История одного моста

Увиденная вчера запись с фотографиями Новгорода столетней давности снова заставила меня задуматься.

Сто лет назад мост через Волхов (тогда единственный) в Новгороде выглядел так (оригинал):

Волховский мост в Новгороде. Начало XX века. Фото с humus.livejournal.com

Волховский мост в Новгороде. Начало XX века.
Фото с humus.livejournal.com

Ну прост один в один мой любимый Старый мост через Волгу в центре Твери, построенный около 1900 лета и благополучно доживший до наших дней:

staryj-most-tverj

А ещё раньше Волховский мост выглядел вот так (оригинал):

Волховский мост в Новгороде. Фото из humus.livejournal.com

Волховский мост в Новгороде. Фото из humus.livejournal.com

Не правда ли, похож на Новый мост в Твери?

novyj-most-tverj

Но Твери (тогда Калинину) повезло, в Великую Отечественную войну она была в оккупации всего два месяца с октября по декабрь 1941 года, то есть немцев удалось выбить из Твери, когда они ещё не успели закрепиться, окопаться и построить массу оборонительных линий. Когда освобождали другие города западной части европейской России в 1944-м, всё было уже совсем по-другому… В результате Тверь практически полностью сохранила всю историческую застройку XVIII-XIX века, а Новгород, как и другие побывавшие в оккупации города, практически полностью этой застройки лишился (уцелевшие стены Кремля с Софийским собором не в счёт). Не стал исключением и Волховский мост, который был разрушен. После войны его восстанавливать не стали, построив чуть дальше мост Александра Невского, но четыре десятилетия спустя, в 1985 году, на изначальном месте всё-таки сделали пешеходный мост. Теперь он имеет вид вот такого горбатого уродца, не имеющего ничего общего со своим прекрасным предшественником:

peshehodnyj-most-novgrorod
По впечатлению одного из петербургских гостей прошлогоднего фестиваля языков в Великом Новгороде, «такое ощущение, что из застройки Великого Новгорода оказался вынут целый огромный пласт истории XVIII — начала XX века» (кое-что, правда, всё же сохранилось в исторической части Торговой стороны). Древние церкви и прочие архитектурные памятники после войны тщательно восстановили, а вот улицы были застроены сталинками со скучными голыми фасадами.

Обидно становится, когда начинаешь думать о городах Восточной Европы, которые тоже серьёзно пострадали при их освобождении от немецко-фашистской оккупации в 1945-м, но тем не менее по состоянию на сейчас по ним не скажешь, что они хоть сколь-нибудь изменились начиная века эдак с XVII-го. И первым приходит в голову даже не Варшава, не Прага и не Будапешт, а Дрезден, центр которого был ПОЛНОСТЬЮ разрушен в ходе англо-американской бомбардировки 13-14 февраля 1945 года, однако после войны был ПОЛНОСТЬЮ восстановлен и сейчас является одним из красивейших городов Европы. Просто обидно подумать, что застройка Великого Новгорода могла бы быть не хуже застройки не затронутого войной Нижнего Новгорода. Но хотели как лучше, а получилось как всегда:

Восстановительные работы в Новгороде не могли проводиться без генерального плана. К работе над проектом генплана был привлечен архитектурный коллектив, возглавляемый академиком А. В. Щусевым. В основу генплана города был положен принцип органического сочетания нового строительства с памятниками древнерусского зодчества путем активного включения последних в современную застройку города. Проект генплана был утвержден 22 декабря 1945 года Советом Министров РСФСР. К сожалению, данный генплан был реализован далеко не полностью — в дальнейшем в центре города появилось высотное строительство, промышленные предприятия, ради экономии строились здания типовой архитектуры.

(c) Википедия

Ну да всё равно у нас хороший город, мало в каком областном центре встретишь такую уютную камерную атмосферу. Но об этом как-нибудь в другой раз.

P.S. А вот с ж/д вокзалом получилось хорошо. До войны он был маленький деревянный, после войны построили небольшой белокаменный и вообще-совсем другой, но всё равно очень милый. Не думаю, что был смысл восстанавливать первоначальный деревянный :) Хотя вот в Боровичах, до которых война не докатилась, старинный деревянный вокзал существует и поныне.

vokzal-novgorod

Фото с humus.livejournal.com

vokzal-novgorod-novyj

Реклама

Один ответ to “История одного моста”

  1. Прогулка по Великому Новгороду с Александром Егоровым | Блог о языках и городах Says:

    […] гостям, что до войны в Новгороде был точь-в-точь такой же красивый псевдоцепной мост, как Старый мост через Волгу в Твери, но в войну он был […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: