Жизнь без автомобиля

Под влиянием чтения книги Вукана Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни» ещё раз задумался о пресловутом «автомобильном вопросе» применительно лично к себе и к своего городу. Являются ли по факту жители Великого Новгорода, не имеющие личного автомобиля, людьми второго сорта по сравнению с власть автомобиль имущими? Как человек, имевший возможность тем или иным способом побывать «по разные стороны баррикад», но не имеющий возможности купить личный автомобиль себе и своей будущей семье из-за неспособности к вождению, я попытался задуматься над данным вопросом.

Сразу же оговорюсь, что я никого не отговариваю покупать и использовать личный автомобиль; если у кого-то есть возможность купить его тем или иным способом (единовременной выплатой или в кредит), достаточно денег, чтобы этот автомобиль содержать (бензин, страхование, техобслуживание, регулярная покупка и замена запчастей) и все необходимые внутренние качества, чтобы его водить (об этом ниже), — то вперёд и пожалуйста. В целом, разумеется, наличие личного автомобиля лучше его отсутствия — если только его разумно использовать. Ведь всё-таки ездить на личной машине на работу и обратно (если только не имеешь работу, прямо включающую наличие личного автомобиля — скажем, курьер, агент недвижимости или представитель иной работы, где надо быстро и много мотаться между разными точками города в течение каждого рабочего дня), имхо, по меньшей мере безответственно по отношению и к другим автомобилистам, и к пешеходам, т.к. от слишком большого количества желающих «ехать быстро» в одно время и в одном месте, неудобно и опасно в итоге всем и каждому. И с парковками, кстати, везде в городе большие проблемы тоже именно из-за этого — как бы сказал тот же Вучик, никакое предложение не в силах удовлетворить неограниченный спрос.

Тем более, как ни парадоксально, именно за последние пять лет, когда число автомобилей в городе удвоилось и начались все вытекающие из этого проблемы, общественный транспорт стал ходить намного чаще, а его подвижной состав стал новее, быстрее и удобнее. При этом он вполне покрывает значительную территорию города и стимулирует ходить пешком, что, вообще-то, лучше и ненавязчивее всяких бегов и тренажёров при сравнимой полезности. Есть, конечно, места, куда общественным транспортом добраться неудобно (прежде всего самая старая часть города по обеим сторонам Волхова, т.е. всё то, что за Ярославовым дворищем и Прусской улицей соответственно) или вообще невозможно (Рабочая улица или Колмовская набережная), но большинству населения города туда если и надо, то крайне редко, и заводить автомобиль только из-за существования таких мест в принципе как минимум нерационально :)

Но если отбросить рутинные «маятниковые» поездки на работу и обратно и прочие перемещения по городу, которые можно и нужно выполнять общественным транспортом, какие случаи остаются, где без автомобиля объективно не обойтись? Каждый, наверное, может составить свой больший или меньший перечень таких случаев. Лично для меня были бы актуальны следующие:

  • путешествия — особенно по маленьким городам и деревням, где общественным транспортом добираться не всегда удобно, а в их ожидании чувствуешь себя не всегда уютно и безопасно, а также по отдалённым достопримечательным местам, в которые вообще непонятно как попадать на общественном транспорте;
  • поездки в гипермаркет по выходным, ибо в наши дни гипермаркет — это не роскошь, а способ сделать закупку на неделю вперёд и не таскаться в конце каждого рабочего дня по магазинам за продуктами, что в условиях усталости от целого дня работы и необходимости набирать несколько сумок продуктов вообще-то небольшое удовольствие. Тем более по воскресеньям дороги в городе всегда свободны и никто никому на них особо не мешает — ну просто мечта для водителя;
  • перевозки «малоподвижных» близких и членов семьи (отвезти ребёнка или бабушку в больницу и т.п.);
  • перевозка крупногабаритных и/или тяжёлых грузов — например, купленного холодильника или стиральной машины как способ сэкономить на доставке груза от магазина до дома; даже уже в легковом хэтчбэке их вполне можно перевезти, проверено);
  • необходимость вернуться откуда-то в городе поздно вечером, когда общественный транспорт ходит уже редко, а ожидать его на остановке и идти от остановки до дома может быть не очень уютно и безопасно.
    Рассмотрим теперь каждый случай в отдельности при невозможности обладать личным автомобилем ни сейчас, ни в перспективе.
  • Путешествия — да, сразу очень много ограничений в виде «связанности междугородним транспортом»; испытал это сам, например, во время самостоятельных поездок в Тихвин и Кончанско-Суворовское. Где-то приходится вообще ехать экскурсией, чего я в целом не очень люблю из-за отсутствия ощущения личной свободы действий, но преимущество «туда довезут и оттуда отвезут» при поездках в некоторые отдалённые места перевешивает. С другой стороны, из Великого Новгорода с удобством можно ездить на машине разве что в сторону Пскова и Старой Руссы, а все прочие направления сопряжены с ездой по трассе М10 Москва — Санкт-Петербург со всей вытекающей необходимостью постоянного лавирования между фурами по средней полосе, которая в твоём направлении то появляется, то исчезает… Впрочем, многие другие магистральные междугородние трассы (например, М9 Москва — Великие Луки — Рига или М20 Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Киев) ещё опаснее, т.к. имеют вообще двухполосное движение, и неслабый поток фур можно обгонять только по встречной, что требует энного количества дополнительной расчётливости «на месте» и нервов. По междугородним трассам на автобусе ехать пусть медленнее, но как-то спокойнее.
  • Поездки в гипермаркет по выходным. Здесь опять же в наше время проблем становится всё меньше, ибо во многие городские продовольственные гипермаркеты (особенно в оба гипер-«Магнита») подводят общественный транспорт, позволяющий уехать прямо от магазина, сколько бы тяжёлых сумок ты себе там не набрал. А то, что эти сумки нужно ещё тащить от остановки до дома — что ж, и на машине далеко не всегда удаётся встать у подъезда и порой тоже приходится пронести сумки руками с полсотни метров. Опять же, оттаскать более тяжёлые сумки один раз в неделю, когда к тому же всё равно больше нечего делать, психологически легче, чем таскать меньше, но каждый день и усталому после работы.
  • Перевозки «малоподвижных» близких и членов семьи и необходимость вернуться откуда-то в городе поздно вечером. Здесь да, без такси порой не обойтись. Но следует помнить, что на такси ездить дороже, чем на машине, только с точки зрения прямых расходов на саму поездку. Да, на машине бензина потратишь меньше, но машину надо ежемесячно обслуживать (а запчасти, мойка, техобслуживание и т.п. обходятся не так уж дёшево), поэтому с учётом «неявных» расходов стоимость проездного на автобус плюс четырёх-пяти поездок на такси в месяц всё равно будет не больше ежемесячной стоимости заправки + обслуживания личного автомобиля.
  • Перевозка крупногабаритных и/или тяжёлых грузов. Здесь выход прост: выбирать магазины с бесплатной доставкой до подъезда и тем самым поощрять их ориентированность на клиента :)


Скажете, проще купить машину? Ну, кому-то действительно проще — но далеко не всем. Начнём с того, что водитель, по-хорошему, должен иметь не только водительские права (которые в автошколах за взимаемую ими немаленькую плату дают очень и очень охотно), но и целый набор качеств, которые должны иметься в тем большей степени, чем больше автомобилей и чем интенсивнее автомобильное движение в городе (актуально теперь уже для всех российских областных центров):

  • внимательность и способность быстро переключать внимание, не отвлекаясь при этом от происходящего непосредственно перед собой на проезжей части;
  • аккуратность и «расчётливость аккуратности» (важно, например, при парковке и выезде с неё, а также при перестроениях на другую полосу);
  • уравновешенность;
  • умение сосредоточиться и «неотвлекаемость» (ни музыкой в машине, ни разговором пассажиров и с пассажирами);
  • способность быстро и правильно принимать решения в доли секунды;
    • наконец, наличие «внутреннего стержня» и понимания необходимости соблюдать правила дорожного движения для собственной безопасности и безопасности других участников движения (без всяких русских «авось» и «сойдёт и так»). 

Наверное, этими качествами обладает большинство людей в целом, но явно далеко не все, кто сейчас имеет водительские права и не вылезает из личных машин. Не по вине ли таких бездумно садящихся за руль людей происходит подавляющее большинство ДТП?

Кроме того, не следует забывать, что позволить себе купить машину в кредит на 12 лет — это ещё не всё. Нужно, чтобы хотя бы один из членов семьи (обычно это мужчина) зарабатывал достаточно для того, чтобы постоянно содержать автомобиль (пресловутые бензин-страхование-техобслуживание-запчасти-мойки и проч. и проч.) Автомобиль — это фактически ещё один «голодный рот» в семье. Общеизвестно, что большинство наших людей готово работать хоть где, лишь бы денег было побольше. Но если вынужденно или принципиально работаешь там, где платят немного, то придётся считаться с тем, что надо будет работать ещё и на «прокормление» автомобиля, т.е., образно выражаясь, заниматься «производством средств производства».

Тем, кто живёт в районных центрах или в сельской местности, где с общественным транспортом, мягко говоря, не очень, приходится всё равно покупать хотя бы старенькие «жигули» и на последнюю копейку их содержать, чтобы хоть как-то передвигаться по своему населённому пункту и хоть как-то добираться до районного/областного центра (тем более что в таких городках и весях дороги вообще всегда свободные, и с ездой на машине особых проблем нет). Но для живущих в областном центре, пусть даже небольшом, эта проблема куда как менее актуальна, зато куда как более актуальна проблема интенсивного движения практически на всех магистральных городских дорогах, на каждом шагу создающая помехи и опасности как для самих водителей, так и для пешеходов.

Таким образом, если у вас тоже субъективно или объективно нет и не будет возможности купить личный автотранспорт, не переживайте: у нас в России искони передвижение по городу было прежде всего ориентировано на общественный транспорт и фактически до сих пор таковым остаётся, несмотря на ужасающее количество автомобилей на дорогах (которыми на самом деле регулярно пользуется всего 20% населения, т.е. только каждый пятый). Лучше порадуйтесь, что живёте не в США — вот там без автомобиля, возможности его купить или водить действительно приходится очень туго. Лично я, когда писал эту статью, лишний раз порадовался, что я живу не в… Питере (не говоря уже о Москве), где метро и дополняющий его наземный транспорт работают отменно и ходят до глубокой ночи, но в приведённых выше особых случаях к палочке-выручалочке под названием «такси» уже не прибегнешь из-за его непомерно высокой стоимости. А поздним вечером там за пределами центра так же или ещё более небезопасно, и маленьким детям, больным и пожилым тоже надо как-то передвигаться (об этом пишут целые статьи), и покупки надо как-то перевозить… Прибавим к этому огромные расстояния, некомфортность, шумность, сверхмноголюдность и сверхмногомашинность этих городов в целом, и остаются только… «право рождения», огромные деньги и бóльшие по сравнению с другими городами возможностями. Ну а баланс плюсов и минусов и соответственно желание жить в том или ином городе каждый для себя решает сам…

Реклама

комментария 4 to “Жизнь без автомобиля”

  1. Tatiyana Isakova Says:

    Автокредиты есть, на 3 и на 5 лет. А 12 лет это уже что-то запредельное …
    «…позволить себе купить машину в кредит на 12 лет …» прямо ипотека движимости )

  2. Anna Sokolova Says:

    Я могу позвоить себе машину и без кредитов и с содержанием, но в Новгороде, честно говоря, вообще не вижу смысла это делать. По крайней мере, пока нет маленьких детей. Единственное, иногда не хватает автомобиля для путешествий — жаль, что прокат автомобилей и байков у нас как-то слобо распространен (вообще надо будет заняться изучением этой темы подробнее). В этом году мы путешествовали по Таиланду 1,5 месяца, там было очень удобно: в каждом городе можно без проблем тут же снять байк (в центре на каждой улице по нескольку точек аренды, стоимость от 200 руб/сутки в среднем), загрузить вещи и спокойно кататься по достопримечательностям и пр.

  3. probudni Says:

    А мне как то интересней по старинке, поехать загород на автобусе или поезде, а иногда даже пешком. И это мне даёт вырваться и отдохнуть от прогресса.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: