Выбираем городские автобусы для Великого Новгорода. Часть 2

В прошлый раз мы сравнили городские автобусы Великого Новгорода с точки зрения их пассажирских технических характеристик. Теперь сравним их салоны с точки зрения ощущений пассажира. Итак, поехали. Фото снова взяты с fotobus.msk.ru.

ЛиАЗ-5256/6212

Самая массовая модель городских автобусов в стране. Но в то же время и самая исторически старая из современных моделей автобусов, запущенная в производство в конце 80-х годов прошлого столетия. Из-за этого, несмотря на все рестайлинги и модификации, эти модели имеют ряд недостатков по сравнению с более новыми моделями.

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-6212

Плюсы:

  • самая большая номинальная вместимость (см. таблицу в предыдущей записи),
  • наличие достаточно широких проходов между сиденьями, где может встать человек и при этом не перегородить весь проход, как мы все помним по Мерседесам-03456.

Минусы:

  • две очень высокие и неудобные ступеньки на входе (а уж для пожилых, маломобильных, инвалидов, мам с колясками и т.п. — в особенности),
  • малое количество сидячих мест в салоне из-за расположения сидений 2+1 в каждом ряду (за счёт чего и достигается большая номинальная вместимость) и при этом сравнительно маленькие накопительные площадки для стояния. Последнее особенно ощущается в сравнении с прежними Мерседесами-03456, которые также страдали малым количеством сидячих мест, но при этом имели поистине огромные накопительные площадки,
  • отсутствие лямок для держания на верхних поручнях по всей длине салона (в этих моделях обычно они есть только у дверей),
  • расположение двигателя под сиденьями задней площадки, в результате чего вибрация двигателя во время езды может вызывать дискомфорт пассажиров. Впрочем, этот дискомфорт значительно меньший, чем у Мерседесов-03456 с тем же расположением двигателя, но куда меньшей виброизоляцией салона, в результате которого задние сиденья вместе с их пассажирами во время езды дрожат мелкой дрожью,
  • у сочленённого ЛиАЗ-6212 — отсутствие «стенки» для опоры спины на площадке внутри «гармошки», что делает стояние на этой площадке менее комфортным. Такая «стенка» есть на большинстве моделей сочленённых автобусов, она была даже на Икарусах-280 и сочленённых Мерседесах-03456, которые до недавнего времени были основными видами городских автобусов в Великом Новгороде.


ЛиАЗ-5293

Фактически полунизкопольная версия классического ЛиАЗ-5256.

ЛиАЗ-5293

Плюсы те же, что у ЛиАЗ-5256, а также:

  • низкопольный вход без ступенек в переднюю и среднюю двери, позволяющий не только легко входить и выходить пожилым, инвалидам, мамам с колясками и т.п., но и ускорять посадку/высадку пассажиров в целом;
  • передняя накопительная площадка для стояния приспособлена под инвалидную коляску (есть дополнительные нижние поручни и мягкая вставка для опоры её спинки),
  • сиденья в каждом ряду расположены по типу 2+2.

Минусы:

  • вход в заднюю дверь остался с теми же двумя высокими ступеньками, что и ЛиАЗ-5256;
  • уровень пола во второй половине салона тоже остался таким же высоким, как у предшественника. В результате в середине салона происходит очень резкий перепад уровня пола, причём не наклонный, а крутой с весьма неудобными двумя ступеньками.
  • Таким образом, пассажиры быстрее входят в низкопольную среднюю дверь, однако затем могут задержаться, поднимаясь по ступенькам в заднюю часть салона (например, чтобы занять там сидячее место).

Вообще, салон ЛиАЗ-5293 очень символичен: передняя его половина уже в низкопольном будущем и предвосхищает полностью низкопольный ЛиАЗ-5292, а задняя половина — всё ещё в высокопольном прошлом, доставшемся в наследство от предшественника ЛиАЗ-5256.

Понятно, что высокий пол в задней половине салона взят не с потолка, а обусловлен расположением под ним двигателя. Именно с размещением двигателя испытывают проблемы все полностью или почти полностью низкопольные автобусы (см. ниже).

ЛиАЗ-5292/6213

Первая отечественная полностью низкопольная модель городского автобуса, на которую сейчас в значительной степени перешли автобусные парки Москвы и Санкт-Петербурга. В Великом Новгороде есть один автобус модели ЛиАЗ-5292, приписанный к ПАТП-1 и курсирующий обычно на маршрутах 10, 35, 35А. Сочленённый вариант ЛиАЗ-6213 в Великом Новгороде не представлен. Посмотрим, чем обусловлена такая популярность этой модели в столицах.

ЛиАЗ-5292

ЛиАЗ-6213

Плюсы

  • самый главный плюс — полностью низкопольный салон и все входы в него;
  • как и на ЛиАЗ-5293, накопительная площадка приспособлена под размещение инвалидной коляски,
  • сиденья расположены по типу 2+2,
  • лямки для держания на верхних поручнях есть по всей длине салона.

Минусы

При всех упомянутых выше существенных преимуществах низкопольных салонов, превратившихся в требования времени, они во всех моделях имеют две существенные издержки (для рассматриваемых ниже моделей МАЗ они тоже актуальны);

  • необходимость располагать сиденья на резких возвышениях, что может вызывать затруднение для маломобильных людей (проверено моей мамой, которой с некоторых пор стало трудно взбираться на такие возвышения),
  • необходимость располагать двигатель не под полом, а в самом салоне и таким образом отнимать часть пространства у пассажиров, вызывая у них дискомфорт при стоячем размещении в соответствующей части салона и снижая общую вместимость. У ЛиАЗ-5293/6212 двигатель занимает половину задней площадки салона, что отнимает как минимум пару сидячих мест.

Сочленённый ЛиАЗ-6213 к тому же унаследовал от своего предшественника ЛиАЗ-6212 неудобную для стояния пассажиров площадку внутри «гармошки» без стенки для опоры спины. Икарус не одобряет.

У всех моделей ЛиАЗ также есть ещё одно существенное преимущество, не относящееся напрямую к удобству пассажиров, но от этого не менее важное, так сказать, стратегически: наличие модификаций, работающих на экологически чистом газовом топливе (метане). Помимо неоказания отрицательного влияния на окружающую среду, экологичность общественного транспорта также является дополнительным мотивом пересаживаться с личного автомобиля на автобус. Да, в нынешнем российском обществе это мало для кого имеет значение, но при правильном позиционировании (например, через социальную рекламу) можно на этом очень хорошо сыграть.

Теперь посмотрим на модели линейки МАЗ, по понятным причинам являющиеся дефолтными в городах Белоруссии и вторыми по распространённости после ЛиАЗов во многих городах России.

МАЗ-103/105/107

В последние пять лет в Великом Новгороде наибольшее распространение получили сочленённые МАЗ-105 из АТП-3 (маршруты 8, 8А, 11), хотя до конца 2000-х линейка МАЗ в городе была представлена только четырьмя автобусами МАЗ-103, приписанными к ПАТП-2 (сейчас, по-видимому, уже списанными). Сейчас в городе есть один новейший МАЗ-103 и один б/у МАЗ-107, оба приписаны к АТП-3. 

МАЗ-103

МАЗ-105

МАЗ-107

Плюсы

  • Низкопольность — правда, в отличие от ЛиАЗ-5292/6213, неполная: у МАЗ-103 низкопольные только передняя и средняя площадки, задняя же поднята на одну ступеньку; у МАЗ-105/107 вход во все двери имеет одну ступеньку.
  • Хорошая освещённость салона за счёт широких сплошных окон, создающая пассажирам ощущение дополнительного комфорта.
  • Сиденья расположены по схеме 2+2 и имеют полумягкую обивку, в отличие от жёстких пластиковых сидений ЛиАЗов.
  • У сочленённого МАЗ-105 — очень удобная площадка для стояния внутри «гармошки» с поручнями до пола и стенкой для опоры спины. У сочленённых ЛиАЗов такой стенки нет, а поручни уходят сверху в середину «гармошки», также не представляя для пассажиров возможности опереться на них.
  • Наличие лямок для держания на верхних поручнях по всей длине салона.
  • Поручни обычно покрашены в приятный оранжевый цвет.

Минусы:

  • Неполная низкопольность (см. выше). По этому параметру МАЗ-105/107 проигрывают, а МАЗ-103 незначительно уступает ЛиАЗ-5292/6213. Википедия подсказывает, что существуют модели второго поколения МАЗ-203/205, которые  сделаны полностью низкопольные, но пока их в природе существует всего около сотни и позволить их себе могут только самые богатые города, так что для Великого Новгорода они, увы, пока не вариант и тем более не вариант их массовая закупка. 
  • Неудобное для пассажиров расположение двигателя в салоне. У МАЗ-103/107 двигатель занимает половину задней площадки, как и у низкопольных ЛиАЗ-5292/6213. Но если у ЛиАЗов в торце автобуса просто располагаются сиденья вокруг двигателя, то у МАЗов в торце находится площадка для стояния, добрая половина которой занята двигателем. В результате оставшейся части торца хватает для комфортного стояния только одного человека, а весь задний пятачок оказывается очень тесным.
  • У сочленённого МАЗ-105 с этим, впрочем, обстоит ещё хуже — двигатель вынесен в переднюю секцию на место передней накопительной площадки. В результате вся передняя секция, особенно её участок напротив средней двери (по сути единственной входной двери в эту секцию) оказывается очень тесной для стоящих пассажиров. При этом боковая накопительная площадка в задней секции тоже довольно мала, а торцевая площадка для стояния уже не столь комфортна, особенно для нескольких пассажиров.
  • Отсутствие модификаций, работающих на экологически чистом газовом топливе. Да, на новые МАЗы ставится двигатель Евро-4, но даже самый новейший дизельный двигатель не может обеспечить полную экологичность, в то время как, по выражению экспертов, стоять рядом с выхлопной трубой автобуса, работающего на газовом топливе, так же безвредно для здоровья, как стоять рядом с включённой конфоркой газовой плиты. А ведь даже старые добрые Икарусы-280 имели газовую модификацию, например, в Москве (фото).

Итак, что мы имеем в итоге? По пассажирским параметрам, как и в прошлый раз по техническим характеристикам, снова выигрывают модели ЛиАЗ-5292 (одинарный) и ЛиАЗ-6213 (сочленённый). Они и полностью низкопольные (причём единственные из рассмотренных моделей), и комфортные для пассажиров, и обладают достаточно большим количеством сидячих мест удобного расположения 2+2, и даже двигатель в торце салона не создаёт особых помех и дискомфорта пассажирам. Для одинарных автобусов неплохой вариант также на две трети низкопольный и удивительно уютный МАЗ-103. Я в своё время был в полном восторге от поездок на автобусах этой модели, когда только приехал в Великий Новгород в 2004 году. Впрочем, тенденции муниципалитетов практически всех российских городов массово закупать ЛиАЗы оставляют МАЗам шансы разве что быть «вечно вторыми». Хотя вот соседняя Тверь пару лет назад закупила партию длинных односекционных МАЗ-107, которые по вместимости являются промежуточными между автобусами большой и особо большой вместимости при манёвренности односекционного автобуса (вот, посмотрите, какие красавцы). Но в Твери немного совсем другая транспортная ситуация, бóльшую часть пассажиропотока забирают маршрутки, а муниципальные автобусы пока малочисленны и фактически выполняют функцию социального транспорта. Для Великого Новгорода, в котором на муниципальные автобусы приходится процентов эдак 90 пассажиропотока, на магистральных маршрутах, думаю, всё же больше подходят сочленённые автобусы, имеющие бóльшую вместимость.

А теперь несколько слов о том, зачем вообще нужно было такое длинное и подробное исследование.

Дело в том, что добрая половина нынешних городских автобусов Великого Новгорода (прежде всего бело-синие ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-6212) не находится в собственности города, а арендована у компании «Питер-Авто». А что такое аренда? Это, во-первых, неокупаемые постоянные выплаты стороннему лицу (арендатору), во-вторых, величина непостоянная: сегодня автобусы у тебя есть, а завтра закончится контракт или арендодатель затребует их обратно (сравните с арендой жилья). Если все 90 арендованных автобусов разом исчезнут — на чём мы вообще будем ездить?.. Тем более, как мы выяснили, ЛиАЗ-5256/6212 по причине своего морального устарения имеют больше всего пассажирских недостатков. Поэтому нет ли смысла потихоньку приобретать новый подвижной состав автобусов в собственность города? Как раз прекрасным вариантом для этого могли бы стать ЛиАЗ-5292 и сочленённые ЛиАЗ-6213, работающие на метане. Их можно было бы все покрасить в бело-синий цвет, как нынешние арендуемые ЛиАЗы, и сделать такую раскраску городских автобусов «визитной карточкой» города, каковой в Москве является бело-зелёная раскраска, в Петербурге — белая с тёмно-зелёным и т.п. В общем, я бы хотел видеть будущее городских автобусов Великого Новгорода таким:

Фото с fotobus.msk.ru

P.S. А вообще лучшими по моим субъективным ощущениям городскими автобусами, на которых я когда-либо ездил (в российских городах), были полунизкопольные Scania OmniLink в Петербурге (кстати, петербургской же сборки). Я влюбился в этих красавцев с первого же моего посещения Петербурга в 2005 году; огромные окна, плавный ход, поистине огромное количество мягких сидений, занимающих всю заднюю часть салона — чувствуешь себя как в самолёте.

Правда, недостатком с современной точки зрения является подъём пола в задней части салона (опять же из-за двигателя!) и узкие ступеньки на подъёме, задерживающие проход пассажиров по салону. Так что, может, и к лучшему, что в 2010-х их в Петербурге заменили на полностью низкопольные сочленённые ЛиАЗ-6213?.. 

P.P.S. Кстати, намёк новгородским троллейбусникам: упомянутый шикарный МАЗ-103 существует и в виде троллейбуса МАЗ-103Т. Не могу его грамотно сравнить с благополучно упущенными городом вологодскими ВМЗ-5298, но раз автобус МАЗ-103 прекрасен, значит, и идентичный ему троллейбус так же прекрасен. И даже ещё прекраснее — нет этого ужасного «шкафа» двигателя в торце, а вместо него пара лишних сидений. Ну и плюс стандартные преимущества троллейбуса перед автобусом.

Реклама

комментария 3 to “Выбираем городские автобусы для Великого Новгорода. Часть 2”

  1. Нижегородские гармошки (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] городские автобусы для Великого Новгорода» (часть 1, часть 2) получился вывод, что по сочетанию всех технических и […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: