничего, — тоже.

IMG_0678

Хотя на одном из участков променада стоят действительно шикарные скамейки. Но только на одном. На 90% замощённой территории нет вообще ничего.

IMG_0675

— 04. Ижевск — это город, после посещения которого начинаешь думать о том, что Удмуртию пора переименовывать в Ижевскую область. То, что ты находишься в национальной республике, здесь вообще никак не ощущается, за исключением флага Удмуртии (кстати, имхо, очень красивого) на здании республиканского правительства. Впрочем, за день пребывания в Ижевске я встретил целую одну остановку, название которой было продублировано на удмуртском:

IMG_0729

Вообще считается, что для подчёркивания присутствия местного языка следует писать вывески сначала на нём, а потом уже ниже дублировать на общегосударственном языке. Но для финно-угорских республик это, увы, дело очень далёкого будущего, if at all. Хотя у вокзала и в автобусе Пермь-Ижевск приходилось два раза слышать людей, разговаривающих по телефону на непонятном языке с обилием звуков [ы] и [э]. Возможно, это и был удмуртский.

— 05. Про доступную среду в Ижевске, похоже, не слышали. По всему центру города скорее правилом, чем исключением, является ограничивать пешеходный переход с обеих сторон высоченными барьерами-поребриками. В других российских городах тоже серьёзные проблемы с доступной средой, но там пытаются сделать хотя бы видимость понижений. Здесь же бордюрные камни на переходах стоят стеной.

IMG_0648

Хотя нет, всё-таки о понижениях тротуара до уровня проезжей части здесь слышали.

IMG_0654

Слышали, да не дослышали.

IMG_0656

Иногда здесь тротуар упирается в проезжую часть выезда с прилегающей территории или в газон. Прямо как у нас на Воскресенском бульваре.

IMG_0649

IMG_0652

— 06. Если у железнодорожного вокзала хорошее транспортное сообщение с центром города, то у автовокзала — совсем наоборот. Дело в том, что автовокзал расположен в глубине одного из кварталов и прямо у него никакого общественного транспорта нет, к нему нужно идти метров 500 до одной или другой главной улицы, что особенно весело с багажом. В итоге пришлось ехать с автовокзала на ж/д вокзал на такси, которые здесь по новгородским меркам дорогие — аж 300 рублей взяли.

— 07. Если автобусы в Ижевске новые и хорошие, то троллейбусы — такие же старые потрёпанные ЗиУшки, как в Великом Новгороде. Правда, есть одна местная особенность — все ижевские троллейбусы имеют единую бело-красную окраску.

IMG_0723

IMG_0724

В целом Ижевск можно охарактеризовать одной-единственной фотографией. Логотип города, кстати, разработала Студия Артемия Лебедева.

IMG_0691

Ещё раз. Приезжайте в Ижевск, если вы любите транспорт и/или красивые набережные. Не приезжайте в Ижевск, если вы любите интересные исторические достопримечательности и города с аутентичным духом.

Реклама

комментариев 7 to “Ижевск: плюсы и минусы”

  1. Kerguri@mail.ru Says:

    Спасибо! Узнал нового про этот город)

  2. Сравнение трамвайных городов | Заметки лингвомана Says:

    […] трамвайно продвинутых городах страны — Коломне и Ижевске, в которых трамвайные пути обособлены от проезжей […]

  3. По просторам нашей необъятной Родины | Блог о языках и городах Says:

    […] я прошлым летом по дороге из Перми заехал в Ижевск — город так себе, но с шикарной набережной и одной из […]

  4. Нижегородские гармошки (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] успешными автобусными системами, вроде Перми или Ижевска). Да ещё какие — новейшие, 100% низкопольные, с […]

  5. Как работает глава администрации Ижевска (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] производит удручающее состояние (см. мою запись «Ижевск: плюсы и минусы»). Но, во всяком случае, видно, что городе осознают свои […]

  6. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] Луки ● Вологда ● Выборг ● Вышний Волочёк ● Ижевск ● Коломна ●Кончанское-Суворовское ● Кривой Рог ● […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: