Фильм «Урбанизированный»

UrbanizedКак сообщает новый проект новгородских энтузиастов-градостроителей «Новый город», в 2011 году американский режиссёр-документалист Гарри Хастуит (Harry Hustwit) снял фильм «Урбанизированный» (Urbanized), в котором в сжатом виде собрано общее описание проблем современных городов всего мира и примеры их удачного решения в самых разных городах от Боготы до Пекина.

На рубеже XX-XXI веков все крупные города мира столкнулись с одной и той же проблемой: непродуманностью инфраструктуры для простых людей. Это было вызвано тем, что до середины XX века планирование городов велось с учётом только экономических соображений, при этом удобство и комфорт простых жителей отходили на второй план. В итоге жители стали пытаться обеспечивать себе комфорт самым простым путём — покупкой автомобилей для быстрого и удобного перемещения по городу. Однако по мере того, как таких желающих становилось всё больше, в крупных городах стала оформляться ситуация, метко охарактеризованная ещё в 70-х годах (применительно к Москве) Аркадием Райкиным: «Мы все едем медленно, потому что всем надо быстро». При этом для обеспечения комфорта тех, кто по тем или иным причинам остался «за бортом» автомобилизации, в городах не делалось ничего, а автомобилисты в итоге тоже стали испытывать всё меньше комфорта в пробках и просто интенсивном движении. В итоге развитие городов зашло в тупик, из которого разные города начали выходить по-разному — где-то с помощью властей (как в колумбийской столице Боготе), а где-то с помощью созданных энтузиастами коммерческих (как в Копенгагене) и некоммерческих (как в Детройте и некоторых других американских городах) организаций.

В фильме делятся опытом такие известные успешные планировщики городов, как мэр Боготы Энрике Пеньялоса (деятельности которого, кстати, на портале «Новый город» посвящена целая подробная статья) и руководитель копенгагенской градостроительной компании Gehl Architects Ян Гейл. Мэр колумбийской столицы начинает своё интервью со слов о том, что «В любой конституции мира сказано, что все люди равны перед законом. И человек на велосипеде, купленном за 30 долларов, для нас не менее ценен, чем человек на автомобиле, купленном за 30 000 долларов». При Пеньялосе в бедных районах были построены многочисленные пешеходные и велосипедные зоны, чтобы и малообеспеченные жители города почувствовали себя значимыми — ведь что-то в городе делается и для них, а не только для «избранных» обладателей личных автомобилей (тем более разница в материальной обеспеченности населения в Южной Америке традиционно очень высока). Интересно и местное решение проблемы быстрого и удобного общественного транспорта: Богота — огромный город, но в нём нельзя строить метро из соображений сейсмоопасности (т.е. опасности землетрясений). И тогда вместо метро в городе запустили сеть скоростных автобусах, которые движутся по выделенным полосам и останавливаются на станциях с высокими платформами и платным входом (на фото внизу). Как отмечает Пеньялоса, на те средства, на которые удалось бы построить только 25 км линий метро, в колумбийской столице было построено 400 (!) км выделенных дорог для «метроподобных» скоростных автобусов. Кроме того, удалось поднять статус автобуса как быстрого и удобного транспорта и снять с них клеймо «транспорта для бедных» (читай — «для неудачников, не сумевших купить себе автомобиль»).

TransMilenio

 TransMilenio2

Интересны и приводимые в фильме высказывания отдельных энтузиастов-градопланировщиков, например: «Если мы хотим, чтобы что-то изменилось, нужно — как бы это помягче сказать — поднять задницу и попытаться запустить какую-то инициативу самому». Или: «Дело властей — не навязывать жителям городов готовые решения, а давать людям возможность предлагать свои решения наиболее существенных для них проблем»; «Если посмотреть на рекламу в общественных местах, можно подумать, что нас волнует только крутое пиво, модные шампуни и последние фильмы Голливуда. Но разве это действительно то, что важно для нас в повседневной жизни?»

В самом конце фильма приводится интересный опыт по «рестайлингу» заброшенных или разрушенных зданий в городах США. Особенно актуальной эта проблема оказалась в Новом Орлеане, значительная часть которого была разрушена ураганом «Катрина» в 2005 году. Что делать с остатками разрушенных зданий? Сносить — или же отреставрировать и сделать в них что-то новое, что бы нравилось жителям? А что бы им понравилось? Это решила выяснить основатель проекта «I Wish This Was…» Кэнди Ченг. Она наклеила на полуразрушенные здания стикеры с надписью «I Wish This Was…» («Я хотел бы, чтобы это было…») с оставленным пустым пространством. И жители взялись его заполнять самыми разными пожеланиями — от серьёзных («…овощным магазином», «…выкуплено тем, кто стал бы здесь что-то делать») до шуточных («…не здесь», «…не таким дорогостоящим»).

I_wish_this_was

I_wish_this_was2

Вот бы повесить такие стикеры у нас в Великом Новгороде, например, на каркасе недостроенного завода «Волна», уродливо выпирающего на углу Большой Санкт-Петербургской и Германа:

BSPb-Germana

Всему мораль: удобными для людей города делать можно. А значит, и нужно.

Прямую ссылку на фильм можно найти в статье проекта «Новый город».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: