Прогулка по Воскресенскому бульвару

Сегодня наконец-то после трёхдневной душащей 30-градусной жары погода смилостивилась и на улице стало 20 градусов с приятным ветерком. Поэтому с удовольствием выбежал на улицу и пошёл по городу делать свои дела. Проходя по Воскресенскому бульвару Когда я проходил по Воскресенскому бульвару, мне пришла в голову идея пофотографировать пешеходные переходы на нём, тем более часть из них вызывает вопросы.

Воскресенский бульвар (в недавнем прошлом проспект Карла Маркса) — одно из самых приятных мест в городе. Там пешеходов всегда защищают от солнца тени домов и густые кроны деревьев, на тротуарах выложена приятная плиточка, по оси бульвара проходит прогулочная аллея с многочисленными лавочками и вездесущей буйной зеленью. Хорошо и очень правильно и то, что на бульваре через каждые 100 метров есть пешеходные переходы, позволяющие перейти на другую сторону либо на центральную аллею или с неё. Будучи два года назад в Витебске, я был в шоке от того, что там точно такой же бульвар, ведущий от вокзала в центр города, имел пешеходные переходы только в самом начале и самом конце, то есть на всём протяжении бульвара перейти на другую сторону или на центральную аллею было невозможно не только формально, но и физически — на всём протяжении бульвара центральная аллея отгорожена заборчиком. Наш Воскресенский бульвар в этом отношении намного приятнее для жителей и гостей нашего города.

01. Воскресенский бульвар в прошлом году ремонтировали, поэтому на пешеходных переходах сделали понижение поребрика до уровня проезжей части. Это очень хорошо и очень правильно, так как даёт возможность беспрепятственно проходить не только ногам, но и колёсам велосипедов, детских колясок, сумочек с колёсиками (я намеренно не упоминаю здесь инвалидов-колясочников, чтобы показать, что безбарьерная среда нужна и обычным горожанам; инвалидам одних безбарьерных сходов всё равно будет мало, для них барьеры начинаются уже в собственном подъезде). Кроме того, как показывает опыт, и обычный здоровый человек, не везущий с собой ничего имеющего колёсики, при опущенном поребрике быстрее покидает пешеходный переход, так как не затрачивает дополнительного времени на то, чтобы специально поднять ногу и поставить её на высокий поребрик, отделяющий переход от тротуара. Таким образом, а) пешеход меньше времени чувствует дискомфорт из-за нахождения на переходе (особенно нерегулируемом) в непосредственном соседстве с приближающимися и готовыми в любой момент тронуться автомобилями, б) за одну светофорную фазу или перед одним пропускающим автомобилем переход способно перейти больше людей и в) на нерегулируемом переходе водители тоже испытывают меньше раздражения от того, что пешеход дольше переходит дорогу, и могут быстрее возобновить движение. Последнее говорить, конечно, непедагогично, но, увы, у многих наших водителей ещё долго будет шило в одном месте, побуждающее их нажимать педаль газа, как только пятая точка пешехода минуют капот их автомобиля. 

IMG_0010
Вообще-то, строго говоря, понижение поребрика на переходе должно а) быть до самого уровня проезжей частью заподлицо с дорогой, высота поребрика над уровнем проезжей части на пешеходном переходе должна равняться нулю (на фото данному требованию переход удовлетворяет только с одной стороны, с другой поребрик в месте понижения таки выступает на пару сантиметров над дорогой) и б) понижение должно быть на всю длину перехода (об этом подробнее дальше). Но для первого раза неплохо.

02. Ой, что это? Где «зебра» и знак пешеходного перехода между домами 1 и 3? Нет их? А зачем тогда здесь пешеходная дорожка к проезжей части и даже с понижением поребрика? Вы уж определитесь — или и дорожка с понижением, и переход, или ни того, ни другого. По логике, переход здесь быть таки должен. Со знаками, с разметкой, со всем. Почему его нет — непонятно.

IMG_0012
03. Вон даже тётенька переходит в этом месте дорогу. И наверняка не она одна. Оно и понятно: люди ведут себя так, как их стимулирует вести себя сама городская среда (так называемая «физическая среда», physical framework, матчасть здесь). Если от тротуара в данном месте к проезжей части отходит пешеходная дорожка, да ещё и  с понижением поребрика, как и полагается на пешеходном переходе, — как себя должен повести пешеход? Добавим ещё, что на Воскресенском бульваре движение практически всегда малоинтенсивное из-за минимального количества транзитного трафика (идущего в основном через Псковскую и Белова), поэтому перейти бульвар в любом месте для пешехода не составляет труда. Это, кстати, едва ли не единственная из главных городских улиц, которую по нерегулируемому пешеходному переходу перейти проще и быстрее, чем по регулируемому :) (исключение — нерегулируемые переходы в створе улицы у домов 1 и 2).
IMG_0013
04. Впрочем, дальше переходы тоже вызывают вопросы. Вот переход между домами 3 и 5, который со стороны домов почему-то начинается… прямо на проезжей части выезда из двора!.. Вернее, не «почему-то», а потому, что в этом месте вообще нет поперечной пешеходной дорожки от тротуара к проезжей части. Почему-то.

IMG_0014

05. С другой, чётной стороны, между домами 4 и 6, то же самое. Даже ещё более выразительно. Автомобили выезжают от «Пятёрочки» на бульвар по пешеходному переходу.

IMG_0006

06. Следующий переход на нечётной стороне — между домами 5 и 7 9. Вот здесь переход через бульвар отличный: подход к дороге для пешеходов с обеих сторон есть, понижения поребрика есть, знаки есть,«зебра» есть, всё есть. Правда, вызывает вопросы переход через выезд пересечение тротуара с выездом из двора между домами 5 и 9. Должен быть тут переход со знаками и «зеброй»? На фото в этом месте можно видеть стёртую разметку «зебры», значит, когда-то она здесь была. Однако знаков пешеходного перехода для пересекающих эту дорогу нет. По идее, здесь можно обойтись и без обозначенного пешеходного перехода, поскольку пункт 8.3 Правил дорожного движения гласит: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает». Правда, из данного пункта непонятно, приравниваются ли пешеходы, движущиеся по тротуару вдоль дороги, к пешеходам, движущимся вдоль дороги, которым должен уступить выезжающий с прилегающей территории водитель. Я думаю, «зеброй» в этом месте сделать всё-таки нужно, причём поднять её на уровень тротуара, чтобы выезжающий со двора или съезжающий во двор автомобиль был вынужден снизить скорость и пропустить пешеходов (вот так). Тогда сама среда будет подсказывать и пешеходам и водителям, кто здесь главнее. И да, пешеходам станет комфортнее ещё и потому, что тротуар будет вровень с проезжей частью по всей ширине, а не только в выемке в середине, как сейчас.

IMG_0015

07. А вот с противоположной, чётной стороны в этом же месте, между домами 6 и 8, переход вообще странный. Он, во-первых, диагональный (такие переходы встречаются, но на перекрёстках, а не когда нужно просто перейти дорогу под прямым углом), во-вторых, он диагональный совершенно зря, так как вместо одной половины проезжей части выезда из двора он просто упирается в другую. А по-другому он и не может, ведь пешеходной дорожки к проезжей части здесь нет. И ещё: обратите внимание на провал в асфальте со стороны центральной аллеи. Колёса и колёсики тут точно без проблем не проедут несмотря ни на какие понижения поребрика, да и пешеход теоретически может по неосторожности подвернуть ногу.

IMG_0005

08. Та же ситуация на следующем переходе по нечётной стороне между домами 9 и 11 13. Переход через бульвар хорош, переход через прилегающий выезд из двора никак не обозначен.

IMG_0019
09. На следующей серии нерегулируемых переходов между домами 13 и 17 и на регулируемом переходе в перед пересечением с Октябрьской тоже всё в порядке. Вообще, ремонт годичной давности пошёл бульвару на пользу.

IMG_0026
10.

IMG_0027
11.

IMG_0028
На последней фотографии обратите внимание на вынутые из поребрика камни в местах, обведённых красными кружками. Это такой российский кустарный вариант «понижения поребрика до уровня проезжей части» (насколько удачный — про это ниже, сейчас не об этом). То есть это самый настоящий задел под пешеходный переход. И действительно, логично было бы в конце центральной аллеи Воскресенского бульвара не заставлять пешеходов поворачивать для перехода дороги налево или направо, а сделать её продолжение прямо в виде пешеходного перехода через Октябрьскую прямо к скверу на Вокзальной площади. Правда, для этого пришлось бы исключать возможность остановки перед светофором у выезда от ж/д вокзала для автомобилей и автобусов, повернувших с Воскресенского бульвара на Октябрьскую, но не успевшим проскочить второй светофор (особенно это актуально для автобусов; в левой части кадра автобус именно в этом месте и стоит). Но это сложная тема для отдельного разговора, и мы её сейчас касаться не будем. Вернёмся к существующим переходам.

12. Повернём с Воскресенского бульвара налево на Октябрьскую и посмотрим, как обстоит дело с удобством двух регулируемых пешеходных переходов, расположенных на этом участке улицы.

Первый переход расположен между ж/д вокзалом и автовокзалом. Здесь с обеих сторон «доступная среда» обозначена всего лишь одним вынутым из поребрика камнем да подщерблёнными соседними камнями, имитирующими спуск поребрика. А теперь представьте велосипедиста или маму с коляской, пытающихся попасть именно в эту самую узкую дырочку в толпе переходящих людей, при том что зелёный пешеходный сигнал в этом месте всегда очень короткий. В общем, перед нами типичная российская чиновничья работа «для галочки». Такие же вынимания камней из поребриков встречаются и в других российских городах, например, в Чебоксарах.
IMG_0030
К слову, администрация в этом году планирует заменить многие из оставшихся на главных улицах города старых светофоров на современные светодиодные с секундомерами обратного отсчёта для пешеходов и водителей. Однако в планах упоминается замена светофоров только светофоры на всей Большой Санкт-Петербургской и на пересечении Ломоносова и Зелинского. Никто не спорит, на главной магистрали города давно пора сделать все светофоры современными, но когда же сделают современные светофоры на обоих концах перекрёстка у вокзала? Вокзал — это лицо города, место, с которого начинается знакомство с городом многих его гостей. И каким же будет первое впечатление о нашем городе у человека, приехавшего в Великий Новгород на поезде или автобусе и пошедшего от вокзала пешком в центр города через переход, где прямо в середину асфальта воктнут какой-то старый игрушечного вида светофорик, при этом не представляется возможным понять, сколько ещё секунд тебе осталось для перехода, нужно ли поторопиться или, наоборот, можно переходить медленно и спокойно? Учитывая, что зелёный пешеходный сигнал в этом месте очень короткий, его внезапное мигание может стать неприятным сюрпризом для приезжего, успевшего дойти неспешным шагом только до середины проезжей части. В общем, это тут случай, когда надо установить нормальный светофор даже не из любви к своему городу, а из соображений его туристической привлекательности ;) Ну и местные жители за светофор с секундами, сигнал которого чётко виден в любую погоду, будут безмерно благодарны.

13. Вот на следующем перекрёстке — Октябрьской и Белова-Нехинской — стоит современный светодиодный светофор с секундами. Правда, удобства для пешеходов там так же мало, как и на предыдущем переходе — на каждой стороне из похребрика символически вынуто по одному камню. В результате этой «дырочкой» мало кто пользуется, так что она фактически что есть, что нет:

IMG_0031
Да и «зебра» на переходе стёрта, как и у вокзала. На дворе уже вторая половина мая, а разметку на одних из главных перекрёстков города так и не подновили. Хотя два года назад, когда мы 6 мая 2012 года гуляли по Новгороду с участниками Петербургского клуба полиглотов, мы застали как раз нанесение новой разметки пешеходных переходов на Октябрьской.

При этом камни вынуты как-то несимметрично, так что с велосипедом или детской коляской комфортно перейти дорогу по кратчайшему пути не получится. А ведь зелёный пешеходный сигнал здесь очень короткий, его едва хватает, чтобы перейти дорогу шагом.

IMG_0035
Здесь, кстати, можно во всей красе увидеть стёршуюся разметку. Таким образом, наличие здесь пешеходного перехода здесь можно заметить только по наличию здесь пешеходных светофоров. Ну и по знакам, которые нужно ещё сильно поискать глазами (что не сдававшие на права вождения автомобилем пешеходы делать не привыкли).

А ведь через этот перекрёсток проезжает очень много велосипедистов по дороге из Западного района в центр и обратно, так как для них безлюдная в плане пешеходов Нехинская, чётная сторона Октябрьской и Воскресенский бульвар — самый комфортный вариант для двухколёсной поездки. Мне давно было интересно, как велосипедисты проезжают этот переход, пользуются ли они этими «дырочками». Сегодня наконец заснял такой момент на видео:

То есть хорошо видно, что велосипедист жёстко съезжает с поребрика, как если бы никакого вынутого камня не было. И только для заезда на тротуар с другой стороны он-таки пользуется «дырочкой». А что, если в это же время с той стороны ехал ещё один велосипедист или спускалась мама с коляской?

И да, дорожные ограждения и временные деревянные настилы в начале Нехинской (там, где строят планируется строить дорогу по улице Космонавтов, но отложили строительство до 2016 года) всё стоят. Сегодня же мне пришёл ответ на онлайн-обращение с просьбой их демонтировать. Но о нём в следующий раз.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Кстати, фотопрогулка по другой части Октябрьской от «Тележки» до вокзала у нас тоже уже была.

Реклама

комментария 3 to “Прогулка по Воскресенскому бульвару”

  1. Ижевск: плюсы и минусы | Заметки лингвомана Says:

    […] Иногда здесь тротуар упирается в проезжую часть выезда с прилегающей территории или в газон. Прямо как у нас на Воскресенском бульваре. […]

  2. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] на Софийской набережной, часть 2 ● Луговой ● Воскресенский бульвар ● Ивушки ● Коровникова, 7 ● «Обнимки с […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: