Разделительные островки на пешеходных переходах

Раз уж в последнее время меня в моих «Заметках» тянет к градооптимизаторской тематике (особенно в отношении родного любимого Великого Новгорода), рискну сделать ещё одну запись на эту тему.

В прошлогодней записи «Дороги, которые мы бы хотели» я упоминал преимущества дорог с разделительной средней полосой, в том числе для переходящих их пешеходов, которым не нужно переходить все транспортные пóлосы проезжей части зараз (а вдруг на какой-то из них какой-нибудь водитель возьмёт и перед тобой не остановится?). Переход проезжей части даже по нерегулируемому переходу на таких дорогах становится для пешехода удобным и безопасным, т.к. сначала он пересекает транспортный поток, направленный в одну сторону, а затем может остановиться на срединной разделительной полосе и переждать противоположно направленный транспортный поток столько, сколько ему необходимо для удобного и безопасного перехода оставшегося участка проезжей части.

Вот как, например, выглядит нерегулируемый пешеходный переход на проспекте Корсунова в районе бань и пересечения с проспектом Мира:

perekhod-prospekt-korsunova

Однако очевидно, что с учётом сложившейся планировки городских дорог в большинстве случаев сделать разделительную полосу на них не представляется возможным, не прибегая к колоссальным материальным затратам. И всё же проблему безопасности нерегулируемых пешеходных переходов можно решать и на дорогах, не имеющей срединной разделительной полосы. Показательный пример — нерегулируемый пешеходный переход в конце проспекта Мира (у «кольца» с Нехинской). на котором установлен удобный разделительный островок для пешеходов, позволяющий им переходить не всю проезжую часть целиком, а по одному направлению транспортного потока зараз, как в случае с дорогами с разделительной средней полосой. Таким образом, имеем нерегулируемый пешеходный переход на магистральной улице с интенсивным движением без постоянной разделительной средней полосы — и при этом переход, безопасный для пешеходов!

perekhod-mira

На проспекте Мира такие срединные разделительные островки стоят даже на регулируемых (!) пешеходных переходах у магазина «Великан» и у пересечения с улицей Свободы, хотя на регулируемых переходах они по сути не нужны. Что касается разделительного островка на вышеупомянутом переходе в конце проспекта Мира, то во время проводившегося в прошлом году капитального ремонта проспекта этот островок был снят и пространство под ним заасфальтировано, так что у меня даже появилось беспокойство, что этот переход из удобного и безопасного теперь станет неудобным и небез0пасным. Но — о чудо! — после окончания ремонта на том же месте был установлен новый разделительный островок.

В городе есть ещё несколько мест, где нерегулируемые пешеходные переходы через магистральные улицы с интенсивным движением нужно сделать более безопасными (при этом установка светофора в данном месте по той или иной причине не является целесообразной), а «геометрия» проезжей части в данном конкретных месте позволяет сделать это. Из самых насущных таких мест я бы выделил два. Во-первых, это переход в самом начале проспекта Мира:

perekhod-mira-1

Здесь в месте пешеходного перехода кончается «разделительный треугольник», и пешеходам в середине перехода достаётся маленький его кусочек, чтобы переждать противоположно направленный поток. Однако это пространство довольно тесное, неудобное (в особенности для нескольких человек) и психологически неуютное, поэтому разделительный пешеходный островок в этом месте был бы намного лучше (на снимке красным прочерчены его примерные контуры).

Во-вторых, это переход в самом начале улицы Псковской (считающийся, кстати, среди горожан опасным):

perekhod-pskovskaja

Здесь «разделительный треугольник» уже совсем не дотягивает до пешеходного перехода, и пешеходам приходится переходить все четыре полосы сразу, что с учётом интенсивности движения и ещё далеко не 100%-ной дисциплинированности водителей довольно опасно. При этом автомобильное движение в этом месте всегда очень интенсивное, а данный переход всегда очень актуален для пешеходов, так как лежит на кратчайшем пути из района вокзала и Воскресенского бульвара в центр. Разделительный островок в этом месте можно установить без каких-либо помех для участников движения, соединив его с расположенным у створа улицы «разделительным треугольником». На снимке красным прочерчены примерные контуры предлагаемого островка.

При этом принципиально важно, чтобы новые устанавливаемые в указанных местах разделительные островки не просто были начерчены дорожной разметкой, а были физически приподняты над уровнем проезжей части и отгорожены от неё бордюром (прерывающемся в месте пешеходного перехода). Это необходимо во избежание возможных наездов автомобилей на территорию островка — как при намеренном нарушении ПДД, так и по случайности или в экстренной ситуации.

Установка таких островков нужна, по сути, в единичных местах города (например, в местах переходов у нерегулируемого пересечения магистральной дороги со второстепенной целесообразнее думать об установке светофора) и вряд ли является сильно дорогостоящей. А пешеходы будут целее, и переходить дорогу они будут спокойнее… Разве это не стóит сравнительно небольших затрат со стороны дорожников?

Реклама

комментария 4 to “Разделительные островки на пешеходных переходах”

  1. Igor Shapovalov (@gorches) Says:

    Все мы хорошо, но по существующим нормам расстояние от края островка до края проезжей части не может быть меньше 10 см. Т.обр. новые островки можно сделать только на 3-полосных в каждом направлении и более многополосных дорогах. :(

    • Massimo Says:

      Igor, …или в месте схождения «разделительного треугольника» в местах, где дорога примыкает к кольцевому, полукольцевому и т.п. движению, т.к. на этих участках дорога сама по себе расширяется. В статье ведь речь идёт именно о таких случаях. Тем более один из этих случаев — широкий по определению проспект Мира, где островки зачем-то стоят даже на светофорных переходах (у «Великана» и на пересечении с ул.Свободы). А так понятно, что везде, где хотелось бы, таких островков не наставишь, увы.

      На шести- или более-полосных дорогах, если я правильно помню Варламова & Каца, нерегулируемых переходов не должно быть в принципе (а должны быть только светофорные), там и островки уже не прокатывают. Впрочем, таких дорог в Новгороде всё равно практически нет, поэтому опять же здесь речь о них идти не может.

  2. Знаки пешеходных переходов над дорогой | Заметки лингвомана Says:

    […] наконец, отечественные ГОСТы так, чтобы они позволяли ставить срединные островки безопасности и на четырёхполосных дорогах. Конкретно речь идёт о […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: