Почему кнопочные светофоры лучше нерегулируемых переходов

Когда-то давно я сетовал на то, что кнопочные светофоры в нашей стране практически ушли в прошлое, хотя они могли бы быть хорошей заменой нерегулируемых пешеходных переходов. Самый очевидный контраргумент — «водители и так обязаны пропускать пешеходов на нерегулируемом переходе, поэтому ставить вместо них светофоры смысла нет, это сути не меняет». Однако попробуем рассмотреть ситуацию с точки зрения водителей. Предупреждаю сразу: я ни в коем случае не защищаю водителей, в нарушение правил игнорирующих пешеходов и делающих нерегулируемые переходы опасными для их жизни и здоровья (если что, из-за одного из таких водятлов получила серьёзную травму моя мама). Я просто хотел бы поразмышлять, как сделать пересечение интересов водителей и пешеходов на дороге наименее опасным и конфликтным, тем более одно время я много ездил в машине на пассажирском сиденье и регулярно наблюдал за подобными ситуациями. knopochnyj-svetofor

Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель должен быстро посмотреть вправо и влево и убедиться, что на переход не собираются выйти пешеходы. При этом в соответствии с пунктом 14.1 ПДД он обязан пропускать только пешехода, уже ступившего на проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Если же пешеход с той или другой стороны ещё находится на тротуаре, не всегда очевидно, что он собирается делать в следующую секунду — ступить на переход (и тогда надо срочно тормозить перед ним) или же стоять и ждать (и тогда можно в принципе проехать). И всё это водитель должен оценить в доли секунды, при том что его автомобиль движется и таким образом он должен одновременно и смотреть прямо и следить за дорогой и траекторией движения своего автомобиля в целом. То есть фактически он должен за доли секунды решить задачу по логике и физике, не переставая при этом управлять транспортным средством. Естественно, при этом очень легко ошибиться в оценке, например, решить, что успеешь проехать, а пешеход при этом возьмёт и ступит в последний момент на проезжую часть — он ведь оценивает ситуацию по-другому, и синхронизировать его мозг с мозгом водителя ну никак невозможно. А цена ошибки в решении задачи со стороны пешехода или водителя слишком высока для них обоих.

Далее. Водителю иногда бывает объективно не видно пешехода, собирающегося перейти или уже переходящего дорогу. Особенно это касается случаев, когда пешехода от водителя загораживает припаркованный рядом с переходом автомобиль или же машина, едущая параллельно в соседнем ряду справа. Известно, что самый подлый для пешехода случай — это когда автомобиль в правом ряду останавливается, чтобы его пропустить, он начинает переходить перед ним дорогу, а автомобиль в левом ряду не останавливается и сбивает вышедшего аккурат перед ним пешехода. Зачастую это происходит по преступной безалаберности водителей, надеющихся на традиционный русский авось проскочить переход раньше пешехода. Да и пункт 14.2 ПДД недвусмысленно призывает водителей в таких случаях тормозить и продолжать движение лишь убедившись, что ни перед тобой, ни перед твоим соседом справа не переходит дорогу пешеход. Но! Зачастую едущий в левом ряду водитель просто не успевает среагировать, когда движущийся в соседнем правом ряду автомобиль тормозит перед пешеходом на переходе. Особенно это актуально, когда движение происходит по оживлённой дороге в плотном потоке и скорость движения вынужденно мала, поэтому неожиданного торможения твоего соседа справа можно просто не успеть заметить. А мы помним, что на дороге у водителя для принятия правильного решения есть всего лишь доли секунды, и малейшая задержка в реакции может в любой момент привести к ДТП.

Теперь посмотрим на благополучную Европу. Вот уж где водители начинают тормозить метров за двадцать до нерегулируемого перехода, если хотя бы где-то поблизости видят пешехода! Всё так, но обратим внимание ещё на одну мелочь: в Америке нет стиляг! в Европе нет нерегулируемых пешеходных переходов через дороги двустороннего движения, имеющие в общей сложности больше двух полос (т.е. больше одной полосы в каждом направлении). И даже через двухполосные двусторонние дороги, если они мало-мальски оживлённые, переходы там обычно имеют срединный разделительный островок, дающий возможность пешеходу после перехода всего одной (!) полосы подождать возможности безопасно перейти противоположно направленный поток автомобилей. На практике такие переходы выглядят так:

perehod-gaaga

Фото с zyalt.livejournal.com

Но ни в коем случае не так:

perehod-moskva

Фото с zyalt.livejournal.com

Что же даёт нам кнопочный светофор? Самое главное — однозначность восприятия ситуации на переходе как водителями, так и пешеходами. То есть решение сложной логическо-физической задачи заменяется примитивным условным рефлексом: зелёный автомобильный — можно ехать, красный — нельзя, стой и жди и ни о чём не думай. Красный пешеходный — стой и жди, зелёный пешеходный — иди. Сигнал светофора виден водителю издалека, причём он находится прямо по траектории его взгляда, и ему не нужно ни на долю секунды отвлекать взгляд от дороги и переводить его в сторону. При этом если сигнал светофора меняется, водитель также имеет возможность увидеть это заблаговременно и заранее начать тормозить на включившийся красный сигнал или готовиться продолжить движение на включившийся зелёный. При этом кнопочный светофор практически не повышает риска пробок (из-за боязни которых наши чиновники так неохотно устанавливают новые светофоры), так как он прерывает движение потока автомобилей не постоянно через заданные промежутки времени, а лишь тогда, когда нажимают кнопку намеревающиеся перейти дорогу пешеходы. Поэтому на переходах через оживлённые дороги, которыми в единицу времени пользуется малое число пешеходов, но которые объективно нужны как часть обоснованного маршрута многих пешеходов (дорога к остановке, школе, магазину и т.п.), нужно устанавливать именно кнопочне светофоры, которые дают возможность пешеходу безопасно перейти дорогу, но при этом не вызывают необоснованных задержек транспортного потока. И, кстати, в благополучной и законопослушной Европе, где все всех пропускают, кнопочных светофоров весьма много, а вот нерегулируемых переходов через оживлённые магистральные дороги из четырёх и более полос нет.

Как пишет Новгород.ру, сейчас администрация Великого Новгорода собирается подать заявку на грант в 1 миллион долларов (более 30 миллионов рублей!) на развитие транспортной системы города. Одно из предложений по реализации гранта — сделать «зелёную волну» на Большой Санкт-Петербургской. Однако «зелёная волна» лишь создаст некоторый комфорт для водителей, но не затронет напрямую безопасности участников дорожного движения. Если же на эти деньги поставить хотя бы пять новых светофоров (установка одного светофорного комплекса стоит около 6 миллионов рублей) на часто используемых нерегулируемых пешеходных переходах через магистральные улицы (если речь идёт не о перекрёстках — кнопочных светофоров), это автоматически повлечёт за собой резкое падение количества наездов на пешеходов, а значит, — спасёт жизнь и сохранит здоровье десяткам и сотням новгородцев. Неужели сохранение жизни и здоровья людей не важнее, чем какие-то там пробки?..

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Можете также почитать статью московского урбаниста Ильи Варламова о том, какими должны быть пешеходные переходы.

Реклама

комментария 2 to “Почему кнопочные светофоры лучше нерегулируемых переходов”

  1. servusDei Says:

    =загораживает припаркованный рядом с переходом автомобиль=

    да в России многие так любят парковаться, хотя это нарушение правил пдд


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: