Выбираем городские автобусы для Великого Новгорода. Часть 1

Сегодня хотелось бы поговорить о городских автобусах Великого Новгорода. Идею этой записи я вынашивал уже давно, теперь вот наконец разродился.

Для начала немного потроллю жителей других областных центров: да, новгородцы зажрались :) В то время, как в большинстве областных центров общественники и власти хватаются за голову из-за допущенного в 2000-е нашествия маршруток, вытеснивших муниципальные автобусы как класс (а где-то из-за них даже уничтожили трамвайные системы) у нас маршрутки (которых всегда было сравнительно немного) почти окончательно изгнали из города, оставив только шесть (!) «могикан» на весь город, причём все они не ГАЗели, известные на всю Россию своей некомфортностью и опасностью для пассажиров. И теперь уже думаем над улучшением парка собственно муниципальных автобусов :) Кстати, в соседнем Пскове та же ситуация — маршруток почти нет, муниципальные автобусы рулят и в последние годы обновляются.

Теперь к делу.

Пермский транспортный эксперт Михаил Якимов, под руководством которого в Перми стала осуществляться революционная для России переделка городской трамвайной системы, пишет, что городские власти, помимо обособления трамвайных линий и других важных и нужных мер, опрашивали пассажиров, какие трамваи они считают лучше.

Был объявлен конкурс трамваев. Пассажиров трамвая спрашивали – какой трамвай лучше? Собирали голоса на сайте, проводили опросы населения.

Первым «забраковали» вагон «Уралтрансмаш» из Екатеринбурга. Причины этого сложно назвать. Но, как и обещали - к мнению пассажиров прислушались.

А что бы было, если бы такой опрос провели среди пассажиров автобусов в Великом Новгороде? Попробуем определить, какие автобусы лучше всего массово закупать в Великом Новгороде в будущем. (Троллейбусы сейчас трогать не будем, так как с ними сейчас очень и очень плачевная ситуация, которая теперь усугубилась ещё больше и в которой ни городу, ни жителям выбирать особо не из чего, хотя зарубежный опыт намекает).


По примеру
тверских транспортных активистов из «Пробок.Нет Тверь» составим сравнительную таблицу для городских автобусов, используемых в Великом Новгороде. Будем брать только характеристики, важные для пассажира: вместимость, количество сидячих мест и низкопольность. Учитывать будем только новые автобусы, так как мы ведь рассматриваем перспективу их дальнейших закупок, в которых старые-престарые бэушные MAN и «MAN’ы» и «Вольво» при всём желании участвовать не могут (хотя с пассажирской точки зрения у них есть одно большое преимущество перед всеми новыми автобусами — поистине огромное количество сидячих мест).

Итак, новые городские автобусы в Великом Новгороде представлены следующими моделями (фото взяты с fotobus.msk.ru):

Автобусы большой вместимости.

Самые распространённые — дефолтный автобус всея новыя России ЛиАЗ-5256 бензиновой и газовой модификаций.

ЛиАЗ-5256.26 (бензин)

ЛиАЗ-5256.57 (метан, узнаваем по характерному горбу на крыше)

Но при этом есть и по паре-тройке представителей других моделей:

ЛиАЗ-5292.70 (метан; на городских маршрутах в единственном экземпляре)

ЛиАЗ-5293.53 (бензин)

ЛиАЗ-5293.70 (метан; на городских маршрутах в единственном экземпляре)

МАЗ-103 (бензин; да, арендованные автобусы у нас ездят с ярославскими номерами)

Составим для них небольшую сравнительную табличку их характеристик, важных именно для пассажиров.

Модель Номинальная вместимость, чел Число мест для сидения Количество ступенек на входе в дверь(0 — низкопольный вход)
переднюю среднюю заднюю
ЛиАЗ-5256 117 24

2

2

2

ЛиАЗ-5292 105-112 20-30

0

0

0

ЛиАЗ-5293 100 25

0

0

2

МАЗ-103 110, 100, 90 21, 25, 28

0

0

1

Из таблицы видно совокупности всех параметров (вместимость, количество сидячих мест, низкопольность и её степень) выигрывает модель ЛиАЗ-5293. Разумеется, работающий на экологически чистом газовом топливе (метане). У полунизкопольных ЛиАЗ-5293 и МАЗ-103 тоже неплохие показатели. Ну а массовый ЛиАЗ-5256 хоть и превосходит все остальные по общей вместимости, но в современных условиях проигрывает из-за своей ненизкопольности, а наличия аж двух очень высоких ступенек. В общем-то, это объяснимо: модель ЛиАЗ-5256 была изначально спроектирована в конце 80-х, когда об удобстве для пассажиров не задумывались (и потому что это было не принято, и потому что было не до того). Однако, как справедливо заметили «Городские проекты в Твери», «трамвай (и автобус), в которой не могут зайти инвалиды и мамы с колясками, не вкорячившись на 3 ступеньки, должен использоваться лишь в туристических целях. Для демонстрации эдакой экзотики, как раньше люди жили. В 2014г. женщина с коляской должна иметь возможность перемещаться по всему городу без акробатических трюков, чувствуя себя комфортно». Ездя по городу с мамой, у которой травмирована нога, я понял все не замечавшиеся мною ранее «прелести» этих высоких ступенек классических ЛиАЗов.

Автобусы особо большой вместимости

Самая массовая модель опять же та, что и в целом по стране — ЛиАЗ-6212 (сочленённый вариант классического ЛиАЗ-5256).

ЛиАЗ-6212.00 (бензин)

ЛиАЗ-6212.70 (метан)

Есть ещё белорусские МАЗы:

МАЗ-105 (бензин)
МАЗ-107 (на городских маршрутах единственный экземпляр) (бензин)

Также мы рассмотрим модель ЛиАЗ-6213, которая не представлена в Великом Новгороде, но на которую сейчас перешли автобусные парки Москвы и Санкт-Петербурга. Учтём, так сказать, опыт столиц.

ЛиАЗ-6213.20 (бензин)

ЛиАЗ-6213.70 (метан)

Сравнительная табличка для них:

Модель Тип автобуса Номинальная вместимость, чел Число мест для сидения Количество ступенек на входе в дверь(0 — низкопольный вход)
переднюю среднюю заднюю
ЛиАЗ-6212 Сочленённый 178 33

2

2

2

ЛиАЗ-6213 Сочленённый 150-154 30-34

0

0

0

МАЗ-105 Сочленённый 175, 170, 160 30, 33, 36

1

1

1

МАЗ-107 Односекционный 125-150 25-51

1

1

1

Смотрим на таблицу и видим, что и здесь победитель — отсутствующая пока в Великом Новгороде модель ЛиАЗ-6213. То есть и среди коротких, и среди длинных автобусов победитель один и тот же, только в одинарном виде он называется ЛиАЗ-5293, в сочленённом — ЛиАЗ-6213. Видимо, не зря всё-таки обе столицы активно переходят именно на эту модель.

В следующей записи мы сравним салоны автобусов и их удобство для пассажиров и выберем окончательных победителей.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

А ведь, помимо автобусов, в Великом Новгороде есть и троллейбусы, которые надо срочно спасать от медленного умирания от старости и убыточности. Написал по этому поводу в «Красивый Новгород» серию статей (плюс ещё одну). На днях городские власти снова обсуждали троллейбусную проблему. Будем надеяться, что они всё-таки найдут для неё решение.

Реклама

комментариев 6 to “Выбираем городские автобусы для Великого Новгорода. Часть 1”

  1. Cypa Says:

    107 как бы низкопольный спереди в посередине, хоть перечитывайте что пишете.

  2. Ещё о городских ЛиАЗах | Заметки лингвомана Says:

    […] в Москве и Петербурге, в их газовой модификации были бы для нашего города прекрасным вариантом. Кстати, пара автобусов ЛиАЗ-5292 в Великом Новгороде […]

  3. Нижегородские гармошки (перепост) | Блог о языках и городах Says:

    […] городские автобусы для Великого Новгорода» (часть 1, часть 2) получился вывод, что по сочетанию всех […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: