Минск: плюсы и минусы

Только вернувшись с фестиваля языков в Перми и даже не успев написать посты про плюсы и минусы посещённых на обратном пути Ижевска и Коломны (напишу в ближайшее время обязательно), я в последние дни отпуска съездил в Минск до которого никак не мог доехать уже несколько лет. Сразу же решил по горячим следам написать впечатления.

Из поездки в Минск я ещё раз повторил уже усвоенное правило: не верь ничьим отчётам о городах, а поезжай и посмотри сам. И уж тем более не надо верить критикану Варламову, обоср обхаявшему Минск, по-видимому, только за то, что он является столицей государства с авторитарным режимом. Я же ехал в Минск, не особо чего ожидая от этого города, так как в моих стереотипах Минск всегда был городом отстроенным заново после войны, а значит, полностью состоящем из скучной холодной помпезной советской застройки. На самом же деле всё оказалось не так просто.

Итак, плюсы Минска.

+ 01. Всё то, что говорят об исключительной чистоте Минска, — правда! Мусора, зашарпанности и заплёванности тротуаров там нет практически нигде. Весь центр вылизан начисто, всё сияет и блестит. Конечно, ничего идеального не бывает и кое-где на второстепенных улицах в центре города можно обнаружить рассыпающуюся плитку, но общая ухоженность после российских городов впечатляет. Причём видно, что денег и усилий на поддержание красоты своего города здесь не жалеют — на всех основных площадях и общественных пространствах в центре города парапеты и лавочки сделаны из дорогого гранита, которого в Великом Новгороде хватило только на  одну Софийскую площадь, покрытую старым добрым голым серым асфальтом. В Минске же на всех тротуарах и площадях плитка, причём разная и разноцветная.  По Минску по-настоящему приятно гулять пешком.

IMG_0099
IMG_0216
IMG_0349
IMG_0232

+02. Советская послевоенная застройка на центральной улице Минска — проспекте Независимости — и прилегающих к нему улицах удивительно красива. Даже не верится, что такая красота может быть в городе, практически полностью разрушенном в Великую Отечественную. Впрочем, оно и неудивительно: при Сталине ещё умели строить красиво (вспомните знаменитое кольцо московских шпилевидных высоток), а типовая застройка голыми кирпичными или бетонными коробками началась уже при Хрущёве, который стал дико на всём экономить. Кроме того, в центре Минска нет таких огромных толп людей, как в центре Москвы или Петербурга. Так что можно свободно идти по городу, а не постоянно протискиваться среди людей, и любоваться Минском.

IMG_0036

Кто заметил внизу три разных типа плитки, тот молодец :)


IMG_0158

IMG_0174

Улица Карла Маркса. Дальше по левой стороне улицы находится филфак БГУ, в котором проходит ежегодный Минский фестиваль языков (minsklingfest.by).


IMG_0211

На одном из домов в центре города обнаружил вот такую интересную табличку. На ней, среди всего прочего, указан год постройки здания — 1946. То есть застройка центре Минска началась сразу же после окончания войны.

IMG_0172

Адресные таблички тоже выполнены в очень необычном стиле, номера домов хорошо видны издалека. На разных улицах таблички имеют разный цвет.

IMG_0191

IMG_0299

IMG_0366

На Яндекс.Картах эта улицы называется Красная, не перепутайте ;)

+ 03. Разрыв шаблона! В центре Минска есть район с сохранённой исторической застройкой, дополненной новоделами под старину! Вот где в полной мере ощущаешь себя в Европе. И вот где перестаёт быть обидно, что не бывал в европейских исторических городах. Для тех, кто соберётся в Минск: он называется Верхний город, станция метро Немига.

IMG_0234

IMG_0253

Через реку есть продолжение исторического оазиса под названием Троицкое предместье.

IMG_0288

IMG_0301

Красота!

+ 04. В Минске отличные дороги с отличной разметкой. На многих (не всех) переходах через широкие оживлённые улицы есть разделительные островки безопасности посередине, позволяющие пешеходам безопасно дождаться следующего зелёного сигнала светофора, если они не успели перейти до конца проезжей части.

IMG_0419

Не знаю как в Белоруссии, а в России ГОСТы требуют для установки таких островков слишком большую ширину от островка до края проезжей части (в Великом Новгороде такие островки в итоге есть только на избыточно широком проспекте Мира). В Европе же разделительные островки делаются даже через двухполосные дороги двустороннего движения.

Но, во всяком случае, в Минске нет такого ужаса, как вот на этом фото из Петербурга, где через шестиполосную (!) дорогу взяли и нарисовали нерегулируемый переход без всякого островка безопасности. Ещё и предупреждающий знак «Дети» поставили!!..

IMG_0467

Впрочем, в Минске, как и в Москве, в таком месте с большой вероятностью сделали бы подземный переход, об этом поговорим чуть ниже.

Ещё говорят, что в Минске водители всегда пропускают пешеходов на нерегулируемых переходах, но я так и не понял, правда ли это. А всё потому, что в центре Минска вообще очень мало нерегулируемых пешеходных переходов (хотя они есть), переходы расположены почти исключительно на регулируемых перекрёстках. Правда, светофорные фазы настроены так, что обычно вместе с зелёным сигналом для пешеходов загорается зелёный и автомобилям, поворачивающим направо через пешеходный переход. Но поворачивающие водители образцово-показательно ждут, пока через переход пройдут все пешеходы, такого дискомфорта перед готовыми проехать автомобилями, как в российских городах, здесь не испытываешь.

Впрочем, правила дорожного движения здесь всё-таки нарушают. Правда, автомобили с номерами не Минска (7), а Минской области (5). Вот один приехавший из области припарковался прямо на пешеходном переходе напротив одного из корпусов университета.

IMG_0197

Кстати, в Минске, в отличие от Перми, корпуса университета расположены в разных местах, хотя и не разбросаны так по разным частям города, как в Великом Новгороде или Санкт-Петербурге.

+ 05. В центре Минска, как и в центре Москвы, очень много подземных переходов. Под крупнейшими площадями города, такими как Привокзальная площадь и площадь Независимости, переходы только подземные. Вообще-то, подземные переходы, идеология которых досталась постсоветским крупным городам в наследство от СССР, в городе представляют собой неудобство для значительной части жителей, поэтому в Европе от них давно отказались. Соответственно, подземные переходы можно записать Минску в минус (см. раздел «Минусы»), но вот их оборудование по сравнению с российскими городами во многих случаях значительно выигрывает. Начнём с того, что в минских подземных переходах нигде нет деревянных прямоугольных перил — везде они металлические круглые. Возможно, минские градостроители таки читали материалы по урбанистике, в популярном виде выраженные в статье Антона Буслова «Лестничные сходы и транспортная безопасность», где читаем, например, следующее:

Очень важен материал поручней — нержавеющая сталь. Её не надо красить, она легко вписывается в любой существующий интерьер. Из-за того, что она не подвержена коррозии, а поверхность легко очищается, за неё не будет противно/опасно браться рукой. Такой поручень не выглядит отталкивающим для человека. Округлая форма удобная для руки.

Так выглядит большинство входов в подземные переходы в Минске:

IMG_0141

Однако одни лишь металлические круглые поручни хоть и являются большим шагом вперёд, но ещё не делают переход удобным. Читаем у Буслова дальше:

Кроме поручней, закрепленных на стене, [в городах США] имеются также и поручни по центру лестничного схода. Это достаточно узкий подъем/спуск. Предполагается что в шеренгу по нему могут идти четыре человека, поэтому для них есть четыре ряда поручней.

Следующая важная деталь — как заканчиваются поручни. Дело в том, что человек, которому реально трудно подниматься, должен взяться за поручень ДО того, как вступит на уклон. Поэтому поручни должны продолжаться по горизонтальной поверхности, и внизу, и наверху. Это принципиально важно для людей, испытывающих трудности при подъеме.

В Минске переходом, удовлетворяющим всем этим условиям (т.е. практически идеальным переходом) является переход от платформ к выходу из здания железнодорожного вокзала. Убедитесь сами:

IMG_0030

IMG_0033

+ 06. В Минске очень подробная навигация везде: на вокзале, на улицах, в переходах. Зачастую навигация выполнена на подсвечивающихся щитах, в результате чего видна издалека,очень удобочитаема и смотрится красиво и стильно. Вся официальная навигация выполнена на белорусском с дублированием на белорусской латинице, которая не очень читаема для иностранцев-неславян, но отсутствие прогиба в сторону языка Британских островов засчитан :) Голосовые объявления на вокзале озвучиваются на белорусском и русском (для международных поездов — на английском с ужасным восточнославянским акцентом), в городском транспорте — только на белорусском. Лично я после Витебска ожидал в Минске куда меньше письменного белорусского — хотя и здесь вся мало-мальски подробная пояснительная информация написана на русском.

IMG_0048

IMG_0379

IMG_0377

Уличная реклама почти вся на русском, но бывает и на белорусском. На столбах с дорожными указателями особенно хорошо можно видеть реальное сочетание двух государственных языков: белорусский — это decorum (необходимое для соблюдения приличие), официально-парадный фасад, вся настоящая жизнь города идёт на русском.

IMG_0289

Впрочем, хоть и редко, но встречается и реклама на белорусском:

IMG_0072

«Рыба не пожалуется! Берегите чистоту водоёмов!»

IMG_0284

«15 лет с вами — и это только начало».

Ещё один плюс местной навигации — туристические информационные стенды здесь встречаются с завидным постоянством. В Великом Новгороде такой стенд всего один, у автовокзала.

IMG_0239

+ 07. В отличие от российских городов и в частности от Великого Новгорода, в центре Минска очень много общественных туалетов, заметных издалека и причём встроенных в здание и довольно ухоженных. Это вам не голубые биокабинки на улице.

+ 08. На вокзале выходы из подземного перехода к платформам выполнены в виде пологих сходов, по которых удобно подниматься самому и катить сумку на колёсиках. Ещё такое же я видел на Ладожском вокзале в Петербурге.

IMG_0434

Однако выходы с платформ в здание вокзала почему-то сделаны лестницами. Вот тут уже сумка с колёсиками временно оборачивается настоящей обузой.

IMG_0028

Правда, в случае с Минском проблемой будет докатить сумку с колёсиками до собственно здания вокзала, но об этом ниже. А пока ещё один приятный бонус — эскалаторы на второй этаж вокзала. Лифты тоже есть, и люди ими вполне пользуются. Вообще, вокзал в Минске практически идеальный, здесь по-настоящему чувствуешь себя за рубежом, хотя никакого пограничного контроля при пересечении российско-белорусской границы по железной дороге нет.

IMG_0046

+ 09. Наземный общественный транспорт в Минске практически на 100% новый и собственного белорусского производства (автобусы — МАЗ, троллейбусы и трамваи — БКМ), причём все автобусы и троллейбусы низкопольные. Трамваи, к сожалению, не низкопольные, но зато состояние трамвайных путей здесь хорошее и потому трамваи ездят хорошо и плавно и, в отличие от большинства российских трамвайных городов, совсем не гремят.

IMG_0358

IMG_0416

IMG_0393

Минские трамваи на входе имеют две довольно высокие ступени

На многих крупных остановках в центре города есть информационные табло, показывающие время до прибытия автобусов различных маршрутов. Я долго не мог понять, почему на табло справа написана не одна цифра, обозначающая количество минут до прибытия ближайшего рейса, а две через вертикальную черту. Только уже дома, рассматривая фото, я вдруг понял, что в Минске указывают время не только до ближайшего рейса, но и до рейса, следующего за ближайшим (ближ. = ближэйшы «ближайший», наст. = наступны «следующий».

IMG_0074

Но даже на тех остановках, где инфотабло отсутствуют, это особо не напрягает, так как наземный общественный транспорт в Минске ходит ОЧЕНЬ часто и с ОЧЕНЬ маленькими интервалами, прямо как в Перми.

+ 10. Метро в Минске обычное советское с обычными советскими синими грохочущими вагонами. Однако его плюс в том, что оно очень мелкого заложения и в нём не нужно спускаться по эскалатору — чтобы попасть из вестибюля на платформу, достаточно спуститься по короткой лестнице. Оплата производится очень интересными розовыми пластиковыми жетонами, жалею, что не сфотографировал или не оставил себе один на память.

IMG_0378 (1)

Обратите, кстати, внимание, что в Минске на всех лестницах жёлтой горизонтальной помечены все сходы со ступенек на прямую поверхность. Это очень хорошо и очень правильно, как так исключает возможность оступиться как обычному зрячему человеку, так и человеку с ослабленным зрением.

С ужасом вспоминаю Ладожский вокзал в Петербурге, где ровная поверхность внезапно прерывается ступеньками и оступиться там гораздо проще, чем не оступиться (тем более сама плитка ОЧЕНЬ скользкая):

IMG_0067

Теперь перейдём к минусам. В Минске, как и в любом другом городе, они тоже имеются.

— 01 Театр начинается с вешалки, баня — с раздевалки, а город — с вокзала (для кого-то — с аэропорта). Внутри минский вокзал практически идеален и с эстетической, и с функциональной точки зрения. Но стоит выйти на улицу и перейти дорогу, как оказывается, что Минск — пожалуй, первый из посещённых мною городов, в котором мне категорически не хотелось фотографировать железнодорожный вокзал. Потому что непонятно, какая именно часть этой непонятной стеклянной громадины представляет собой хоть какую-то архитектурную или эстетическую ценность. В итоге сфотографировал его весь разве что для того, чтобы опубликовать в этом отчёте :) Впрочем, да, это же я ещё в Самаре не был и тамошнего вокзала вживую не видел.

IMG_0066

Ещё более нелепо среди пышной монументальной каменной застройки середины XX века смотрится стеклянное здание одного из корпусов БГУ через дорогу от вокзала. К счастью, прочие его корпуса не такие.

IMG_0035

— 02. Выше я говорил, что вокзал в Минске практически идеальный. Но есть там один момент, который раздражает — это камеры хранения. С одной стороны, в отличие от практически всех российских городов, в Минске камеры хранения имеют правильное окно сдачи товара, которое достигает уровня пола (по сути там это не окно, а открытая дверь). То есть пассажиру не надо самому поднимать свою тяжёлую сумку до подоконника, а можно просто прокатить её по земле и передать в руки работнику. Это безусловный плюс, которому бы следовало поучиться всем нашим городам. Но этот плюс компенсируется и минусом: во всех российских городах, где камеры хранения имеют несколько окон, можно сразу же найти свободное окно и сдать багаж туда и оплатить его там же. В Минске же всех сдающих багаж сначала отправляют оплачивать его в одну-единственную кассу, у которой предсказуемо образуются очереди. И лишь потом можно идти к одному из окон с полученной в кассе квитанцией оплаты и сдавать багаж. Зато сама камера хранения чистая и ухоженная, сразу видно — заграница :)

IMG_0056

— 03. В Минске проблемы с доступной средой. В районе вокзала бордюры практически везде выступают над проезжей частью в местах пешеходных переходов. Пока ты просто идёшь ногами, это не так заметно, но если ты катишь за собой сумку на колёсиках, детскую коляску или велосипед, начинается уже совсем другая история. Подробнее можно прочитать в статье Антона Буслова «На кой чёрт вообще тратить деньги на доступную среду?» Впрочем, как будто в российских городах и в частности в Великом Новгороде не так. У нас от вокзала также невозможно выйти в город без преодоления поребриков-барьеров.

IMG_0432

IMG_0431

А правильные переходы с понижениями до нуля и здесь вполне себе встречаются. В общем, отношении доступной среды Минск — типичный постсоветский город, не хуже и не лучше других.

IMG_0427
— 04. Впрочем, в плане доступности у Минска есть один жирный минус — огромное количество подземных переходов в центре города. Подземные переходы неудобны для значительной части жителей города (пожилых, мам с колясками, велосипедистов, туристов с сумками на колёсиках). Призванные обеспечить абсолютную безопасность пешеходам, на деле они часто провоцируют тех, кому физически трудно подниматься по многочисленным ступенькам, перебегать дорогу по земле, напрямую подвергая свою жизнь опасности; подробно об этом можно прочитать в статье Антона Буслова «Откровения “кегли”, или Почему я нарушаю ПДД». Помимо этого, подземные переходы недвусмысленно намекает, кто на улице главной — менее многочисленные автомобили, которые преодолевают место пересечения автомобильной и пешеходной траекторий без каких-либо неудобств, или пешеходы, которые вынуждены прятаться от автомобилей под землю и потом снова подниматься, затрачивая на это дополнительное время и усилия на подъём и спуск и зачастую будучи вынужденными делать свой маршрут более длинным, чтобы дойти до и от перехода и пройти по самому переходу. В случае с Минском, как и в случае с Москвой, прибавляется ещё тот фактор, что переходы имеют множество выходов по разные стороны перекрёстка, и несмотря на то, что в минских переходах, в отличие от московских, везде есть навигация, понять, в какой проём надо выходить на поверхность на нужную тебе сторону перекрёстка, не всегда понятно (особенно если ты не местный). В некоторых местах к этому прибавляются выходы на трамвайные остановки, расположенные в середине дороги, и тогда подземный переход превращается в настоящий лабиринт. На площади Якуба Коласа мы раз пять выходили из перехода не с той стороны, пока наконец не попали в нужный нам выход к трамвайной остановке. Если переход под площадью, через которую проходит широченный проспект Независимости, ещё как-то можно объяснить, то подземный переход к трамвайной остановке, расположенной посередине неширокой улицы, да ещё и без возможности перехода между трамвайными остановками, расположенными на противоположных сторонах пути, — это безусловное зло. После перехода под площадью Якуба Коласа начинаешь люто ненавидеть подземные переходы как класс, даже если ты никогда в жизни не слышал слова «урбанистика».

IMG_0391
Но даже менее изуверские переходы в большинстве своём не назвать удобными. Например, на многих переходах тем, кто везёт с собой что-нибудь на колёсах или колёсиках, перед входом в переход нужно будет преодолеть ступеньку. В наших городах подземные переходы хотя бы перед собой ступеньку обычно не имеют.

IMG_0208

Надо отдать минским переходам должное: в нём гораздо более удобные каменные пандусы для ската колясок и сумок на колёсиках, чем наши железки с четырьмя ребордами-ограничителями. Но! Именно из-за того, что материал пандуса не отличается от материала пола, на минских переходах, если по общепринятому правилу входить в них держась правой стороны, можно очень легко попасть ногой в полос пандуса и нога поедет. Мне повезло, я вовремя заметил пандус и успел изменить траекторию. По мере удаления от центра к тому же начинают встречаться переходы, где с правой стороны и перила отсутствуют.

IMG_0390

Где-то, наоборот, перила с обеих сторон есть, а пандуса для колясок, велосипедов и сумок с колёсиками нет.

IMG_0376

— 04. Станции минского метро, по крайней мере в центре города, не имеют наземных вестибюлей, поэтому найти вход в метро и отличить его от входа в просто подземный переход весьма трудно. В Москве и Петербурге вход в станцию метро, не имеющую наземного вестибюля, легко узнать по указателю с большой яркой буквой «М». В Минске такие указатели с буквой «М» очень маленькие и их можно заметить, только если специально их искать и приглядываться.

IMG_0388

Впрочем, бывают и узнаваемые входы в метро.

IMG_0380

— 05. В Минске непонятная и неудобная система оплаты проезда в наземном общественном транспорте. Приезжий без посторонней помощи вообще не поймёт, как оплачивать проезд в минских автобусах, троллейбусах и трамваях. Он войдёт в салон, сядет или встанет на свободное место и будет по привычке ждать, пока к нему не подойдёт кондуктор и его не обилетит. Потом он удивится, не видя в салоне кондуктора. Дальше следует один из двух вариантов: или он доедет до своей остановки и выйдет, так и не разобравшись, как платить за проезд, или же в один прекрасный момент в салон войдут суровые контролёры и незадачливый гость белорусской столицы будет оштрафован за безбилетный проезд. Правда, о возможности визита контролёра предупреждают голосовые объявления в салоне; когда мы в первый раз сели в троллейбус, мы вовремя услышали объявление и вышли :) Потом, поспрашивав людей на остановке, узнаёшь, что если у тебя нет проездного (который в салоне просто прикладывается к валидатору), нужно оплачивать проезд водителю (нет, наклеек «Вход через переднюю дверь» на средней и задней дверях снаружи и турникета на площадки передней двери, как в Москве, в минском транспорте нет). Как по мне, гораздо удобнее, когда ты входишь в салон и садишься или встаёшь там, где тебе удобно, и кондуктор идёт к тебе принимать плату за проезд, чем когда ты идёшь через весь салон к кабине водителя и передаёшь ему плату за проезд, да ещё, чтобы не отвлекать его во время движения, ждёшь, когда он остановится на остановке или на светофоре, и в это время тебя всё время качает вперёд-назад. Европейская система «купил билет в киоске на улице — приложил сам в салоне к валидатору» опять же удобнее, так как валидаторы расположены по всему салону, где вошёл — там и приложил. Собственно, в Петербурге и Минске обладатели проездных делают именно так, но в петербургском наземном транспорте есть и кондуктор для тех, кто покупает разовые бумажные билеты.

IMG_0398

— 06. Следующий минус — навигация транспортной системы. А, может, не навигация, а организация. В общем, суть дела в следующем: в большинстве городов в центре города обязательно найдёшь автобус, троллейбус и/или трамвай, у которого на маршрутоуказателе написано «Вокзал» или название какой-нибудь центральной улицы и площади в качестве конечной или же промежуточной остановки. Но не в Минске. Вот, скажем, вы в Минске приезжий. Дошли вы до площади Якуба Коласа и решили вернуться трамваем в центр или на вокзал. К остановке подходит вот такой трамвай:

IMG_0392

Вы знаете, через что пойдёт этот трамвай до Серебрянки, написанной на его маршрутоуказателе? И что такое вообще эта Серебрянка и где она находится? Я — нет. И на всём прочем транспорте в центре города в качестве конечных остановок написаны только места, известные только местным. При этом карт города со схемами маршрутов наземного общественного транспорта на остановках в Минске нет, как и в большинстве других постсоветских городов. В результате приходится прибегать к старому доброму способу спрашивания стоящих на остановке людей, на чём же можно добраться до желаемого места. В итоге оказывается, что таки есть трамвай, идущий фактически до вокзала, но на маршрутоуказателе у него написано название следующей после вокзала остановки, где у него конечная. В общем, в Минске приезжим лучше ездить на метро: там, как и во всех метрошных городах, внятные схемы и всё понятно.

— 07. В Минске кое-где есть велодорожки, но сделаны они откровенно для проформы. Во-первых, они сделаны путём простого рисования на тротуаре белой краской срединной разделительной линии и постановке знаков, как на велодорожке на проспекте Мира в Великом Новгороде. Так как у большинства постсоветских людей в картине мира понятия «велодорожка» не существует, пешеходы скорее всего вряд ли обратят внимание на такую велодорожку и будут идти по ней как по части своего тротуара. Во-вторых, как можно видеть на фото, велодорожка резко прерывается у перекрёстка и его уже не пересекает. В-третьих, как я понял, велодорожки в Минске не составляют единой сети, то есть передвигаться по городу исключительно по велодорожкам на велосипеде не получится. Да и о каком комфорте передвижения на велосипеде может идти речь в городе с таким количеством безальтернативных подземных переходов?..

IMG_0408

Правда, вдоль реки Свислочь в центре города проходит действительно качественная двусторонняя велодорожка.

IMG_0280

В целом, Минск — безусловно интересный для посещения (в том числе длительного) город, в котором однозначно больше плюсов, чем минусов. В плане городской среды это город лучше, чем российские, но хуже, чем европейские. В общем, всем рекомендую.

Реклама

комментариев 10 to “Минск: плюсы и минусы”

  1. Vjaĉeslav Says:

    » Так что можно свободно идти по городу, а не постоянно протискиваться среди людей, и любоваться Минском

    В этом конкретно месте у вокзала, на фоне которого ты пишешь такие радостные новости, на самом деле довольно тесный поток граждан Союзного Государства спрятан под землю :)

    • Massimo Says:

      Вячеслав, я не про вокзал, где людей предсказуемо много, а про проспект Независимости. По сравнению с Тверской или Невским людей там вообще единицы, тротуары при этом широченные, и прогулка не превращается в постоянный слалом между людей и препятствий на тротуаре в виде столбов, рекламных конструкций и запаркованных автомобилей :)

      • Vjaĉeslav Says:

        А куда там идти? Расстояния большие, местные подъезжают к нужной точке на подходящем транспорте, от площади до площади только такие фланёры, как мы, там ходят ))

  2. Vjaĉeslav Says:

    » [в СПб] взяли и нарисовали нерегулируемый переход без всякого островка безопасности

    Зато в Питере на них реально пропускают, бебебе ))

    • Massimo Says:

      Вячеслав, ну по Невскому и вообще по центральным улицам привычных городов, в том числе ВН, те ещё толпы гуляют.

  3. Коломна: плюсы и минусы | Заметки лингвомана Says:

    […] весь город удивительно чистый и ухоженный, прямо как Минск, и при этом сохранивший дух старины и патриархальную […]

  4. Хорошая Москва | Заметки лингвомана Says:

    […] переходах стали делать правильные поручни, как в Минске. Правильные — это металлические (с легко очищаемой […]

  5. Итоги года для меня | Блог о языках и городах Says:

    […] в Пермь на фестиваль языков, в Ижевск, Коломну и Минск. Во время поездок увидел воочию внедрение раздельного […]

  6. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] ● Кривой Рог ● Лаппеенранта ● Минск ● Москва ● Пермь ● Приозерск ● Ржев ●Сосновый Бор […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: