Наземный общественный транспорт — туристам!

Сегодня я внезапно буду писать не о Великом Новгороде, а о столицах. Сначала замечу одну вещь, которую я недавно понял: урбанистика учит толерантности. Да, я по-прежнему являюсь убеждённым противником чрезмерной эмиграции людей в столицы за лучшей жизнью. Однако урбанистика, которая в российском случае строится почти исключительно на сравнении городов в России и на Западе с сами понимаете каким результатом, заставляет кое-что изменить в своём мировоззрении. Во-первых, начинает хотеться, чтобы хоть где-нибудь в России города начали становиться хотя бы немного удобнее для жизни (читай: чтобы хоть где-нибудь у нас было хотя бы немного ближе к тому, что на Западе), а у столиц к этому есть и наибольшие материальные возможности, и наибольшая потребность (так как небольшие города при всех их минусах хотя бы маленькие и уютные, а крупные города традиционно во всех отношениях стрессовые для людей). Во-вторых, понимаешь, что там, вообще-то, тоже живут люди, большинство из которых к тому же оказалось там просто по праву рождения, и они тоже имеют право на счастливую комфортную жизнь в своём городе без необходимости куда-то переезжать (а в урбанистическом дискурсе иногда мелькают мысли типа «избежать некомфортного передвижения по городу по узким тротуарам, в переполненном дребезжащем метро или в бесконечных пробках можно разве что уехав из Москвы»). И начинаешь болеть не только за жителей своего города и подобных ему по размеру и значимости областных центров, но и за жителей  крупных городов и даже столиц.

Итак, пишу о столицах, но, разумеется, с точки зрения приезжего/туриста… в общем, иногороднего, который иногда в этих самых столицах бывает и что-то в них хочет посмотреть интересного и которому, следовательно, нужно удобно по ним перемещаться общественным транспортом. Причём предпочтительнее, чтобы это был транспорт наземный. Да, он медленнее и менее частый, чем метро, но зато не нужно долго спускаться под землю (и потом подниматься в месте назначения) и ходить по длинным переходам под землёй, не закладывает уши от дребезжания в старых вагонах во время езды. А главное — есть сменяемость картинки за окном: вместо сплошного чёрного фона там мелькают здания, видно небо, солнце… Ну и вообще, города ведь находятся над землёй, поэтому по-настоящему их узнать можно, только перемещаясь по земле (пешком или наземным транспортом), а не под ней. Да и мэтр мировой урбанистики Энрике Пеньялоса, известный своими транспортными преобразованиями в столице Колумбии на посту её мэра, говорит о том же: «По сути люди, которые пользуются общественным транспортом, вынуждены находиться под землей, а те, кто водит машины, наслаждаются солнечным светом. У людей должен быть выбор: спуститься под землю или использовать общественный транспорт на земле».

В Петербурге ситуация с наземными транспортными маршрутами далека от идеальной, но всё же гораздо лучше, чем в Москве, где автобусы являются фактически исключительно вспомогательным транспортом для подвоза людей от дома до ближайшей станции метро. В северной столице же существуют автобусные маршруты, которые проходят через полгорода и могут использоваться как наземная альтернатива метро. Наиболее актуальный из них лично для меня как приезжающего из Великого Новгорода за достопримечательностями в центре — автобус №3:

3111-018

Фото с сайта upper.metromost.com

Вот его маршрут на карте:

spb-avt-3

Таким образом, «тройка» связывает между собой (в пределах комфортной пешей доступности от остановок):

  • метро «Московская» (откуда отправляются маршрутки на Великий Новгород и много что ещё),
  • Московский проспект,
  • Лиговский проспект,
  • автовокзал,
  • Московский вокзал,
  • Невский проспект,
  • Дворцовую площадь,
  • Адмиралтейство,
  • Исаакиевский собор,
  • Новую Голландию,
  • Мариинский театр.

Где-то читал, что в Риме есть автобусный маршрут номер (кажется) 118, который проходит через все главные достопримечательности города; петербургская «тройка» могла бы стать таким же удобным маршрутом для туристов, который к тому же позволил бы многим из них так же удобно добираться от места приезда в Петербург и до места отъезда из него. Всё так, если бы не одно но — очень редкие интервалы её движения.

Собственно, сколько раз мы пытались уехать из центра Петербурга на автовокзал на «тройке» (особенно актуально это было в 2000-х, когда около петербургского автовокзала ещё не было метро), столько раз мы чуть не опаздывали на автобус из-за того, что приходилось ждать её по полчаса и она приходила в последний момент. При этом каждый раз была одна и та же ситуация: мы стояли на остановке в той или иной части Невского, и мимо нас проезжали все мыслимые автобусы, троллейбусы и маршрутки в сторону Заневья Невского района или Суворовского проспекта, а на Лиговский проспект с Невского не ходит больше ни один (!) автобус, кроме «тройки». При этом в самом европейском городе России до сих пор на остановках не стоят информационные табло со временем до прибытия ближайшего рейса, которые давали бы возможность планировать перемещение по городу на автобусах даже при их редких интервалах. В общем, петербуржские транспортники, улучшайте интервалы «тройки» и ставьте табло на остановках! Подозреваю, кстати, что и местным она была бы в плюс, ибо на Лиговском и Московском проспектах тоже вполне себе живут люди, а в метро лишний раз и местным наверняка лень спускаться.

Перейдём теперь к Москве. Москва — город транспортных контрастов: в ней есть работающее как часы метро и непонятной регулярности наземный транспорт. Вернее, между спальными районами и ближайшими станциями метро автобусы ходят нормально, проверено на себе во время пятидневного пребывания в столице летом 2010 года. А вот в центре с наземным транспортом настоящая беда. Если в Питере на Невском можно сесть на автобус-маршрутку в любую сторону, кроме Лиговского :), то в Москве, как справедливо заметил Кац, по центру можно передвигаться только пешком (что с московскими большими расстояниями не всегда комфортно), на метро (в котором больше времени потратишь на подъём-спуск-пересадки, чем на саму дорогу) или на машине (для туриста вообще не вариант, да и местным на машине в центр ехать по понятным причинам неудобно). Вернее, система троллейбусов (которые, в отличие от московских автобусов, вполне себе можно использовать как независимый от метро вид транспорта) в центре Москвы вполне себе есть, вот только опять же её сводит на нет непонятная регулярность маршрутов. Так, там есть очень хороший троллейбусный маршрут №33:

35305

Фото с mosfont.ru

Его маршрут на карте:

moskva-trol-33

Итак, троллейбус №33 соединяет (в пределах комфортной пешеходной доступности):

и пресловутое Кремлёвское кольцо:

  • Ленинская библиотека (от которой можно пешком дойти до Арбата),
  • Манежная площадь (а там же и Красная площадь),
  • Театральная площадь (а там не только Большой театр, но и начало пешеходной Большой Дмитровки),
  • Лубянка (а там начинается пешеходная улица Кузнецкий Мост), 
  • Китай-город,
  • Москворецкая набережная,
  • Храм Христа Спасителя.


Чем не экскурсионный троллейбус по самому центру Москвы? Здесь не помешало (и даже в чём-то пошло маршруту на пользу) даже
не всеми одинаково любимое одностороннее движение по Кремлёвскому кольцу, из-за которого троллейбус вынужден ехать по кругу и заезжать с Кремлёвском набережной на Большой Каменный мост, делая крюк мимо Храма Христа Спасителя. Троллейбус №33 для туристов даже полезнее, чем более известный троллейбус маршрута «Б», идущего круговым маршрутом по всему Садовому кольцу, так как на собственно Садовом не так уж много туристических мест, разве что конец Арбата, Парк Горького и пара вокзалов :)

В мои не столь частые визиты в Москву у меня пока не было повода воспользоваться этим троллейбусным маршрутом, но показательно вот что. Когда мы оказались в Москве проездом летом 2012 года, мы сидели с полчаса на Театральной площади (лучше, чем на вокзале, да). Я тогда ещё не знал о 33-м троллейбусе, но троллейбусные линии-то на дороге видел, и вот, рассматривая едущие и припаркованные суперпонтовые автомобили на Театральном проезде (ничего себе проезд из девяти полос!), я всё ждал, когда же по этому подиуму автомобильного гламура проедет обычный человеческий троллейбус (на другой стороне дороги от Театральной там как раз остановка). За полчаса не прошёл ни один троллейбус! (а мой атлас говорит мне, что там даже и не только 33-й ходит). Ещё атлас говорит мне о существовании какого-то автобуса маршрута «К», который тоже ездит по Кремлёвскому кольцу и островку между двумя рукавами Москвы-реки (на котором расположена Болотная площадь). Однако за время наблюдения ни одного автобуса, похожего на маршрутный, на Театральном проезде также замечено не было. Яндекс.Панорамам, видимо, повезло больше — они-таки поймали в кадр на остановке автобусик классической московской бело-зелёной раскраски. Поэтому приходится сделать неутешительный вывод: на наземный транспорт для поездок по центру Москвы в условиях ограниченного времени рассчитывать нельзя. Рецепт для московских транспортников тот же: или улучшайте интервалы движения, или — ещё лучше — поставьте наконец на остановках информационные табло со временем до прибытия автобусов-троллейбусов. Хотя куда они денутся, вон на Чистых прудах поставили же.

В этом году маршрут одного из моих планируемых летних путешествий снова пройдёт через Москву, и я хочу посмотреть красочно описанные Варламовым новые пешеходные зоны в центре города плюс Арбат, на котором не был с детства. Но теперь-то понятно, что перемещаться между этими зонами придётся-таки на старом добром метро. Хотя всё-таки я не теряю надежды, что за эти годы ещё больше линий московского метро перевели на новые мытищинские поезда «Русич», которые гораздо меньше грохочут и раздражают и гораздо более комфортны для пассажиром в целом. Всё-таки всё течёт, всё меняется, а теперь и Москва наконец-то начала меняться в лучшую сторону. 

Реклама

комментария 3 to “Наземный общественный транспорт — туристам!”

  1. Артемий Лебедев и станция Тропарёво | Заметки лингвомана Says:

    […] не хочу в них жить — и тем не менее очень болею за их маршруты наземного транспорта и радуюсь трамвайному маршруту с современным […]

  2. Итоги года для меня | Блог о языках и городах Says:

    […] толерантности и что с ней начинает болеть душа даже за наземный общественный транспорт Москвы и Петербург… — городов, которых я никогда не любил и в которых […]

  3. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] подробностях: Автобус №22 (Великий Новгород) ● Автобус №3 (Санкт-Петербург) и троллейбус №33 (Москва) ● Автобус №3 (Санкт-Петербург) и троллейбус №33 […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: