Скользко… Ещё более

В конце прошлой зимы я писал статью«Скользко…» про гололёд. Этой зимой с гололёдом у нас внезапно стало ещё хуже, и, видимо, придётся написать ещё.

На днях в какой-то передаче по НТ обсуждалась проблема гололёда в городе, и некая чиновница вполне в духе нынешних властей утверждала, что уборка снега на дорогах происходит нормально и вообще. Конечно, со временем, даже будучи самым завзятым патриотом и антиэмиграционистом, привыкаешь к тому, что наши власти всё время поют вариации на тему «Жить стало лучше, жить стало веселей» и «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Но в данном случае цена вопроса слишком высока — достаточно просто выйти на улицу, чтобы поскользнуться на льду и получить травму. А совсем не выходить на улицу и сидеть взаперти дома тоже как-то не получается, да и неправильно это. Так почему же должно быть так страшно просто жить повседневной жизнью?

Правда, объяснение такой позиции наших decision-maker’ов всё же есть. Просто чиновники у нас живут в другом измерении, чем большинство жителей, и видят обычный мир лишь из окна персонального автомобиля. А автодороги у нас более-менее вычищены, и по ним вполне ездить можно. Таким образом, то, что 90% жителей города при этом вынуждены падать на тротуарах, оказывается за пределами картины мира чиновников. Не хочется здесь лишний раз вспоминать, что кое-где в мире сначала чистят дорожки для пешеходов и велосипедистов и только потом — для автомобилей, но и вопрос, почему же у нас даже зимой люди упорно ездят на машинах, тоже сам собой отпадает. Активист движения «Новый город» Алексей Сабельский в своей статье о пользе велодорожек приводит фото зимнего Копенгагена  и комментирует его следующим образом:

Кстати, на фотографии зима, но велодорожки (как и тротуары с дорогами) начисто прибраны и сухие. Именно это в первую очередь отличает зиму в Копенгагене, от зимы в Новгороде, а никак не средняя температура января.

А вот и собственно фото:

kopengagen-zima

Копенгаген, 2013 год. Фото Ильи Алексеева

Если когда-то и становится действительно за державу обидно, то это глядя на такое фото. Плевать даже на то, что у них мало автомобилей и много велосипедов, общественный транспорт предсказуем и ходит как часы и есть всевозможные мелочи, делающие повседневную жизнь комфортнее — всё это не так важно по сравнению с правом простого горожанина просто ходить по своему городу безопасно для собственного здоровья. И опять же,  речь идёт совсем не о гопниках и прочих преступниках, а о возможности и даже праве не поскальзываться на льду на тротуаре и не быть сбитым на пешеходном переходе. Смешно сказать… было бы, если бы это не было так грустно. В этом году, кстати, льдом сковало тротуары не только на центральных улицах города, у вокзала и т.п., но и даже на Завокзальной, на которой в прошлом году как-то умудрялись поддерживать тротуары чистыми от снега практически всю зиму.

kremljovskij-park-ljod

Это не каток, а обыкновенная дорожка в Кремлёвском парке в Великом Новгороде. Фото Анны Соколовой

Другой активист «Нового города» Михаил Кривый в обсуждении о целесообразности аэропорта в Новгороде пишет, в частности, следующее:

Если рассуждать отвлеченно, то региону с населением почти в пол миллиона нужен аэропорт. Новгород - единственный региональный центр без аэропорта. Если бы Новгород был финским городом, то из аэропорта выполнялось бы 15-20 рейсов в день.

Если бы Новгород был скандинавским (пускай даже тем же финским) городом, то тротуары на нём были бы вычищены (забудем на время о наличии там велосипедных дорожек) и — представляете? — люди могли бы ходить по ним не в режиме конькобежного спорта без коньков, а просто ходить! Ну и как тут не возникнуть крамольным мыслям типа «вот если бы Финляндия в своё время продолжилась чуть дальше…»? При том, что, вообще-то, я ни разу не западник и не хотел бы жить среди людей с чуждым нам менталитетом, образом жизни и вообще всем. Я не представляю свою жизнь где бы то ни было за пределами России, но тем более я хочу жить в единственно внутренне комфортной для меня стране и городе безопасно в повседневной жизни. Чтобы зимой можно было ездить на каникулы не только в какую-нибудь Данию (знаю людей, которые реально туда ездят на Новый год), но и в соседний город, не боясь по не зависящим от тебя причинам остаться там несколько дольше запланированного в не самых приятных условиях (а по-простому говоря — поскользнуться и загреметь с травмой в больницу).

А тем временем упомянутая чиновница предлагает жителям самим выйти во двор и вычистить тротуары. Не будем даже о том, что тем самым власти расписываются в собственном бессилии обеспечить комфортное и безопасное перемещение по городу для рядовых граждан. Но, вообще-то, эти самые граждане в большинстве своём по рабочим дням вкалывают, а по выходным отдыхают от вкалывания, и у них есть ещё масса забот, кроме того, чтобы самим делать то, что, вообще-то, должны делать коммунальные службы.
Причём самое интересное, что эти самые коммунальные службы вроде бы даже что-то делают; по крайней мере, людей в ярко-жёлтых жилетах с широкими двуручными лопатами и во дворах, и на улицах делать можно. Но тут же вспоминается, что на дворе, вообще-то, второе десятилетие XXI века, который так красочно описывали нам писатели-фантасты века XX-го. И ещё вспоминаются строчки из одного из флотских рассказов Александра Покровского:

Конечно, можно было попросить у Родины бульдозер, но ведь Родина может же спросить: «При чём здесь бульдозер? Зачем вам, подводникам, бульдозер?» — и Родина будет права.
Значит, тогда так, тогда молча берём в руки лом и молча долбаем. Без бульдозера.

Ясно, что трактору достаточно один раз проехаться с опущенной лопатой по тротуару туда и обратно, чтобы сделать работу, над которой просто дворники будут горбатиться часами и всё равно физически всего не вычистят. Но… не знаю, в чём тут «но», но «но». Впрочем, да, у же нас ничего не нужно никому… кроме простых людей, которых у нас процентов 90.

Утешает разве что то, что впереди ещё десятилетия жизни и есть надежда дожить до времён, когда и у нас у власти будут те, кто будет делать что-то для людей, а не для экономии бюджетных средств и собственных усилий. В общем-то, тенденция к этому есть, ибо отсутствие предложения порождает повышенный спрос, и потихоньку прорастают общественники, которые занимаются тем, во что  верят. Сейчас у нас как минимум один депутат из общественников, со временем наверняка будет больше. Да и смена поколений во власти неизбежна уже в течение ближайшего десятилетия; на смену людям старой закваски будут приходить люди, выросшие во времена всеобщей неудовлетворённости (с одной стороны) и свободного выезда за границу, дающего возможность сравнивать (с другой стороны) и, как результат, желающие изменить к лучшему не только свою жизнь, но и жизнь таких, как они, рядовых граждан.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

И напоследок немного лингвоманства: может быть, вас интересует, почему льда, но гололёда? Да потому что по-хорошему должно было быть и *лёда: ведь изначально было ледъ, а не * льдь, а выпадали в слабой позиции исторически только редуцированные ъ (ер) и ь (ерь). Ср. украинское лід → льоду, польское lód — lodu и т.п. Форма льда (как и льна, льва) образовалась по аналогии с формами типа пёс → пса (др.-рус. пьсъ → пьсá). Если бы было ещё и * голольда, было бы совсем неэтимологично :)

Реклама

комментариев 6 to “Скользко… Ещё более”

  1. Бурзухий (Burzuchius, Burzuquio, Burzuchio...) Says:

    Со «льдом» и «льном» всё наоборот: в праславянском они имели ь, но потом в некоторых языках утратили беглость гласного.

  2. Хорошие тротуары | Блог о языках и городах Says:

    […] я писал статью «Скользко…», прошлой зимой — статью «Скользко… Ещё более» о безобразной зимней уборке тротуаров города, которая […]

  3. Не скользко! | Блог о языках и городах Says:

    […] и совсем не нуждается в посыпке! Скользким или ещё более скользким он становится только при температуре около […]

  4. О блоге | Блог о языках и городах Says:

    […] завода Ленинского Комсомола ● Скользко… ● Скользко… Ещё более ● Хорошие бордюры в ноль на Воскресенском бульваре […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: