Улица Ломоносова — не хайвей!

Вырезка из сегодняшней газеты депутата Думы Великого Новгорода от Завокзального микрорайона Юрия Пшеницына «Город»:

gazeta-gorod-problemy-i-reshenija
(Место на Яндекс.Картах)

Полгода назад на этом самом переходе сбили мою маму, шедшую короткой дорогой на работу, в результате чего она очень долго лежала в гипсе и лишь сейчас восстанавливается от травмы. Ругать водителей, в нарушение пункта 14.1 ПДД не пропускающих пешеходов на нерегулируемых переходах, можно и нужно. Однако чтобы излечить болезнь (в том числе общественную), нужно сначала разобраться не только в её внешних симптомах, но и в её внутренних причинах.

Известно, что Западный район с севера на юг пересекают три магистральные улицы: улица Ломоносова, проспект Мира и улица Кочетова. При этом они периодически пересекаются с перпендикулярными им улицами — Свободы, Зелинского, Попова (Ломоносова — ещё и с улицей Химиков). Разумеется, именно на пересечениях с другими улицами магистрали переходит больше всего пешеходов, и именно здесь логично ставить светофоры — как для безопасного перехода дороги переходами, так и для безопасного разъезда автомобилей, проезжающих данный перекрёсток в разных направлениях.

Теперь посмотрим, где на этих улицах стоят светофоры:

zapadnyj-rajon-svetofory

На Мира и Кочетова светофоры стоят не только на пересечениях с основными перпендикулярными улицами, но и на участках между ними, разбивая данные улицы на равномерные участки длиной по 300-400 метров. Благодаря этому пешеходы имеют возможность безопасно переходить улицы по светофору в местах, максимально близко расположенных от их пешеходного маршрута, а водители не имеют возможности разгоняться, что повышает безопасность и их самих, и других участников дорожного движения (как автомобилей, так и пешеходов — например, переходящих дорогу по нерегулируемым пешеходным переходам). На Кочетова до недавнего времени светофоров было мало, но за последние полтора года там появились три (!) новых светофора (на карте обведены в зелёный с надписью NEW), причём в ключевых для пешеходов местах следования домой/из дома и с остановки/на остановку: два на углу с улицей Попова, один на углу с улицей Свободы у Кочетовского рынка (причём всего в 150 метрах от уже существующего светофора).

И только на Ломоносова ситуация иная: от Нехинской до Зелинского нет НИ ОДНОГО светофора, в результате чего образуется длинный и прямой, как стрела, бессветофорный участок, обозначенный на карте красной стрелкой. Возможно, не ставя на этом участке дополнительных светофоров, чиновники считали так: раз улица Ломоносова, в отличие от Мира и Кочетова, на всём своём протяжении имеет срединную разделительную полосу, то такие дороги пешеходы могут пересечь и по нерегулируемым переходам — перейти сначала одну половину дороги, на срединной полосе при необходимости остановиться и подождать, затем перейти дальше…

Всё так, НО: а) движение на Ломоносова всегда очень интенсивное, а в утренние и вечерние часы пик — в особенности, и переждать даже однонаправленный поток пешеходу очень трудно и б) на километровом бессветофорном участке водители поддаются искушению разогнаться и как можно быстрее его проехать, «пока нет светофоров и не надо на них стоять». А когда едешь на скорости эдак 70 км/ч, сбрасывать её перед пешеходными переходами становится лень — тем более наши водители привыкли, что в наших условиях пешеход не пойдёт по нерегулируемому переходу, пока не убедится, что ему уступают дорогу. А ведь, увы, часты самые подлые коварные для пешехода ситуации — когда одна машина перед ним остановилась, а из-за неё из соседнего ряда в нарушение пункта 14.2 ПДД выскочила вторая, пытаясь на авось проскочить свой участок перехода до пешехода… Чем больше скорость, тем больше вероятность, что на нерегулируемом переходе автомобиль пешеходу не уступит, а насколько опасно столкновение с пешеходом автомобиля, несущегося со скоростью 70 км/ч, уже написано за нас (а нами только переопубликовано).

Водители, конечно, любят улицу Ломоносова именно за то, что по ней можно гнать быстро с минимальным количеством светофоров (которые, с точки зрения водителя-обывателя, движущегося по главной дороге, только мешают быстро ехать). По этой же прчине таксисты иногда даже используют Ломоносова как дублёр Санкт-Петербургской. Мне неоднократно приходилось ездить в такси по Ломоносова, и при приближении к каждому нерегулируемому пешеходному переходу всё время ёкает сердце и думается: только бы в этот момент на переход не входили пешеходы! Ведь такси несётся по бессветофорному участку магистрали на скорости не менее 70 км/ч, а таксисты останавливаться, в том числе перед пешеходами, не любят…

Урбанисты уже сто раз писали, что городские дороги и скоростные межрайонные хайвеи (которых у нас нет) — это две большие разницы, и скоростные бессветофорные хайвеи никогда не прокладываются через жилые зоны. А на обычных городских улицах оптимальная скорость езды, максимально безопасная для всех участников дорожного движения, — 40-45 км/ч (именно поэтому в большинстве европейских стран максимально разрешённая скорость для езды по городу не превышает 50 км/ч). Регулярно стоящие на дороге светофоры: а) дают возможность пешеходам безопасно переходить дорогу, б) стимулируют водителей ехать медленнее и размереннее и в) дают другим водителям возможность безопасно выезжать с второстепенной дороги на главную, а зачастую и безопасно поворачивать налево и с главной дороги. Всё это — аргументы «за» светофоры, и в них всех фигурирует ключевое для человеческого существования вообще слово «безопасность». А единственный аргумент против светофоров —  желание водителей поддаться собственной торопливости, подвергая серьёзному и совершенно неоправданному риску как всех других участников дорожного движения, так и самих себя.

Соответственно, улица Ломоносова никак не может быть хайвеем, а пешеходы, пересекающие её на углу с обоими сторонами улицы Попова и в районе школы №25, не должны подвергать свою жизнь опасности только из-за того, что водители на этом участке очень сильно введены во искушение ехать быстро и не думая. Тем более что с постройкой Завокзального микрорайона все эти переходы стали значительно более актуальными как наиболее короткий и удобный пеший путь для местных жителей в Западный район. На карте эти три участка обозначены красным кружочком с восклицательным знаком — именно на них должны стоять светофоры, причём они должны быть поставлены как можно быстрее. 

Вспомнив о Завокзальном микрорайоне и светофорах на магистральных улицах Западного района, нельзя не вспомнить ещё об одной проблемной точке района, которая на карте тоже обозначена красным кружочком с восклицательным знаком. Это переход на Нехинской у «круглого гаража». По другую его сторону от жилой зоны находится автобусная остановка, которая актуальна для а) многочисленных жителей новопостроенного Завокзального микрорайона и других местных жителей; б) посетителей и работников Народного университета и других организаций, расположенных на Завокзальной и в) работников ПАТП-1 и других предприятий, базирующихся в «круглом гараже». Много людей? Немало. Однако проблема состоит в том, что остановкой в сторону центра города все они попросту не могут воспользоваться, не подвергая свою жизнь опасности при переходе Нехинской, которая в данном месте являет собой самое узкое место транспортной «воронки» южной части Западного района и потому всегда имеет сверхинтенсивное движение. Лично я, побегав какое-то время через этот переход, теперь предпочитаю ходить к следующей остановке напротив автовокзала для поездок в сторону центра города и сходить с автобуса там же при возвращении из Западного района. Всеми своими фибрами я понимаю, что пользоваться не своей остановкой нерационально, а не мочь воспользоваться своей — неправильно, но жизнь и здоровье дороже.

Сейчас администрация города запланировала в этом месте надземный переход, но пока что не располагает средствами его построить. Активисты движения «Новый город» планируют провести в этом месте подсчёт пешеходов и отговорить власти строить здесь надземку, которой при всей её дороговизне значительная часть населения (в первую очередь дети и пожилые, а также люди с колясками, сумками и велосипедами) не сможет, затруднится или не захочет воспользоваться. В данном месте гораздо больше подошёл бы обыкновенный светофор, который не только давал бы возможность пешеходам наконец безопасно переходить дорогу в этом месте, но и давал бы возможность автомобилям безопасно поворачивать налево с Нехинской (со стороны Западного района) на Завокзальную и, наоборот, выезжать с Завокзальной на Нехинскую. В общем, всем бы было удобно, теперь дело лишь за волей общественности и чиновников. И я вместе с авторами упомянутой газетной статьи верю, что эти проблемы обязательно будут решены — ведь другого выхода в перспективе нет. Но решать эти проблемы нужно как можно скорее: ведь чем дольше тянуть с их решением, тем больше пешеходов в это время будет продолжать играть в рулетку с судьбой при банальном переходе дороги. 

Реклама

комментария 2 to “Улица Ломоносова — не хайвей!”

  1. Новый «лежачий полицейский» на Ломоносова | Заметки лингвомана Says:

    […] для безопасного перехода. Во всяком случае, километровый бессветофорный гоночный псевдохайвей от Нехинской до Зелинского в этой точке теперь уже […]

  2. Про лобовое столкновение, скорости и разделители | Блог о языках и городах Says:

    […] без светофоров и регулируемых переходов, таких как улица Ломоносова от Нехинской до Зелинского (!) или Большая Санкт-Петербургская от […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: