Нужен ли светофор на Пяти углах

В этом посте я хотел бы написать про один из главных перекрёстков в центре города, на котором я в последний год часто бываю по работе и другим делам. Речь идёт о знаменитых новгородских Пяти углах — пересечении Большой Санкт-Петербургской и Предтеченской, переходящей на другой стороне в Козьмодемьянскую.

Этот перекрёсток, несмотря на его загруженность и значимость, до сих пор остаётся нерегулируемым, что создаёт неудобства и пешеходам, и водителям. Сейчас перекрёсток выглядит так:

pjatj-uglov

Единственные, кто не испытываю неудобства в данном случае, — это водители, проезжающие прямо в обе стороны по Большой Санкт-Петербургской как главной дороге (не считая необходимости пропустить пешеходов на двух нерегулируемых переходах, которой многие из них, понятно, пренебрегают). Так как пересекающие её Предтеченская и Козьмодемьянская односторонние, то поперечный поток на данном перекрёстке всего один — выезжающий с Предтеченской на Санкт-Петербургскую или пересекающий её для проезда прямо на Козьмодемьянскую. И вот тут начинается самое интересное.

В какую сторону бы ни ехал выезжающий с Предтеченской поток — направо или налево на Санкт-Петербургскую или прямо поперёк неё на Козьмодемьянскую, — им сначала нужно переждать движущиеся по Санкт-Петербургской автомобили, потом улучить момент и проскочить в разрыв в потоке и — сразу же упереться в нерегулируемый пешеходный переход, по которому могут уже идти пешеходы. Пешеходам тоже не добавляет радости пережидать автомобили не с одного, а с двух направлений, а на Козьмодемьянской — аж с трёх.

На этом рисунке зелёным отмечена безопасная часть траектории водителя, красным — опасная (пересечение с главной дорогой):

pjatj-uglov01
А вот тот же перекрёсток глазами пешеходов. Зелёным показана траектория пешехода, собирающегося перейти дорогу в данном месте, красным — опасные для него направления движения автомобилей:

pjatj-uglov02

Переход на Козьмодемянской в этом смысле особенно весёлый. Во-первых, оба нерегулируемых перехода Санкт-Петербургской можно миновать, пройдя до следующего перекрёстка с Яковлева-Стратилатовской и перейдя там дорогу по светофору (хотя неудобно делать такой крюк, да), а вот нерегулируемый переход Козьмодемьянской в данном месте совершенно безальтернативен и при этом пешеходу там следует ждать опасности от автомобилей аж с трёх сторон. Даже мне, привыкшему бегать через дороги, всегда очень трудно его переходить; обычно я жду, пока по Санкт-Петербургской через перекрёсток не поедет автобус, и в тот момент, когда он закрывает своим корпусом въезд на Козьмодемьянскую, я мчусь через переход со всех ног. Но вот на днях переводил через него маму с травмированной ногой и с трудом разминулись с машиной (да ещё какой-то м*дак-таксист в ожидании клиента остановил машину прямо на переходе).

При этом не надо винить во всём водителей: мол, все они поголовно редиски-нехорошие люди и не пропускают пешеходов на переходе, хотя обязаны это делать. Вот только им и без того трудно выехать с второстепенной дороги и встроиться в поток на главной (или пересечь его), при этом при появлении малейшего разрыва в потоке нужно как можно быстрее встроиться в него и желательно сразу ускориться, чтобы тебя ненароком не «догнал» ближайший едущий по главной дороге. Именно поэтому выезжающие с второстепенных направлений стараются проехать нереглируемый перекрёсток на скорости. А тут вдруг надо сразу же после поворота тормозить и пропускать пешеходов, рискуя при этом перегородить главную дорогу и случайно получить в бок от не успевшего затормозить водителя, уже находящегося на главной. У водителей ведь тоже нервы не железные.

Мы ещё не рассмотрели пешеходный переход через саму Предтеченскую. Развилка дороги разделяет его фактически на две части, при этом на обеих из них пешеходу приходиться продираться через поток автомобилей, стоящих в ожидании проезда перекрёстка (при этом этот поток в любой момент может поехать). А посередине, на разделительном островке-треугольнике, точно так же приходится продираться через припаркованные автомобили, которые вообще-то нарушают правила, но парконов у нас нет, с эвакуаторами напряжёнка и вообще.

Чтобы понять, почему нерегулируемость данного перекрёстка создаёт такие неудобства пешеходам, нужно вспомнить, что находится в этом месте. А находится здесь большое офисное здание «Большая Санкт-Петербургская, 6/1», где расположены десятки офисов, в основном относящихся к сфере услуг. А значит, это здание в день посещают сотни людей. А ещё в этом же здании находится магазин «Магнит», что тоже намекает. Теперь посмотрим, как им ближе всего от здания на ближайшие автобусные остановки на Санкт-Петербургской. Зелёным отметим безопасные участки пути, красным — опасные (нерегулируемые переходы через проезжую часть).

pjatj-uglov03

Итого для ближней остановки (на этой же стороне Санкт-Петербургской): безопасный участок — один (не считая собственно выхода из здания), опасный — один.

Для дальней остановки (на другой стороне Санкт-Петербургской): безопасных участков — два (не считая собственно выхода из здания), опасных — тоже два. Неплохо для пары сотен метров, правда?

Лично для меня актуально и здание, и дальняя остановка на Санкт-Петербургской. Но очень часто я предпочитаю этой ходьбе с препятствиями повернуть в другую сторону и дойти до следующей остановки на Розваже, так как всю дорогу от здания до остановки там не нужно пересекать ни одной (!) проезжей части. Да, на сотню метров дальше (судя по Яндекс.Картам, 300 метров против 200), но безопасность дороже.

Если же мне нужно уехать именно с дальней остановки на Санкт-Петербургской, я предпочитаю сделать крюк через следующий перекрёсток Санкт-Петербургской с Яковлева-Стратилатовской и перейти там дорогу по светофору (при этом опасно переходить Козьмодемьянскую приходится всё равно). При этом проигрываю 150 метров, идя 300 метров против 150 через опасный нерегулируемый переход, но здоровье и нервы дороже:

pjatj-uglov04
Да, если кому вдруг интересно: пределом комфортной пешей доступности в городе считается расстояние в 500 метров.

Теперь посмотрим, как эту проблему может решить установка светофора на данном перекрёстке. Учитывая, что организация движения на данном перекрёстке практически такая же, как на соседнем пересечении Санкт-Петербургской с Яковлева-Стратилатовской, логично сделать на Пяти углах светофорные фазы подобным образом.

Фаза 1: зелёный сигнал для автомобилей, движущихся по Санкт-Петербургской (с возможностью съезда с обоих её направлений на Козьмодемьянскую), зелёный сигнал для пешеходов, переходящих Предтеченскую (переход на ней при этом перенесён к основанию перекрёстка).

pjatj-uglov05
При этом на месте разделительного треугольника на Предтеченской нужно сделать разделительный островок, физически приподнятый над уровнем проезжей части и отделённый от неё поребриком (в качестве дополнительной защиты от парковки автомобилей на островке можно установить столбики или невысокий заборчик). Это не только облегчит пешеходу переход проезжей части и даст ему возможность полноценно ожидать на островке следующего зелёного сигнала в случае, если он не успел завершить переход, но и психологически заставит пешехода воспринимать Предтеченскую как одну проезжую часть гигантской ширины, которую непонятно как переходить, а как сочетание двух сравнительно узких проезжих частей, которые вполне можно перейти по отдельности. То же самое, кстати, давно пора сделать и на других подобных нерегулируемых переходах через разделительные треугольники, прежде всего на Великой улице у площади Строителей.

Фаза 2: зелёный сигнал автомобилям, выезжающим с Предтеченской во всех трёх направлениях. Всем пешеходам в это время красный сигнал.

pjatj-uglov06
Фаза 3: красный сигнал автомобилям со всех направлений, зелёный сигнал пешеходам со всех направлений.

pjatj-uglov07
Подозреваю, что светофор в этом месте до сих пор не ставят, потому что боятся образования пробок на Санкт-Петербургской (хотя на самом деле с пробками надо бороться стимулированием уменьшения количества автомобилей на дорогах, а не уменьшением количества светофоров). Но! Если водителей до сих пор заставляют поворачивать с Предтеченской на Петербургскую налево и пересекать её на Козьмодемьянскую без светофора, а пешеходов — переходить дорогу по нерегулируемым переходам, то, значит, предполагается, что интенсивность транспортныго потока на Санкт-Петербургской в данном месте достаточно мала, чтобы можно было пересечь его безопасно? (Для сравнения: на участке Санкт-Петербургской после пересечения с Германа, где поток транспорта действительно сверхинтенсивный, все переходы регулируемые, а все нерегулируемые левые повороты с второстепенных направлений запрещены). А раз так, то о каких пробках при установке лишнего (а по факту совсем не лишнего) светофора на данном участке может идти речь? При этом за установку нового светофора чиновникам явно скажут спасибо сотни водителей и тысячи пешеходов.

Установка светофора на данном перекрёстке также будет иметь ещё один положительный эффект: образуется удобный автомобильный коридор из Псковского и Западного района на Торговую сторону в обход центра города. Такой удобный объездной коридор уже существует в противоположную сторону: чтобы попасть с Торговой стороны в Псковский или Западный район, не обязательно ехать через Розважу и Софийскую площадь, а можно проехать по Великой, Яковлева и Стратилатовской, где гораздо менее интенсивный автомобильный поток, гораздо меньше светофоров, пешеходов и совсем нет автобусов. В обратном направлении логичный коридор проходит через Предтеченскую — Козьмодемьянскую — Великую, но отсутствие светофора на Пяти углах заставляет многих водителей лишний раз не рисковать и сворачивать с Предтеченской направо и ехать через Санкт-Петербургскую и Розважу с перспективой вилять между автобусов и вообще ехать в куда более интенсивном потоке. Таким образом, установка светофора на Пяти углах позволит в том числе и разгрузить центр города, в результате чего со временем можно будет менее болезненно начать выдавливать оттуда автомобили :)

В следующий раз попробую написать про перекрёсток Большой Санкт-Петербургской и Яковлева-Стратилатовской, где светофор есть, но свои проблемы для пешеходов и водителей есть тоже.

Реклама

комментария 3 to “Нужен ли светофор на Пяти углах”

  1. servusDei Says:

    Сфетофоры тут не нужны, надо сделать круговое движение и всё будет прекрасно

  2. Мелкое ДТП на Пяти углах. Информация к размышлению | Заметки лингвомана Says:

    […] и для них там стоит поставить светофор (об этом я уже подробно писал). А уж сколько пешеходов вам за это спасибо скажет — и […]

  3. Поговорим о понятиях в ОДД (перепост с сокращениями) | Блог о языках и городах Says:

    […] регулирование на Пяти углах, я в одной из фаз предлагал веерное движение, а у Волны автомобили поворачивают с […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: