Конец эры электричек?

Сегодня с утра прочитал новость на news.mail.ru:

Государство впервые признало готовность отказаться от хронически убыточных пригородных пассажирских перевозок. Как стало известно «Ъ», правительство одобрило концепцию Минэкономики по развитию пригородного сообщения, где поставлена под вопрос целесообразность существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Петербурга. Самым проблемным субъектам предложено пересесть на автобусы.

То есть вместо того, чтобы развивать местный железнодорожный транспорт, который, будучи по определению незиависимым от автодорог, пробок, светофоров и внутригородских транспортных потоков, в наше время всячески напрашивается в нишу наиболее комфортного и скоростного наземного транспорта (разумеется, при этом в 2014 году перевозки должны осуществлять не клепаемые до сих пор в Торжке клоны электричек ЭР2 образца 1964 года), государство с подачи монополиста РЖД решает позакрывать всё убыточное, хотя общественный транспорт — услуга по определению дотационная, то есть фактически планово убыточная для блага людей. Что представляет собой общественный транспорт, пускаемый ради извлечения коммерческой выгоды, хорошо видно по маршруткам, ставших олицетворением общественного транспорта большинства российских городов прошлого и наступившего десятилетия.

А с пригородными электричками ситуация, в общем-то, та же, что и с остальным электротранспортом: сначала их никак не улучшают по сравнению с уровнем 70-х годов прошлого вида и делают из них «собесы на колёсах» (ведь из окна персонального автомобиля или из иллюминатора самолёта, безусловно, виднее, какие виды транспорта нужно развивать в первую очередь!), а потом великодушно наносят им coup de grâce, то бишь «удар милости», удар, прекращающий мучения доведённой до агонии системы. И это в то время, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, а города Северной Африки один за другим открывают линии суперсовременных скоростных трамваев. Новгородский блогер Михаил Кривый так комментирует ситуацию с массовой отменой пригородных электричек:demotivator-B6ZloB

Новгородские власти до последнего держали малодеятельные ветки Окуловка — Неболчи и Новгород — Рогавка. У этих двух веток есть населенные пункты в которые нет дорог. Это Татино на ветке Новгород — Рогавка и Чадково на ветке Окуловка — Неболчи.
Но после того как СЗППК подняла размер компенсации  с 8 млн. до 581 млн. рублей, новгородские власти решили что будет проще в Татино организовать движение на вездеходах, а жителям Чадково подарить, одну на всех, лошадь.
В принципе, новгородские власти можно понять. В этих деревнях жителей можно по пальцами пересчитать, и некоторые, целенаправленно уезжали подальше от цивилизации. Но с другой стороны, с таким подходом мы придем к тому что все будут жить в Москве. Это в Испании организовали скоростное сообщение, прежде всего, в депрессивные регионы, и только потом соединили две столицы.

Ещё один яркий пример приводит железнодорожный ЖЖ-блог ru-lailway (кстати, рекомендую прочитать всю статью, там таких примеров ещё много):

Саратов и Волгоград, два миллионных города на расстоянии 400 километров друг от друга.
В Германии между ними поезда ходили бы каждый час, у нас был один ускоренный
электропоезд 5 раз в неделю. Но и он отменён. Хотя деньги за него были уплачены!

Зато, как пел классик авторской песни, «мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». И между тремя крупнейшими городами страны у нас по общей со всеми колее бегают «Сапсаны» с практически авиационными ценами на билеты (читай: являющиеся поездами «только для белых»), которые сбивают расписание всех других поездов и электричек и иногда засасывают вихревым потоком пассажиров, стоящих на платформе шириной меньше радиуса его вихревого потока. Именно по всем вышеупомянутым причинам я принципиально не собираюсь ездить на «Сапсане», пока для него наконец не построят пресловутую выделенную скоростную железную дорогу. Ибо как-то не хочется получать выигрыш в скорости в два раза с переплатой в пять раз и за счёт счастья (если не жизни и здоровья) всех остальных пассажиров самой загруженной железной дороги страны.

Да, сейчас между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом (а также между Москвой и Нижним Новгородом и ещё на ряде направлений) ходит комфортная во всех отношениях «Ласточка», и очевидно, что за ней будущее в не очень дальних междугородних железнодорожных перевозках. Но мы ведь не хотим дискриминации «кто в крупном городе, того и тапки, а остальные сами виноваты, что не переехали»?.. Я не хочу чувствовать себя человеком второго сорта из-за того, что живу не в Москве и не в Петербурге и даже не в городе-миллионнике. Но я как сам когда-то уехавший из маленького районного городка не хочу, чтобы людьми второго сорта становились и люди, живущие в Малой Вишере, Окуловке, Старой Руссе и прочих необластных городах, в которых пригородное сообщение не просто не развивается, а «развивается» в обратную сторону. Не должно быть ситуации «все равны, но некоторые равнее».

И нет, я не верю, что эта ситуация с убиваемым пригородным сообщением вызвана тем, что «электрички у нас старые и неконкурентоспособные, потому что в стране у нас с мозгами проблема». Мозгов у нас как было, так и осталось не меньше (а, может, и больше), чем в других странах. Причины нынешней ситуации, скорее всего, куда более прозаичны — например, те, что описывают урбанисты Варламов (раз, два) и Буслов. Ну и в пресловутой «зоне комфорта» наших решения принимающих, о которой не устаёт повторять Артемий Лебедев.

В общем, всё решаемо и, более того, всё уже придумано до нас. И неумолимая логика истории в совокупности с всё растущими пробками на дорогах всё равно приведёт нас обратно к пригородному транспорту. Вот только ломать — не строить, а восстанавливать — не ломать.

Реклама

комментария 3 to “Конец эры электричек?”

  1. Отмена электричек: доколе? | Заметки лингвомана Says:

    […] своём посте «Конец эры электричек?» я цитировал строчки из блога новгородца Михаила […]

  2. Итоги года: Великий Новгород | Блог о языках и городах Says:

    […] большинству жителей Великого Новгорода (хотя вот за сокращение электричек и отмену прямых выборов мэра действительно обидно). У […]

  3. Буслов, Якунин и пригородные электрички (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] Конец эры электричек? (март 2014) — Отмена электричек: доколе? (апрель […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: