Сегодня ещё не нужны, завтра уже не нужны

Правы были Ильф и Петров, описав в одном из двух своих пресловутых произведений ситуацию, когда «немого кино у нас уже нет, а звукового кино у нас ещё нет…» Увы, этот эпизод не вошёл в классические экранизации их произведений и потому не стал общеизвестным.

Турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии 2006 года Орхан Памук в романе «Чёрная книга» (Kara Kitap) в одной из вставных историй рассказывает историю художника, произведения которого в консервативной Турции были ещё не нужны, а в новой либеральной «озападниваемой» Турции — уже не нужны. Турция, напомним, прошла этот водораздел в 20-х годах прошлого века.
Роман был написан в 1990-м году…

…Именно так мы узнали потрясающую историю о манекенах, упрятанных под землю.

Долгие века единственными манекенами в Турции были вошедшие в фолькло огородные пугала, пахнущие деревней и навозом. Настоящие манекены впервые изготовил для Морского музея, учреждённого по приказу султана Абдулхамита, мастер Бедии Уста, патриарх, творец истории манекена в Турции. Содействие мастеру оказывал наследник престола Осмал Джалалиддин Эфенди. По рассказам свидетелей, первые посетителя музея были изумлены, увидев на султанских лодках и галерах а также на испанских и итальянских кораблях трёхсотлетней давности наших матросов и крепких чужестранцев, выполняющих тяжёлую работу. При создании этих первых чудес Бедии Уста использовал в качестве материала дерево, гипс, воск, шкуры газелей, верблюдов и овец, и также человеческие волосы и бороды. Тогдашний шейхульислам, человек весьма ограниченный, увидев чудесные, выразительные манекены, впал в гнев: человек — создание Аллаха, так превосходно выполнить подобие человека — это значит состязаться с самим Аллахом. Он приказал манекены убрать, а за вёсла посадить чучела.

Этот запрет, лишь один из тысяч запретов в нашей истории непрерывной европеизации, не погасил вспыхнувшего в Бедии Уста творческого огня. Он продолжал делать манекены дома, называл их «дети мои» и пытался выставить свои произведения на всеобщее обозрение. Не добившись предоставления выставочного помещения, Он обиделся на государство и правительство. Но не на своё новое ремесло. Он превратил подвальный этаж дома в маленькое ателье и продолжал творить. Он опасался, что соседи по кварталу обвинят его в колдовстве, сумасшествии, безбожии. К тому же количество его «детей» постепенно росло, и они уже не могли поместиться в скромном мусульманском жилище, поэтому он перебрался из старого Стамбула в район Галаты.


<…> Прошло двадцать лет. В первые волнующие годы республики, на волне всплеска западного влияния, когда господа поменяли фески на панамы, а госпожи сняли чадру и надели туфли на каблуках, в витринах знаменитых магазинов готовой одежды в Бейоглу были выставлены первые манекены. Увидев эти иностранные изделия, Бедии Уста решил, что настал час, которого он так долго ждал. <…>


Владельцы универсальных магазинов, торговцы готовой одеждой — юбками, костюмами, чулками, пальто, шляпами — и оформители витрин, посмотрев образцы товара, отказывали ему, поскольку он, видите ли, делал манекены с наших людей, а модели одежды делались по фигурам европейцев. «Покупатель, — сказал один из лавочников, — хочет надеть не пальто, которое он видит каждый день на улице на плечах усатых, кривоногих, тощих сограждан, а пиджак, поступивший из далёкой, неизвестной страны, какой носят новые и красивые люди. Ему хочется верить, что, надев такой пиджак, он и сам изменится, станет другим человеком». А известный знаток витринного дела, увидев произведения Бедии Уста, пришёл в восторг, но с сожалением сказал, что не может поместить в витринах таких «настоящих турок», поскольку нынче этим не прокормишься, — турки не желают теперь быть турками, они мечтают стать кем-то другим. Для этого придумали революцию в одежде, сбрили бороды и даже сменили алфавит. Ещё один лавочник лаконично объяснил, что клиенты. по сути дела, покупают не одежду, а мечты. Они желают купить мечту быть такими, как те, кто носит европейскую одежду». 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: