20 рублей за проезд в автобусе?

Влетела весть: проезд в городских автобусах-троллейбусах в Великом Новгороде подорожает с 16 сразу до 20 (!) рублей. Если в предыдущие годы проезд ежегодно дорожал на рубль, много на два, то теперь аж на 4 рубля, или на 25 процентов. So it goes Такие дела.

Понятно, что новгородский автопарк очень сильно убыточен и недавно прошёл какую-то непонятную реогранизацию (в статье по ссылке пишут, что «с нового года у Великого Новгорода нет муниципального автопредприятия». Но ведь известно, у кого всегда чубы трещат в первую очередь. И понятно, что эти проблемы скажутся отнюдь не на тех, кто их создал/вынужден решать — они как совершали 100% поездок на личных автомобилях, так и будут их совершать. А вот мне как человеку среднего достатка, который ездит исключительно на общественном транспорте, платить 40 рублей вместо прежних 32 за поездку по городу туда-обратно уже дороговато.

Когда-то я посчитал, что при текущей стоимости бензина и проезда в общественном транспорте ездить на автомобиле по Великому Новгороду в одиночку (т.е. не везя в своей машине ещё кого-то) обходится в два раза дороже, чем ездить на общественном транспорте. Тогда же подсчитал, что в Петербурге, где проезд в ОТ стоит в два раза дороже, а бензин — столько же, поездка по городу на машине (по крайней мере, в пределах центра или поперёк окраинных районов) обходится столько же, сколько на ОТ — при том, что на машине субъективно ехать гораздо комфортнее (хотя есть ещё всевозможные риски при вождении в городском интенсивном потоке, но кто о них задумывается?..) При этом повышение стоимости бензина и платы за проезд никак не синхронизировано и происходит фактически независимо друг от друга (ну разве что с некоторой опосредованной зависимостью второго от первого, но опять же не прямой). А значит, повышение платы за проезд в общественном транспорте стимулирует увеличение автомобилепользования. Если раньше человек, имеющий личный автомобиль, мог в каких-то случаях выбирать общественный транспорт хотя бы из соображений экономии, то при таком значительном повышении платы за проезд он, скорее всего, тупо сядет в машину, так как расходы на бензин для езды по городу на автомобиле уже не столь намного будут превышать расходы на поездку по городу на общественном транспорте. А значит, машин на дорогах станет больше, интенсивность потока возрастёт, пробок станет больше, парковки на улицах и в общественных местах будут ещё больше переполнены. Если при этом ещё учесть планы новгородских транспортников сократить число автобусов в межпиковое время, становится ещё более очевидно, что те, у кого есть хоть какой-то автомобиль или хоть какая-то возможность его приобрести, пересядут в машины, а те, у кого такой возможности нету, будут ещё озлобленнее на автобусы, которых не дождаться и на которых ездить стало дорого, да ещё и будут ещё больше страдать от ещё бóльшего количества машин на дорогах. И наши уважаемые чиновники, кстати, в этих ещё бóльших пробках будут стоять тоже :) В общем, в проигрыше от такой ситуации окажутся все без исключения жители города. 

Максим Кац когда-то написал подробный пост о том, почему в городе необходимо поддерживать в равновесии баланс перемещений по городу на автомобиле и на общественном транспорте, чтобы в итоге было одинаково удобно перемещаться и автмобилистам, и ОТшникам. Очевидно, что резкое повышение проезда на ОТ отнюдь не способствует уравновешиванию такого баланса, который и так сейчас очень сильно перекошен в сторону автомобилей даже в нашем одном из самых маленьких областных центров страны. Не удивительно, что новость о повышении платы за проезд сразу же вызвала отклик со стороны общественности. Так, новгородец Илья Довгий написал в блог губернатора Новгородской области Сергею Митина длинный пост, в котором проанализировал проблему и транспортную ситуацию в городе в целом с точки зрения среднестатистического неавтомобилизированного жителя Великого Новгорода. Я сначала хотел перепостить сюда лишь некоторые выдержки из поста, но потом понял, что пост слишком цельный, чтобы из него можно было что-то выкинуть, поэтому привожу его текст целиком (оригинал):

Здравствуйте, Сергей Герасимович!
С сожалением прочитал сегодня в СМИ о принятом на днях решении увеличить стоимость проезда в общественном транспорте до 20 рублей, то есть, на 25%.
Если в прежние годы цена за проезд возрастала в среднем на 5-6%, то повышение на 25% воспринимается остро не только малообеспеченными гражданами, но и людьми, работающими в крупных коммерческих фирмах (телекоммуникациях, банках). Я говорю не о работниках, занимающих руководящие позиции, а о старших или ведущих специалистах в разных отраслях.
Проблема стихийных парковок во дворах уже достигла серьёзного общественного резонанса, а развитие системы качественного общественного транспорта могло бы помочь частичному решению этого вопроса (как и пробок в городе).
У простых новгородцев в данном случае возникают простые вопросы: "А насколько хорошо справляется со своей работой автобусное предприятие? Правильные ли решения принимались для развития этого бизнеса и получения прибыли от оказания транспортных услуг?"
Я не хочу заниматься популизмом и прибегать к непрофессиональным выводам и заявлениям. Но меня по-хорошему удивляют такие факты, как отмена оплаты за проезд для таллинцев или снижение стоимости проезда в троллейбусе с 17 до 10 рублей в Петрозаводске.
Может быть, имеет смысл обратиться к положительному опыту других городов, где удавалось без такого резкого увеличения стоимости за проезд обеспечить и успешное ведение бизнеса для автобусных предприятий, и повысить качество предоставляемых услуг (а в наших "девятках" или в 11-м маршруте и холодно, и не комфортно - уж очень старые салоны этих автобусов).
Лично я не покупаю машину. По многим причинам. Город переполнен автомобилями, у нас нет условий для парковки. Летом ездил на работу на велосипеде, а а воскресенье - с семьёй в город приходится ехать в автобусах. И одна поездка в город и обратно домой для нас обойдётся теперь в 40 рублей (не считая "проездного" жены). Это если не менять автобусы.
Старшая дочка пользуется льготой (бесплатный проезд), средняя дочка - тоже, но до совершеннолетия старшей сестры. Младший сын пока ходит в садик.
Была бы в Великом Новгороде полноценная велоинфраструктура - ездили бы на велосипедах, как это происходит в Европе.
Но пока, городские чиновники рассматривают велосипеды не как альтернативу автомобилям, а как развлечение.
Стоит добавить, что рост цен на проезд в городском транспорте - не единственная статья увеличивающихся семейных расходов.
Я бы хотел обратить внимание на необходимость комплексного и системного подхода к теме развития городского транспорта, а также, на использование уже состоявшегося успешного опыта в других городах.
Считаю последнее увеличение стоимости проезда социально необоснованным, при этом, осознаю наличие объективных причин, ведущих к росту цен в транспортной отрасли.
И всё же, мне не даёт покоя мысль - как же так получается, что Россия, имея такие ресурсные возможности, позволяет своим гражданам ездить в таких автобусах, какие попадаются среди маршрутов "9" и "11" (я имею ввиду старые автобусы из Скандинавии, судя по стикерам в салонах).
Прошу Вас, уважаемый Сергей Герасимович, ещё раз обратиться к данной болезненной теме и помочь Правительству области действовать в интересах простых горожан, кто не может и не хочет ездить на личных автомобилях.
Спасибо!

Учитывая а) сложившуюся в нашей стране традицию наших рядовых чиновников нормально действовать только по указке или под давлением сверху и б) тот факт, что Митин — по сути единственный чиновник, к которому жители города могут обратиться и при этом надеяться на немедленное принятие мер в их пользу, будем надеяться, что после вмешательства губернатора новгородские транспортники наконец-то смогут разобраться со своими убытками и при этом не экономить в конечном счёте на простых новгородцах.

Реклама

комментария 3 to “20 рублей за проезд в автобусе?”

  1. Павел Морозов о городском общественном транспорте Великого Новгорода | Заметки лингвомана Says:

    […] исключительно общественным транспортом, на этот счёт я уже писал, вкратце: если хотите ещё больше пробок в городе — они […]

  2. 1500 рублей за проездной | Заметки лингвомана Says:

    […] стоимости проезда с 16 до 20 рублей, я написал статью «20 рублей за проезд в автобусе?», где попытался рассуждать, к чему может привести такое […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: